Коллективное баскачество

21.05.2009 00:56
Архив Редакция

Для России КСОР нужны, чтобы потешить свои иллюзии.

 

Мздой облагает зима, как баскак,
Окна и печи, но стужа в их книгах —
Ханский указ на вощеных брусках
О наложении зимнего ига.

Б.Пастернак, «Двор»

О татарских баскаках, упомянутых в известном стихотворении Б.Пастернака давайте поговорим чуть позже, а начать очередную историю мне бы хотелось со слов купцов-корабельщиков из «Сказки о царе Салтане», которые на вопрос главы одного транзитного государства — Вы куда теперь плывете? — ответили: «А теперь нам вышел срок, едем прямо на восток, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». По смыслу примерно то же мог бы сказать и президент А.Лукашенко, чей правительственный корвет недавно вернулся из длительного «европейского похода». Справедливо подразумевая при этом, что «западный вектор» внешней политики белорусской властью отработан полностью: «Восточное партнерство» с ЕС, считай, уже в кармане, Папа Римский благословил и даже отпустил все грехи, имидж главы государства слегка подправлен, а значит теперь самое время вновь обратить свои паруса и взоры на Восток — туда, где «весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате…» Причем, «с грустной думой на лице», что не есть хорошо. Ибо когда великий самодержец начинает киснуть от тоски и одиночества, все его соседи сразу же ощущают какой-то необъяснимый дискомфорт… Да и просто богатый жизненный опыт подсказывает — за морем, конечно, житье не худо, белки (ударение на первый слог) там безусловно поют, орешков золотых тоже не счесть, но и о царе Салтане забывать все же никак нельзя. Особенно еще и потому, что с этими хитрющими евробелками надо держать ухо востро, а от возможных набегов пиратов-викингов нашему «острову Буяну» в одиночку ни за что не устоять. Вот по всему и выходит — западные желания жизненно необходимо уравновешивать восточными возможностями, и самым оптимальным вариантом для этого, с точки зрения белорусского руководства, является старый добрый военный союз с царем Салтаном, от участия в котором, хотя и намучаешься изрядно, но зато власть свою сохранишь. А что еще надо любому князю на Земле, чтобы достойно встретить старость?…

К тому же как раз кстати соответствующий повод нарисовался. Как известно, 14 июня в Москве должен состояться очередной саммит Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), в состав которой входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Причем, в этом году председательство в ОДКБ переходит к Беларуси, что дает А.Лукашенко дополнительный шанс заполучить, наконец, у России по сходной цене такие желанные для него ракетные комплексы С-400 «Триумф» и «Искандер», о чем уже поспешил обнадежить белорусского лидера генеральный секретарь ОДКБ Н.Бордюжа. Но все же главным пунктом повестки дня будущего саммита по всей вероятности станет формирование так называемых Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) — то есть неких новых военных структур, предназначенных непосредственно для практических нужд ОДКБ. По существу, речь идет о создании своего рода армии СНГ, которая, как заявил недавно президент РФ Д.Медведев, «будет не хуже, чем у НАТО». На пресс-конференции по итогам прошлого саммита ОДКБ в Москве, Д.Медведев, в частности, сказал: «Это будут серьезные формирования, достаточные по своему объему, укомплектованные самой современной техникой, эффективные. Они должны быть по своему боевому потенциалу не хуже, чем силы Североатлантического альянса». Принятие решения о КСОР — это по существу юридическое оформление договоренностей, достигнутых еще 19-21 декабря прошлого года на неформальном саммите ОДКБ в курортной зоне Казахстана «Бурабай». Согласно подписанному тогда документу, главной задачей КСОР является создание совместного военного потенциала «для отражения агрессии, по ведению контртеррористических операций, специальных мероприятий по борьбе с транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также для оказания взаимной помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Технически все должно выглядеть следующим образом: подразделения КСОР будут находиться в местах своей постоянной дислокации и подчиняться национальным командным структурам. В свою очередь штаб КСОР, расположенный в России, будет осуществлять общую координационную деятельность. При этом решение о задействовании коллективных сил должно приниматься советом коллективной безопасности ОДКБ. Главное же отличие Коллективных сил оперативного реагирования от ранее созданных ОДКБ объединений заключается в следующем — до этого все аналогичные попытки основывались на региональном принципе, то есть были созданы три войсковые группировки: восточно-европейская (Россия — Беларусь), кавказская (Россия — Армения) и ограниченные по своему составу Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (КСБР ЦАР). Предусматривалось также создание соответствующих систем безопасности, и только на третьем этапе — объединение военных сил как таковых. Теперь же главы государств-членов ОДКБ решили сформировать как бы «самостоятельные» коллективные вооруженные силы, которые, по словам генерального секретаря Н.Бордюжи, «будут предназначены для того, чтобы действовать в любом регионе зоны ответственности ОДКБ». Предварительно известно, что основную часть КСОР будут составлять российские солдаты. Москва готова предоставить 98-ю воздушно-десантную дивизию, дислоцированную в Иванове, и десантно-штурмовую бригаду в Ульяновсе (всего около 8 тыс. военнослужащих). Казахстан будет представлен десантно-штурмовой бригадой (до 4 тыс.), остальные союзники ограничатся лишь батальоном. Подразделения Узбекистана не будут входить в эти силы на постоянной основе, а смогут подключаться к некоторым операциям КСОР, правда только к тем, которые заинтересуют Ташкент. Кроме того, существует предположение, что в состав КСОР могут быть приданы подразделения ФСБ и МВД России, но официально оно еще не обнародовано. Нет пока ответа и на вопрос, включат ли в состав КСОР отдельные части российских ВВС и ПВО, что, по мнению специалистов Генштаба России, могло бы усилить ударную составляющую и международный авторитет организации. Итого, общая численность КСОР должна составить свыше 15 000 человек, при этом войска разных стран будут иметь совместимые системы связи и проводить совместные учения.

