Тайны Минского Двора

14.05.2009 17:32
Архив Редакция

Когда мы говорим об элите, то автоматически имеем в виду элиту гражданского общества.

 

В прошлом блоге один из активных членов нашего сообщества Сарказмов, в целом положительно оценив мою предыдущую статью, в то же время сделал одно важное критическое замечание: «Единственный упрек за наезд на Наталью Петкевич… В контексте сказанного можно лишь с ней согласиться. А вы сразу в живот ногой. С какой стати?» Немедленно хочу возразить в свое оправдание — ничего подобного у меня и в мыслях не было. Во-первых, драться с женщинами для любого мужчины — это последнее дело. Во-вторых, категорически советую всем — без особой, критической на то нужды никогда не применяйте этот запрещенный прием, потому как последствия могут быть самыми плачевными, в том числе и для исполнителя. А в-третьих, «наезжать» персонально на Наталью Петкевич у меня нет никаких оснований. Ни лично, ни даже визуально я с ней не знаком, квалифицированно оценить ее как специалиста-управленца тоже не могу. Знаю только, что вроде бы это именно она была главным инициатором реформы системы социальной защиты в нашей стране, результатом которой стала отмена большинства льгот в Беларуси. Из других ее достижений на государственном поприще вспоминается также приписываемое ей авторство знаменитого декрета №18 — о привлечение к труду нерадивых родителей для возмещения государству расходов на содержание их детей. Вот, пожалуй, и все. Что же касается ее реплики о том, что «нужно ценить каждое мгновение жизни, каждый шаг, сделанный властью во имя народа», то она вызвала во мне неприятие не столько личностное, сколько мировоззренческое. Сейчас попытаюсь объяснить почему.

Но для начала мне хотелось бы процитировать эпатажного российского писателя и публициста А.Проханова. Сразу подчеркну, его убеждений я ни в малейшей степени не разделяю, но в тоже время не могу не признать, высказанные им мысли иногда могут быть интересны в том числе и его идеологическим противникам. Например, в статье «Если завтра война», опубликованной в газете «Завтра» (главным редактором которой он является), А.Проханов пишет: «В чем разница американского и русского лидера? Вот Буш. Он может подавиться булкой, до сорока лет он «квасил», что в Техасе обычное дело, он может перепутать названия какой-нибудь страны, выступить где-то посмешищем. Но для Америки это абсолютно не страшно, потому что вокруг Буша находится элита американского общества: профессионалы, безупречные патриоты, которые не позволят Президенту совершить непростительную глупость. У нас вместо элиты — двор. Царедворцы. Их карьеры — карьера столоначальников. Кадровый резерв столоначальников. У них за спиной нет ни одного серьезного проекта, они не запускали звездолеты, не осваивали Арктику, не выигрывали войны, не переводили (страну) на другой цивилизационный уровень. Они всю жизнь командовали «столами». …Конечно, телевидение создает радужную картину. Из телевидения не узнать истинное положение вещей, …но всем понятно, что …мы имеем дело с огромным блефом…Как сейчас врут, не врали даже при коммунистах…» Я думаю, все вышесказанное в полной мере характерно не только для современной России, но и для суверенной Беларуси, если даже не в большей степени.

Однако давайте воздержимся от сравнительного анализа телевизионного «блефотворчества» в обеих частях «союзного государства», тем более, что его уровень и там и там будет примерно одинаков. В этот раз мне бы хотелось поговорить об отсутствии настоящей национальной элиты в Беларуси, а также о белорусском «Дворе Его Величества», который в полном соответствии с российскими монархическими традициями за годы правления президента А.Лукашенко сформировался и у нас. По сути, высокопоставленной «статс-дамой» Минского (чуть не написал — Мадридского) Двора является и замглавы Администрации президента Н.Петкевич, а потому все ее публичные выступления, равно как и откровения других «придворных», как правило, малосодержательны, ибо уже по определению не могут выйти за рамки «дворцового этикета», который строго предписывает при любых обстоятельствах «искренне» восхищаться проводимой в государстве политикой, наделяя при этом самого Суверена всеми мыслимыми и немыслимыми положительными качествами, вплоть до откровенно божественных. Вот в этом-то главная опасность для самого Двора и состоит, потому как правила игры, в нем установленные, принуждают чиновников при власти руководствоваться не соображениями эффективности и честности, а страхом сделать что-нибудь «не так», или поступить «не как все». В конце концов это неизбежно приводит к тотальному хамелеоновскому прагматизму наших правящих «царедворцев-столоначальников», что в сочетании с их чрезвычайной «коррупционной возбудимостью» может быть крайне опасно для общества, особенно в условиях экономического кризиса. Но хуже всего то, что влияние Двора на жизнь целой страны со временем стало в Беларуси настолько подавляющим, что он превратился в настоящий «социальный тромб», препятствующий даже минимальной «социальной подвижности» остального населения республики, как активного, так и не очень.

