Календарный вопрос в свете исторических фактов

22.01.2016 08:56
Архив Редакция

Уже стало традицией, что в ходе цикла т.н. рождественских праздников активизируется «христианская календарная дискуссия». Особенно активно она происходит в Беларуси и Украине, где в народных традициях празднования исторически существуют два варианта календаря: юлианский и григорианский. К сожалению, аргументы сторон в ходе дискуссии оказываются далеки не только от исторической правды, но и богословского контекста. Проблема запутывается еще и тем, что большинство Православных Церквей используют т.н. новоюлианский календарь, в котором неподвижные праздники совпадают с григорианским календарем. Поэтому в этой небольшой статье мы постараемся изложить как короткую историю, так и придать догматическую оценку аргументом обеих сторон.

Сразу исключим две широко распространенные ошибки:

1. Русская, Грузинская, Украинская, Белорусская, Иерусалимская и Сербская Православные Церкви не празднуют Рождества Христова 7 января. Время празднования обычное — 25 декабря, но… по юлианскому календарю.

2. Использования юлианского календаря для празднования Рождества Христова, как и других неподвижных праздников, никак не связано с богословскими или догматическими основаниями. Попытки представителей некоторых Православных Царьков привязать Рождество к общей календарной дискуссии не имеет никаких оснований.

Для общего понимания проблемы, обратимся к истории «календарного вопроса», а потом рассмотрим аргументы сторон.

Календарная проблема возникла в христианском мире в 1582 году, когда Римский понтифик Григорий ХІІІ ввел новый календарь. Основанием его непринятия не только православными, но и частью протестантов, было игнорирование решения І Вселенского собора о порядке исчисления Святой Пасхи, которая «не может быть ранее или вместе с Пасхой иудеев». Григорианский календарь пренебрегает этим правилом, а потому, по сути, с точки зрения православных верующих является еретическим. Именно из-за этого, в следующем, 1583 году, патриарх Иеремия, при участии патриархов Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, созвал Церковный Собор, который признал введение в Римской Церкви григорианского календаря таковым, что нарушает каноны и постановления I Вселенского Собора о порядке исчисления дня Святой Пасхи. Также Собор, в своем постановлении от 20 ноября 1583 года, призывает православных «твердо и неуклонно, даже до пролития своей крови, держаться православного месяцеслова и юлианский пасхалии», накладывая на всех нарушителей своего постановления анафему, отлучение от Церкви. Об этом же своем решении Константинопольский Собор сообщил всем Православным Церквам. Также все следующие православные совещания, до начала ХХ в. включительно, поддерживали использование юлианского календаря исключительно из-за пасхалии. При этом большинство православных ученых признавали неточность юлианского календаря.

Однако, в начале ХХ в., появляется новоюлиянский календарь, который является модификацией юлианского календаря, разработанной сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.

Вопрос о введении новоюлиянского календаря был решен на Константинопольском совещании Православных Церквей в 1923 году. И хотя его критики любят вспоминать одновременное решения праздновать Пасху по формуле «первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия», где все компоненты должны были определяться не по данным Александрийской пасхалии, а исходя из астрономии, по широте Иерусалима, но это решение никогда не было реализовано на практике и даже юридически давно отброшено Вселенским Православием. Большинство автокефальных Церквей празднуют Пасху по Александрийской пасхалии, основанной на юлианском календаре, а неподвижные праздники — по новоюлианскому календарю. Исключение составляют Русская, Белорусская, Украинская, Грузинская и Сербская Православные Церкви — они пользуются юлианским календарем. Также юлианским календарем полностью пользуется Афон. Но относительно Афона есть серьезное замечание: монашеская республика вообще не использует григорианский календарь.

Как видим, введение новоюлианского календаря исправило ошибки юлианского, но никоим образом не касалось догматических норм, которые были установлены на I Вселенским соборе.

Возникает логичный вопрос: Чем аргументируют непринятия новоюлианского календаря верующие Московского Патриархата и другие «сторонники традиций»?

Если отбросить ссылки на некие «богословские моменты», которых, как мы уже доказали выше, нет, то все аргументы сторонников юлианского календаря сводятся к нескольким позициям.

1. Новоюлианский календарь нарушает пост пред праздником памяти святых апостолов Петра и Павла. Ведь Святая Церковь так почитает этих великих Апостолов, что вводит особый пост, который продолжается от 8 до 42 дней. Но при введении новоюлианского календаря этот пост всегда сокращается. А если Пасха празднуется в период времени от 20 до 25 апреля включительно, то Петровский пост совсем упраздняется: для него не остается времени.

По нашему мнению, проблема сокращения поста пред праздником памяти святых апостолов Петра и Павла является надуманной. Ведь, как считают историки, этот пост в начале своего возникновения был ситуационным и никак не связан с памятью апостолов.

Так, часть историков считает, что этот пост был вынужденным и базировался на окончании запасов прошлогоднего урожая. Основываясь на исследовании истории сельского хозяйства Римской империи, ученые пришли к мысли, что большая часть простого населения должна ограничивать себя в еде с конца мая — начала июня до середины июля. Учитывая, что после Пятидесятницы больших христианских праздников нет, было очень удобно установить здесь компенсационный пост для тех, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхою. При этом праздник памяти апостолов Петра и Павла приобрел особое значение после освящения величественного храма Петра и Павла в Константинополе.