Москве придется также повысить свою долю в бюджете ОДКБ, который только за год вырос на 25%. А всего в прошлом году, например, бюджет организации составил порядка 150 млн руб., причем по традиции половину внесла Россия. В 2009 году РФ потратит на ОДКБ уже не менее 94 млн рублей. На мой взгляд, наиболее откровенно об истинном предназначении создаваемой военной организации рассказал все тот же генсек ОДКБ Н.Бордюжа. В частности, он заявил: «В случае создания таких сил, Организация сможет реагировать на любые категории кризисных ситуаций, которые могут возникнуть на территории любого государства — члена ОДКБ, и реально защитить суверенитет и территориальную целостность государств, вхдящих в Организацию». Для реализации этих целей на практике проделана большая предварительная работа по оформлению адекватной нормативно-правовой базы, существующей в рамках ОДКБ, согласно которой и будет осуществляться деятельность коллективных формирований организации на территории других государств. То есть принцип деятельности сил одной страны на территории другой теперь будет регулироваться соглашением о создании КСОР ОДКБ и соответствующим приложением к нему о применении сил других государств. Итак, что же все это значит на самом деле? Скорее всего — ничего, очередная пустышка. Если верить руководителю информационно-аналитического отдела Института политического и военного анализа Александру Храмчихину, то декларируемое президентом Медведевым противостояние КСОР силам НАТО — «это даже не смешно, …и очень напоминает борьбу Элочки-людоедши с Вандербильдшей». По словам Храмчихина, для России КСОР нужны, чтобы потешить свои иллюзии, что она хоть где-то главная и от Советского Союза еще кое-что осталось. А для остальных постсоветских стран, утверждает он, это нужно лишь затем, чтобы Россия им поставляла дорогую военную технику по внутренним российским ценам, и, если что, своими жизнями платила за устойчивость соседних режимов. Которые для простоты произношения в международном лексиконе обощенно принято именовать «зоной российского влияния». Мало того, считает эксперт, всю эту изначально бесперспективную затею придется полностью оплатить России, а единственное, на что «новые» силы будут способны, так только подавлять внутренние выступления в странах самого ОДКБ.

