"Материк": "Мечта шинкаря" или маниловские грезы"

05.05.2009 12:30
Архив Редакция

Не прошло и десяти лет после скрепления президентами Белоруссии и России Договора о создании Союзного государства, как Александр Лукашенко, наконец, сообщил о своих истинных геополитических устремлениях

Не прошло и десяти лет после скрепления президентами Белоруссии и России Договора о создании Союзного государства, как Александр Лукашенко, наконец, сообщил общественности о своих истинных геополитических устремлениях. Как оказалось, Лукашенко отводит Республике Беларусь роль не передовой твердыни Русского мира на западном направлении (Брестской крепости — как любили выражаться российские коммунисты) и духовного центра славянской цивилизации или одного из лидеров антизападного Движения неприсоединения, а нечто совсем иное.

Прежде заявленные устремления, если таковые вообще существовали, уже в невозвратном прошлом и отброшены за ненадобностью, а нынешнему Александру Лукашенко, переродившемуся из народного трибуна в «демократа» западного образца, они совсем не с руки. Теперь ему хочется совсем «немногого» — неограниченную по времени и полномочиям власть, худо-бедно работающую экономику и гарантированные рынки сбыта, влекущие за собой социальную стабильность и политическую неизменность. Все это — предел его мечтаний.

Исключительно в этой плоскости интересует нынешний Минск и белорусско-российская интеграция. Вступившие после долгих мытарств в силу соглашения о единой системе ПВО и о равных правах белорусских и российских граждан вполне могут оказаться высшим политическим достижением в деле союзного строительства.

Реальному общерусскому (восточнославянскому) государственному объединению Александр Лукашенко предпочел «мечту шинкаря»: быть у всех в услужении и иметь за то «гешефт».

«Мы не шли и не пойдем на поводу у тех, кто настойчиво убеждает нас в неизбежности дилеммы — Беларусь либо с Востоком (Россией), либо с Западом (Европой). Наша задача — быть соединяющим мостом между Востоком и Западом» (здесь и далее цитаты из Послания белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 23.04.2009 г.)

Отсюда и пресловутая многовекторность, которую Лукашенко определил как «базовый принцип внешней политики» Республики Беларусь, главным смыслом которой является «распихивание» где только возможно продукции белорусских предприятий.

Складывается впечатление, что Минск давно тяготит доставшийся Белоруссии с советских времен статус сборочного цеха ранее СССР, а ныне во многом Российской Федерации. Но такова объективная реальность: российский рынок является основным потребителем белорусской промышленной (в отличие от Евросоюза) продукции.

А если к этому добавить то обстоятельство, что не менее половины населения Белоруссии имеет близкие семейно-родственные связи с Россией и значительное (хотя и меньшее, чем следовало бы) влияние Русской православной церкви, то не будет большой ошибкой предположить, что Лукашенко не пойдет на открытый разрыв с Российской Федерацией и демонтаж союзных отношений.

Более того, он не устает заявлять, что «белорусский народ и русский — один народ, я всегда это подчеркивал». Но при этом полагает, что если и Россия считает белорусов одним с собой народом, то она должна «радоваться нашим успехам и на западном направлении».

«Мы это делаем не в ущерб нашей России, Я еще раз подчеркиваю — это наша Россия, и мы ее никому не собираемся отдавать».

Однако подобные вдохновенные заявления не должны вводить в заблуждение. Ведь президентская речь в парламенте не содержала даже намека на намерение довести до завершения дело строительства Союзного государства.

Собственно, самого Александра Лукашенко, по видимому, вполне устраивает союзный долгострой, который позволяет с одной стороны пользоваться всеми экономическими и политическими преимуществами союзника России, а с другой (ведь процесс-то не завершен), уклоняться от выполнения союзнического долга.

Кроме того, так и не была достигнута необратимость в белорусско-российских объединительных процессах, оставляя Западу надежды на ликвидацию союзного проекта. К чему прямо призвал 24 апреля лидер пропольского движения «За свободу» Александр Милинкевич. И нельзя сказать, что этот призыв был направлен совсем уж в пустоту. Несомненно его услышат в белорусских коридорах власти. Тем более, что за день до этого в своем послании парламенту Александр Лукашенко весьма лестно отозвался об усилиях Милинкевича по вовлечению Белоруссии в «Восточное партнерство».