Между тем хорошо известно, что главным субъектом исторического процесса у любого народа, особенно в переломные моменты его истории, является национальная элита. Причем, под словом «элита» подразумевается не какая-то случайная группа людей, которая в силу различных обстоятельств получила право контроля за денежными потоками и базовыми ресурсами страны, в том числе ресурсами по навязыванию обществу неких социальных стандартов, а настоящая «элита прорыва», в самом широком понимании этого слова, обладающая резко выраженным национальным самосознанием и способная в чрезвычайной обстановке самостоятельно принимать чрезвычайные решения. Тем не менее стройной системы подготовки национальной элиты в Беларуси до сих пор нет, существуют разве что отдельные ее элементы, сохранившиеся еще со времени Советского Союза — в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня в процессе так называемого «естественного отбора». А потому круг «посвященных» в нашей стране крайне узок, ибо обеспечивается он за счет максимального упрощения критериев отбора. В основном «рекрутизация в элиту» осуществляется по каким-то примитивным признакам — землячеству, идеологической преданности, членству в определенных организациях и т.д. Другими словами, «схлопывание» большинства естественных каналов вертикальной мобильности населения резко снижает вероятность появления в различных областях общественной жизни нашей страны ярких личностей, способных нестандартно мыслить и генерировать новые идеи. В результате мы имеем то, что имеем — полнейшее отсутствие каких-либо серьезных достижений в науке, искусстве, кинематографе, литературе, музыке, технологиях… и т.д. Даже национального бизнеса в Беларуси фактически нет, потому как, цитирую Злого по прошлому блогу, «все в РБ замыкается на одну личность, и экономика в том числе». Что, по его мнению, «может привести к проблемам в будущем»…

И еще каким. Ситуация усугубляется также полным отсутствием в Беларуси свободных выборов, способствующих «элитному разнообразию» в обществе. И наоборот, общеизвестно, что управление выборами и обеспечение их предсказуемости в соответствии со спущенными сверху разнарядками, приводит к застою и глубокому нездоровью всей системы. Значительный вклад в формирование политической элиты могли бы внести политические партии, в том числе и оппозиционные, как это происходит на Западе, но в условиях Беларуси это тоже совершенно невозможно. И не потому, что у нас нет потенциально достойных партий и политических движений — власть элементарно боится конкуренции, стараясь максимально обезопасить себя всеми доступными способами. Если в ком наша власть периодически и нуждается, то только в бюрократах-управленцах, то есть в дисциплинированных исполнителях. Которые, как известно, всегда продают и предают первыми — как говорил когда-то Б.Спиноза: «Для лакея нет героя»… Другими словами, в Беларуси правит бал все та же номенклатура советского образца, которая принимает на себя функции элиты, в то же время стараясь всячески оттеснить последнюю на общественную периферию. При этом признаки, которые отличают нашу номенклатуру, за последние годы нисколько не изменились. Это все те же: личная преданность, безынициативность, стремление к максимальной усредненности (незаметности), конформизм, низкое качество образования, беспринципность, патологическая коррупционность. Но это вовсе не означает, что среди белорусской номенклатуры нет толковых людей. Они безусловно есть, но обречены изначально: если тебя назначили «элитой», то настоящим представителем элиты ты уже никогда не станешь. Иначе говоря, главная проблема у нас не столько в самом «человеческом факторе», сколько в допотопном качестве социальных фильтров, сдерживающих потоки служебных карьерных продвижений.