Практически того же мнения придерживаются и белорусские оппозиционные политики, которые немедленно охарактеризовали создаваемые Москвой КСОР как карательные силы, призванные защищать диктаторов СНГ от народных выступлений. С этим утверждением не поспоришь, но все, конечно, не так просто. Особенно если взглянуть на происходящее глазами Екклезиаста, который давным-давно заметил: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Е 9:10) Вот и я смотрю на все эти КСОР, а в голове сразу же возникают ассоциации из когда-то прочитанного. Да еще какие ассоциации, почти тысячелетней давности. Кто хоть немного помнит российскую историю, может подтвердить — прототипом КСОР в древности с большой долей достоверности можно считать существовавшую в середине XIII в татаро-монгольской Орде (захватившей к тому времени фактически все русские княжества, не вошедшие в состав ВКЛ) так называемую «военно-политическую баскаческую организацию». В те трагические времена, когда сопротивление восточных славян было окончательно подавлено, монголы принялись активно перестраивать социальную систему покоренных русских княжеств и вводить новые, неслыханные доселе порядки. Собственно, сами монголы, не имевшие даже письменности, управлять обширными завоеванными странами не могли по определению. Но вот китайцы — могли, и еще как. И потому после овладения Северным Китаем преемник Чингисхана, Великий Хан Угэдей, вручил дела управления китайскому министру Елюй Чу-цаю, который и ввел на всей территории Империи-Орды китайскую административную систему, назначив в провинции налоговых уполномоченных «даругачи» («да-лу-хуа-чи»). В то время как наместник провинции командовал войсками и поддерживал порядок, «даругачи» проводил перепись населения, осуществлял раскладку и сбор налогов, набирал рекрутов в войска, отвечал за почтовую («ямскую») службу и т.д.

Система монгольского управления на Руси, в общем, была такой же, как и в других областях Империи, но при этом Киевщина и Черниговщина тогда были взяты в прямое управление, а северо-восточные княжества отдавались в улус местным князьям. Князья ездили на поклон к хану и получали ярлык — грамоту на управление улусом; этот ярлык мог быть в любое время отнят и передан другому князю. При каждом князе обязательно присутствовали «даругачи» (по-русски произносили — «дорога»), которых в летописях чаще всего называют «баскаками» (тюркский перевод китайского термина). Баскаки не просто ведали сборами дани и учетом населения (вели перепись), но при них состояли еще и военные отряды, готовые в любую минуту пустить в ход оружие при малейшей попытке протеста местного населения. Причем, подобные эксцессы случались не раз — в 1259 в Новгороде, в 1262 в Ростове, Суздале и Ярославле и т.д. Кстати сказать, поначалу баскаки жестко контролировали и самих удельных князей. Во внутренних делах князьям предоставлялась полная свобода, но все, что выходило за пределы княжеской компетенции, решалось уже через особого баскака, который назначался в каждый удел без исключения. Над всеми ними стоял «Великий баскак» (штаб КСОР), чья резиденция располагалась во Владимире, благодаря чему этот заштатный городишко в свое время стал крупнейшим политическом центром Орды. Впрочем, баскаческая система долго не продержалась. Уже в 1280-х годах в Орде начались смуты, и новое ханство разделилось надвое. Русские князья соответственно тоже разделились на два лагеря и возобновили свои усобицы; при этом они призывали на помощь татар то из одной, то из другой Орды. Смута закончилась новым татарским погромом: в 1293 году хан Тохта послал на Русь огромную рать, которая сожгла 14 городов и посадила на великокняжеский престол ставленника Тохты Андрея Городецкого. Примерно тогда же из русских летописей исчезает и упоминание о баскаках. По-видимому, они были отзваны в Орду, а князья стали самостоятельно собирать налоги и отправлять их хану. В конечном итоге практически все русские князья окончательно признали себя ордынскими «улусниками», и не раз вместе с татарами выступали против собтвенного же народа…

Ну и чем, скажите на милость, создаваемые Россией КСОР так уж принципиально отличаются от ордынского баскачества? По-моему, главный принцип все тот же — желание сохранить собственное влияние в вышедших из-под контроля «улусах» военными средствами. Удельные князья пусть правят себе своим народом, как хотят, хоть пожизненно, вплоть до создания наследственных династий, никто им мешать не собирается, но «ярлык на правление» — извольте только из Москвы. Зато потом назначенному князю можно совсем не беспокоиться, чуть какая внутренняя смута — тут же «баскачье» войско налетит и вмиг всех бунтовщиков отрегулирует. Если надо, то и с применением дальней авиации… Технически все это выглядит довольно складно, чувствуется китайский образ мышления. Но мы, увы, далеко не китайцы, и я очень сомневаюсь, что китайский опыт, не оправдавший себя в XIII веке, сработает сейчас. Ну не помогут современные «баскаки» собрать Российскую империю заново, как их не вооружай. Хотя бы потому, что развалилась она совсем не «по техническим причинам». Вспомните Булата Окуджаву: — Вселенский опыт говорит, / Что погибают царства / Не от того, что труден быт,/ Или страшны мытарства./ А погибают от того,/ И тем больней, чем дольше,/ Что люди царства своего / Не уважают больше…





Как вам новость?