"Новая политика": "Евроинтеграция по-белорусски"

14.05.2009 11:32
Архив Редакция

Рассорившись с Россией, Минск не приобретет новых честных партнеров

7 мая в ходе саммита в Праге официально стартовала программа «Восточное партнерство». Проектом предусматривается выделение Украине, Беларуси, Молдове и трем государствам Южного Кавказа до 2013 года 600 миллионов евро, которые, согласно официальным релизам, предназначены для укрепления государственных институтов, контроля границ и оказания помощи малому бизнесу.

Вероятное участие в этом помпезном мероприятии высокопоставленных представителей белорусского руководства изначально сопровождалось разнообразными скандалами и угрозами, связанными с активным нежеланием особо чувствительных восточноевропейских «демократов» пожимать руку белорусскому лидеру. Впрочем, прагматичные идеологи вовлечения Беларуси в европейские интеграционные проекты, как и стоящие за ними американцы, уже не первый год демонстрируют гибкость в подходах и интеллектуальную изобретательность, последовательно добиваясь своих экспансионистских целей на постсоветском пространстве. Так, американский «Национальный демократический институт международных отношений» (NDI) распространил обращение, в котором Мадлен Олбрайт и Дэвид Гамильтон объявляют о приостановке своих проектов в Беларуси в связи с тем, что «Беларусь избрала путь к построению демократического и правового государства».

Словом, ставки в борьбе за симпатии официального Минска довольно высоки, и негативными эмоциями некоторых излишне неуемных поборников «демократии и прав человека» в вопросе присоединения Беларуси к «Восточному партнерству» предсказуемо пренебрегли. Напомним, что ранее с Александра Лукашенко был снят запрет на выезд в европейские страны, а в апреле в ходе поездки в Рим (причем, вместе с сыном) состоялась встреча белорусского лидера не только с Сильвио Берлускони, но и с Папой Римским. Напомним, что католики (преимущественно поляки) составляют до 20% населения Беларуси, да и «ядром» проевропейской белорусской оппозиции являются ориентированные на Польшу представители интеллигенции. В этом контексте встреча Лукашенко с главой Римско-Католической Церкви символически закрепляет новое позиционирование Беларуси в качестве географического центра Европы, соединяющего, духовно и культурно-исторически, «Восток» и «Запад». Впрочем, предложение «батьки» о том, чтобы возможная встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского состоялась именно на территории Беларуси, видимо, не находит должного понимания в Москве и может лишь добавить непонимания в диалоге двух стран, который и так весьма непрост.

Разворот Беларуси в сторону Европы начался, как известно, еще несколько лет назад, после нескольких газовых конфликтов и безуспешных попыток реанимировать проект Союзного государства. Как известно, в любом противостоянии не бывает полностью правых и виноватых. Если в Беларуси не без оснований опасались, что в случае форсирования интеграционных процессов в эту страну будут перенесены не самые симпатичные формы «отвязанного» псевдорыночного либерализма (не только в экономике, но и в социальной, духовной, культурной сфере), то Москва обвиняла белорусов в вольготном существовании за счет реэкспорта российских нефти и газа. Насколько эти обвинения были справедливы — это отдельный вопрос, однако приходится признать, что в российско-белорусских отношениях, несмотря на успешное развитие военно-технического сотрудничества, отсутствовал как комплексный подход, так и стратегическое видение перспектив. Что касается кадровой политики, призванной придать Союзному государству должный динамизм и адекватность, то вспоминать об этом и вовсе неприлично. Кроме того, в России делали (и до сих пор продолжают делать) упор на приоритетное развитие отношений с Европейским Союзом с его «молочными реками и кисельными берегами», рассматривая ближайших соседей едва ли не как «нахлебников». Так что упреки в адрес официального Минска не совсем уместны.