Короче говоря, перед Беларусью, если мы хотим построить настоящее государство, стоит задача создать весь ведущий слой общества, фактически построить нацию заново. Нам нужны не только послушные чиновники, которые идут на службу исключительно потому, что там взятки большие, а настоящие специалисты экстра-класса, способные на равных конкурировать со своими коллегами из-за рубежа. Важно воспитать чиновника, который умеет не только говорить с людьми (на разных языках), но и слушать. Кроме них, нам необходимы талантливые изобретатели, художники, писатели, музыканты, менеджеры, бизнесмены. Нужны условия, чтобы молодежь не уезжала из нашей страны. Чтобы бизнес был свободным, открытым, транснациональным, но вместе с тем ощущал свою кровную принадлежность к Беларуси. И вся эта команда должна сложиться не потому, что начальник приказал, а в силу логики естественного развития и собственной внутренней убежденности каждого. Возможно, в наибольшей степени Беларусь нуждается в профессиональных политиках — ведь это только кажется, что их у нас их и так много. Чаще всего даже в оппозиционной среде мы имеем дело с бывшими управленцами — практиками и прагматиками, ориентированными на решение частных конкретных проблем. Между тем хорошо известно, что политиков и управленцев отличает абсолютно разный стиль мышления.

Ведь как, например, в условиях мировой демократии возникает и формируется политический класс? Как правило — это исключительно гуманитарное сословие, базирующееся на университетах со столетней репутацией. Именно там у будущих политиков закладывается способность стратегического масштабного мышления, позволяющая впоследствии «креативно» думать и видеть дальше других. Немаловажную роль в этом процессе играет студенческое самоуправление, которое собственно и выдвигает из своей среды будущих президентов и премьеров. То есть оно как бы конструирует прообразы политического стиля, который потом позволяет выпускнику университета заниматься политикой на самом высоком уровне (примеры: Клинтон, Буш, Блэр и великое множество других известных имен на всех континентах). Беларусь в этом отношении никаким исключением не является, нам тоже жизненно необходимы элитарные учебные заведения, которые бы со временем сформировали «национальную сборную страны», умеющую действовать в команде на благо своего народа. Но если на данный момент создание подобных учебных заведений у нас невозможно, то может быть стоит начать с приглашения зарубежных преподавателей в наши вузы, ибо трудно чему-нибудь толковому научиться без «пересадки» постороннего живого опыта. Кроме того, повсеместно существует опыт обучения наиболее продвинутой молодежи в ведущих университетах мира за государственный счет — с условием обязательного возвращения на родину.

Когда мы говорим об элите, то автоматически имеем в виду элиту гражданского общества. Следовательно, без свободного гражданского общества элита у нас не появится никогда. Не появится она и при сохрании Двора — «социального тромба», мешающего «общественному кровообращению». Любой медик вам подтвердит — длительное наличие тромба в жизненно важной артерии при отсутствии адекватного лечения неизбежно приводит к катастрофе всего организма — инфаркту, инсульту, острой ишемии внутренних органов и т.д. Следовательно, у нас нет времени на длительную естественную селекцию элит. А это значит, что государство, если только оно не утратило инстинкт самосохранения, просто обязано искать иные, нестандартные решения, разрабатывать такие политические проекты, которые позволят формировать белорусскую элиту в ускоренном, и даже в сверхускоренном темпе. Для чего, на мой взгляд, необходимо создание специальной программы, причем на самом высоком государственном уровне. Эффективность подобных программ известна, но все же это лучше , чем ничего. В первую очередь такая программа должна предусматривать формирование работающей системы «социальных лифтов» которая будет ориентирована не на пассивные абстрактные ожидания «благородных и талантливых политиков, менеджеров и т.д.», а на четкий и понятный всем алгоритм действий — целый комплекс стратегий, таких как: разработка нормативной базы конкурсной аттестации, ситуационное привлечение на экспертные и управленческие позиции специалистов самых разных направлений, законодательный запрет на ограничение менеджерского оклада и тому подобное.

В идеале национальная элита в Беларуси просто должна быть. Причем, не маргинальной, а вполне легитимной сферой политики со своими прозрачными правилами, с назависимыми СМИ и нормальной открытой конкуренцией. И в силу своего существования она будет вынуждена тогда прислушиваться к тому, что происходит в стране и мире, дышать общим для всех граждан воздухом, а не наслаждаться эксклюзивным микроклиматом своих государственных дач и персональных усадеб. К сожалению, пока ее нет и я очень совневаюсь, что в обозримом будущем она появится. Пока же у нас есть Двор с «царедворцами-столоначальниками», которые чуть ли не каждый день призывают население любить власть «за мир, за солнце над головой, за каждое мгновение жизни, каждый шаг, сделанный властью во имя народа». В свою очередь народу кажется, что власть обладает некими тайными знаниями о природе вещей и потому пытается всему сказанному верить. Как написал когда-то нетленный Карл Маркс: «Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение».

Как вам новость?
Головоломки