В пользу искусственности этого поста свидетельствует и факт перемены его срока (от 8 до 42 дней), чего мы не наблюдаем относительно других постов Православной Церкви, а также непонятное выделение памяти апостолов Петра и Павла среди других апостолов, например — святого апостола Андрея Первозванного или святых апостолов-евангелистов. Тем более, что ни Евангелие, ни Деяния Апостолов, не дают нам свидетельств об установлении какой-либо иерархии среди апостолов.

2. Попытка введения нового стиля уже была совершена в РПЦ МП патриархом Тихоном 15 октября 1923 года, но была отброшена верующими и упразднена уже 8 ноября того же года, просуществовав только 24 дня.

Действительно, большевики уже с 1918 года давили на патриарха Тихона в деле перевода РПЦ МП на григорианский календарь. Но это предусматривало и отказ от Александрийской пасхалии, что, как мы уже писали выше, противоречило постановлениям І Вселенского собора. К тому же, поддержание «старого стиля» было для архиереев, священников и прихожан своего рода формой протеста против советской власти, которая с ноября 1917 года вела настоящую войну против Православной Церкви. Кроме того, существует и официальное постановление Московского Совещания Православных Церквей 1948 года, согласно которому все православные должны праздновать Пасху по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Клирики и верующие обязаны придерживаться календарного стиля той Поместной Церкви, на территории которой они проживают. Поэтому, по нашему мнению, приводить пример 1923 года для отказа от новоюлианского календаря научно некорректно.

3. Введение новоюлианского календаря вызвало раскол в Греческом Православии. Это может ожидать и наши Православные Церкви

Действительно, введение новоюлианского календаря вызвало выход части архиереев, священников и верующих и образования т.н. «старостильников». Но, как показала история, введение нового календаря было лишь поводом для акривиально-консервативной и амбициозной части клира для образования собственных юрисдикций. Ведь до сих пор «старостильники» не создали единую структуру в пределах Греции (как и их последователи из других государств), находятся в перманентном движении разделов и исповедуют весьма специфические доктрины. В конце концов, определенный процент «внутренних консервативных сектантов» присутствует в каждой Церкви да время от времени порождает определенные еретические или псведоакривиальные группы отходящих от Церкви. При этом, как свидетельствует история Православия, юлианский календарь не является панацеей от деятельности подобных лиц. Здесь следует упомянуть т.н. «царебожников» из РПЦ МП или деятельность группы «истинных православных» бывшего владыки Артемия в Сербской Православной Церкви.

На наш взгляд, избежать риска создания раскола при переходе на новоюлианский календарь можно через разъяснительную работу священников, которая должна происходить перед проведением календарной реформы.

4. Привычка людей, которые будут отмечать «два праздника».

Сторонники данного аргумента, направленного против перехода на новоюлианский календарь, ссылаются на народное празднование «старого нового года». Действительно, в Беларуси и Украине существует определенная народная традиция празднования «старого нового года», даже в некоторых регионах существует его особая название — «молния». Но, на наш взгляд, возникновение и закрепление подобной традиции следует именно из-за одновременного существования двух календарей, так как, кроме первого дня нового года по юлианскому календарю, 1/14 января мы празднуем Обрезка Господне. Учитывая, что большинство православных верующих, особенно молодежи, ментально живет по светскому календарю, который в цикле Рождественских праздников будет совпадать с церковным, традиции празднования 7 и 14 января постепенно уйдут из жизни. Здесь, опять же, все будет зависеть от разъяснительной работы священников.

Таким образом, по нашему мнению, серьезных аргументов против введения новоюлианского календаря в Православных Церквах нет. Кроме этого, относительно именно Беларуси и Украины, существуют несколько неоспоримых фактов в пользу календарной реформы.

1. Константинопольский патриархат, который есть Церковью-Матерью для православных белорусов и украинцев, давно перешел на новоюлианский календарь. При этом он утверждает о неканоническом присоединении Киевской православной митрополии к Московскому Патриархату и считает Беларусь и Украину своей канонической территорией. В подобных обстоятельствах, переход православных белорусов и украинцев (и их автокефальных церквей — БАПЦ и УПЦ КП) на новоюлианский календарь будет не только шагом в сторону Константинополя, а и движением из духовной оккупации Московского Патриархата.

2. Беларусь и Украина уже много лет живут по григорианскому календарю, что накладывает определенный отпечаток на сознание православных верующих. Интегрированные в общество, состоящее также из верующих других религий и конфессий, а также атеистов, они не могут быть закрытой группы — поэтому в тот, или иной форме отмечают светский новый год. Это, как свидетельствуют психологи, создает у людей определенный диссонанс: они не хотят нарушать рождественский пост, но также не хотят выглядеть сектантами, отрываться от своих коллективов и друзей. При этом попытки некоторых священников служить на светский новый год литургию или молебен, вносят еще больший диссонанс в православную сознание — ведь новогодняя ночь, если она не приходится на время с субботы на воскресенье, является обычной ночью рождественского поста.

Таким образом, можно сделать вывод, что переход на новоюлианский календарь для православных белорусов и украинцев, жаждущих создать собственные Поместные Православные Церкви, является вполне логичным и не вступает в противоречие с православными догматами и канонами.

прот. Сергей Горбик (УПЦ КП).

Как вам новость?
Головоломки