В условиях экономического кризиса и остановки ряда крупных производств надежды Минска на помощь со стороны Европы вполне понятны (насколько они оправданны — другой вопрос). Участие республики в «Восточном партнерстве» позволит резко увеличить объемы экспорта белорусских товаров в ЕС, заявил 8 мая глава белорусской делегации на саммите в Праге, первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко. По его мнению, белорусские товары полностью конкурентоспособны и могут быть востребованы в Европе. «Минск будет работать над расширением торговых возможностей с ЕС вплоть до создания зоны свободной торговли, он также рассчитывает на то, что уже в нынешнем году может вернуться в европейскую Генеральную систему преференций», заявил вице-премьер белорусского правительства. Участие в новой программе создаст инструменты для быстрой модернизации белорусской экономики, уверен Семашко. Также, по его словам, «Восточное партнёрство» будет способствовать более полному развитию транзитного потенциала Белоруссии и упрощению визового режима с ЕС: «Мы должны стоять на двух ногах, иметь отличные отношения с Россией. Нам ее никто никогда не заменит. С другой стороны, мы должны работать с Европой».

В целом, в оценках состоявшегося действа превалируют положительные или сдержанно нейтральные тона. Комментируя принятую в Праге декларацию, оставшийся в Минске Александр Лукашенко подчеркивал выгоды будущего сотрудничества для Беларуси, прежде всего, с экономической точки зрения. В частности, он заявил: «Самое главное, что нас волнует — то, что мы половину продукции продаем в ЕС». «Нам приходится преодолевать пошлины, барьеры. Разве нет смысла бороться за зону свободной торговли в Европейском Союзе?», вопрошает белорусский лидер.

Как известно, «Восточное партнерство» не предусматривает возможности членства в ЕС, но предполагает политическое и экономическое сближение с Евросоюзом, включая облегчение визового режима и сотрудничество в сфере энергетики. Впрочем, пока это все слова, а при реализации конкретных проектов можно натолкнуться на бюрократические препоны. Например, уже сейчас Беларусь намерена подключиться к электронной системе декларирования товаров, которая существует в ЕС. По словам министра иностранных дел Сергея Мартынова, республика уже готова сделать это для беспрепятственного транзита грузов, однако со стороны ЕС существуют определенные бюрократические проблемы. Представляется, что не все будет гладко и с упрощением визового режима между Белоруссией и ЕС, на что так уповают в Минске.

Впрочем, как представляется, дело здесь не только (и не столько) в экономике. Минские оппозиционеры уже сейчас вовсю подсказывают Лукашенко, что делать дальше. «Уровень участия Белоруссии в «Восточном партнёрстве» будет взаимосвязан с дальнейшими решениями властей», — говорит Александр Милинкевич, полагающий, что «своими недостаточными действиями по демократизации Белоруссии» президент республики прощения пока что не заслужил. Видимо, заслужит он его в тот момент, когда во всех своих действиях по отношению к «восточному соседу» начнет копировать действия Виктора Ющенко. А если этого не будет, то последствия не заставят себя долго ждать.

Как известно, инициатива пристегнуть к европейской «колеснице» три государства Закавказья, Украину, Беларусь и Молдову принадлежит Швеции и Польше, то есть именно тем государствам, которые пребывают в наибольшей оппозиции к любым шагам, предпринимаемым Москвой на постсоветском пространстве. Вряд ли Варшава и Стокгольм при разработке своих проектов руководствовались сугубо альтруистическими соображениями. Так что можно предположить, что возможное включение Беларуси в имеющие ограниченный эффект локальные программы «Восточного партнерства» будет обставляться, прежде всего, политическими условиями. Например, речь может идти о свертывании сотрудничества с Россией в военно-технической сфере (на территории республики находится зональный пункт связи с подводными лодками «Вилейка» и РЛС «Волга») или о приватизации белорусской ГТС по украинской модели. Благо примеры имеются — американская программа «Вызовы Тысячелетия» не первый год применяется в качестве одного из рычагов, с помощью которых США пытаются контролировать внешнеполитический курс и внешнеэкономические связи включаемых в эту программу государств.

Рассорившись с Россией, Белоруссия не приобретет новых честных партнеров, но зато обречет себя на роль третьеразрядной периферии ЕС, антироссийского плацдарма и объекта экспансии «цивилизованных соседей», прежде всего, Польши, относящейся к «дзикусам зэ всходу» с откровенным пренебрежением. Кроме прочих негативных последствий, форсированная «европеизация» по ющенковской модели грозит обернуться расколом белорусского общества, которое вряд ли благосклонно примет неизбежную тотальную антироссийскую пропаганду. Судьба современной украинской и грузинской государственности является хорошим примером того, что может ожидать Белоруссию в случае окончательной победы «европейских мечтателей».

«Новая политика».

Как вам новость?