Delfi: "Белорусские торговцы грузинскими территориями"

19.05.2009 11:53
Архив Редакция

Белорусская делегация во главе с руководителем Администрации президента Владимиром Макеем находилась с двухдневным визитом в Абхазии

Белорусская делегация во главе с руководителем Администрации президента Владимиром Макеем находилась с двухдневным визитом в Абхазии. 12 мая ее принял Сергей Багапш. По сообщению его пресс-службы, на встрече обсуждались вопросы абхазо-белорусского сотрудничества в различных сферах.

В состав делегации также входил первый заместитель управляющего делами президента Николай Корбут. Фамилии других членов делегации не сообщаются.

В Администрации президента и МИД Беларуси этот визит до сих пор не комментируют.

Как известно, никто кроме России не признает Абхазию и Южную Осетию самостоятельными государствами. В том числе и Евросоюз. Информация, что Никарагуа вслед за Россией признала независимость сепаратистских анклавов не соответствует действительности. Это центральноамериканское государство декларировала свою поддержку, но, как оказалось, после полученного российского кредита никак юридически, по нормам международного права, это так и не оформило.

А Беларусь продолжает под прессингом России тянуть с юридическим признанием этих российских протекторатов. Москва настаивает, что как белорусская часть так называемого союзного государства, Минск обязан признать то, что называют итогами августовской войны 2008 года. Однако, оказавшись в ситуации, когда белорусский правитель затеял игру с Евросоюзом под названием «диалог», его карманный парламент вдруг стал проявлять «самостоятельность» и тянуть с рассмотрением вопроса об Абхазии и Южной Осетии.

Уже говорят, что будто бы его рассмотрение может быть на осенней сессии парламента. Очевидно, что диктатор ждал прохождения рубикона под названием «Восточное партнерство». Этот проект Евросоюза, где вместе с Грузией оказалась и Беларусь, фактически прервал европейскую самоизоляцию режима Лукашенко. И после пражской презентации этого проекта, а вернее инициативы, состоявшейся 7 мая, Лукашенко решился неким образом разрядить напряженность с Кремлем по вопросу признания двух российских протекторатов, послав в Сухуми главу своей администрации.

Следует отметить, что Владимир Макей сегодня считается очень влиятельной фигурой в окружении Лукашенко. А в Москве этого кадрового дипломата в звании полковника военной разведки считают лидером так называемой прозападной группы влияния в руководстве Беларуси. Так что появление Макея в Абхазии можно воспринимать как возможность его конкурентов ослабить позиции прозападного кадра во внешней политике режима, так и стремление минимизировать реакцию Запада на проявленные Минском открытые контакты с сепаратистами.

Накануне проведения 18-19 мая очередного раунда международных дискуссий в рамках Женевского процесса и обсуждения предложений сторон по выработке нового мандата Миссии ООН, фактически негласно в Женеве появился глава МИД Беларуси Сергей Мартынов. Как и в случае с визитом Макея в Сухуми, ни МИД, ни одно СМИ в Беларуси о пребывании Мартынова в Женеве не сообщают.

По некоторым данным, он мог проводить там консультации с американцами на разные темы. В том числе и грузинскую. Следует отметить, что остается неизвестной позиция Минска при голосовании в ОБСЕ по вопросу мандата миссии в Грузии. По словам главы МИД Грузии, Россия после голосования оказалась в одиночестве, безуспешно пытавшись добиться отдельного мандата для миссии ОБСЕ в Южной Осетии.

Россия и Совет Европы зашли в тупик в вопросе развертывания мониторинговой операции ОБСЕ в Грузии. Россия выступает против предложенного Грецией, как председательствующей стороной в ОБСЕ, схемы работы миссии. В СМИ появилась информация, что Москва наложила вето на греческий вариант. В МИД также неофициально эту информацию опровергли. Пока никакого решения не принято, идет трудная дискуссия по этому вопросу. Тема Грузии вновь может стать принципиальным разногласием между Москвой и странами Запада.

Теперь Греция будет пытаться поднять вопрос на более высокий политический уровень, что означает менее удобный для России формат обсуждения: более жесткий и более политизированный. Россия будет пытаться все-таки достичь компромисса, хотя не исключено, что вскоре Москве придется столкнуться с более жесткой позицией Европы в отношении Грузии.

ЕС согласилась осенью прошлого года отодвинуть грузинскую тему на задний план, объединив усилия ключевых игроков для борьбы с мировым финансовым кризисом. Сегодня, когда ситуация на рынках более или мене стабилизировалась, ЕС может вернуться к «больным» темам, тем более, что наметилась тенденция ухудшения энергетических перспектив.

Мероприятие в Женеве проводится в соответствии с договоренностями президентов России и Франции Дмитрия Медведева и Николя Саркози, достигнутыми в августе 2008 года для решения вопросов обеспечения безопасности Абхазии и Южной Осетии. Дискуссии пройдут под сопредседательством ЕС, ООН и ОБСЕ. В них участвуют Россия, США, Грузия, Абхазия и Южная Осетия.

Сегодня политика Лукашенко заключается в том, что он пока воздерживается от юридического признания государственной независимости отколовшихся двух территорий Грузии и одновременно наращивает сотрудничество с ними в различных сферах. Серьезной помощью такой политики стала позиция Еврокомиссии.

Вопрос о статусе самопровозглашенных республик Южная Осетия и Абхазия не является частью диалога или условием развития отношений Беларуси и Евросоюза. Об этом заявил глава представительства Еврокомиссии в Минске и Киеве Жозе Мануэль Пинту Тейшейра на пресс-конференции в Минске 12 мая. По словам главы представительства, власти и народ Беларуси самостоятельно решат, признавать эти страны или нет.

Некоторые эксперты полагают, что за столь короткий срок не могли произойти изменения во внешнеполитических раскладах двух сторон. Но, очевидно, что между Беларусью и Европой была достигнута негласная договоренность чтобы впредь избегать громких заявлений на тему признания этих территорий. Ценность признания или непризнания их постепенно падает. Белорусская сторона выторговала вроде бы все, что можно на Западе за непризнание. Теперь будет торговаться с Россией, чтобы все же признать.

Роман Яковлевский, Delfi.

Как вам новость?