Ну а что сам Лукашенко? Он продолжает твердить, что «Восточное партнерство» никак не направлено против России и что своим участием в этом проекте официальный Минск рассчитывает всего лишь устранить сложившийся во внешней политике Республики Беларусь перекос в сторону Российской Федерации.

«Не может птица лететь на одном крыле. Но так получилось, что мы сделали крен в сторону восточного вектора, прежде всего России».

Очевидно перекосом, который может помешать воплощению идеи «связующего моста между Востоком и Западом» белорусские власть имущие считают и «излишнее» распространение православия среди населения. Поэтому в последние годы власти делали целенаправленные усилия по повышению влияния католицизма в Белоруссии, который официальный Минск стал именовать не иначе как второй конфессиональной опорой государства.

«В нашей стране воплощается в жизнь уникальная модель партнерских отношений между государством, правительством, Православной и Католической церковью — основными нашими конфессиями».

Понятно, что подобная прокатолическая позиция Минска не была не замечена как в Ватикане, так и в западных столицах, особенно в Варшаве. Ведь новый курс Лукашенко дает возможность резко усилить на землях исторической Святой Руси (определение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла) и канонической территории Русской православной церкви влияние католицизма и, как следствие, значительно повысить шансы на воплощение реваншистских планов Варшавы относительно создания новой Речи Посполитой и территориального запирания России на северо-востоке Евразии.

«Мой визит к Папе Римскому, как раз исходит из того, что высшие иерархи Католической церкви высочайшим образом оценивают ту политику, которую мы проводим, в том числе и по отношению к католикам».

Визит Александра Лукашенко в Рим оказался вполне успешным. Белорусский президент 27 апреля был принят в Ватикане папой Бенедиктом XVI, встретился с князем и великим магистром Суверенного Мальтийского ордена Мэтью Фестингом и премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Кроме того белорусский президент обсудил с государственным секретарем Папы Римского кардиналом Тарчизио Бертоне соглашение о сотрудничестве (конкордат) между Ватиканом и Республикой Беларусь.

Фактически Лукашенко удалось заручиться покровительством римского папы (по крайней мере, так это выглядит внешне), одной из самых авторитетных фигур в западном мире. Так что 7 мая в Праге на саммите «Восточного партнерства» белорусские власти не будут выглядеть полными изгоями. Поэтому сиюминутный политический выигрыш Лукашенко налицо. Но что же он предоставит взамен?

Официальный Минск практически полностью открывает ворота для католической экспансии на Белой Руси, что неизбежно приведет к нарастанию соперничества (не исключено, что даже жесткого) между католической и православной церквами.

Фактически Александр Лукашенко собственными руками привносит в Белоруссию межцивилизационные противоречия между православно-русским, к которому изначально принадлежит Западная (Белая) Русь, и западно-католическим мирами.

Ранее все это смягчалось имевшими место некоторыми ограничениями на деятельность римско-католической церкви, которая понимала, что она не более чем «вторая». Теперь же «шлюзы» полностью открываются, главным показателем чего станет упомянутый конкордат между Ватиканом и Республикой Беларусь.

Во что выльется этот шаг в будущем можно только догадываться, но вот Белорусскому Экзархату Русской православной церкви придется отказаться от присущего ему в последние годы благодушия — у него появился изощренный и зубастый соперник.

Вообще действия и высказывания высших белорусских чиновников касательно религии отличаются порой не только легковесностью, но и говорят об их элементарном невежестве. Сейчас в Минске в официальных кругах много рассуждается не просто о возможной встрече на территории Белоруссии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Римским папой Бенедиктом XVI, но и о некоей посреднической миссии в этом деле Александра Лукашенко. Ну прямо-таки маниловские грезы!

Ничего кроме недоумения подобные неуклюжие заявления вызвать не могут, разве что еще раз стать свидетельством абсолютного незнания белорусским МИДом и окружением Лукашенко всей сложности и реальной подоплеки противоречий между православием и отпавшим когда-то от него католицизмом. И если встрече Патриарха и Римского папы действительно когда-нибудь суждено будет состояться, то произойдет это, конечно, никак не в Белоруссии, а, к примеру, у Гроба Господня в Иерусалиме.

Владислав Лосев, «Материк».

Как вам новость?