FinTimes.ru: "Белоруссия ждет от России антикризисных денег"

25.05.2009 11:44
Архив Редакция

Глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский заявил, что Россия тормозит выполнение совместного антикризисного плана

Глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский на встрече с госсекретарем Союза Белоруссии и России Павлом Бородиным в Минске заявил, что Россия тормозит выполнение совместного антикризисного плана. «До сегодняшнего дня «Россельхозбанк» не кредитует белорусскую технику», — сказал Сидорский, добавив, что в ходе заседания союзного Совмина это станет «предметом нашей переговорной позиции».

Неудовольствие политикой Москвы выразил и глава Совета Республики (верхняя палата белорусского парламента) Борис Батура. «Российская сторона в ходе февральского заседания высшего Госсовета Союзного государства действительно много чего пообещала Белоруссии. Но далеко не все делается», — сказал Батура. Он пояснил, что речь идет «о свободном и равном доступе белорусских товаров к государственным закупкам, формированию государственного резерва России».

Затронул парламентарий и тему признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Он сказал, что признавать или не признавать их независимость — «исключительно право Республики Беларусь», пишет Независимая газета.

К сожалению, в отношениях между нашими государствами в последние несколько месяцев появились какие-то непонятные заминки. Так, например, в начале года произошел странный инцидент на дипломатическом уровне. В феврале Минск и Москва разошлись в трактовке соглашения от 4 февраля 2009 года о формировании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Глава белорусского МИД Сергей Мартынов сделал заявление, в котором подчеркнул, что законы его страны не предусматривают участия белорусских солдат в военных действиях за рубежом. Между тем посол России в Минске Александр Суриков заметил, что межгосударственные отношения имеют большую юридическую силу по сравнению с внутренним законодательством страны. Реакция белорусского МИД оказалась неожиданно резкой. Это ведомство распространило заявление, в котором говорилось, что не послы других государств будут разбираться в нюансах белорусского законодательства.

Другим вопросом, по которому Минска и Москва пока не договорились, стала ситуация с признанием кавказских республик. Аналитики отмечают, что эта тема является важной в нынешних российско-белорусских отношениях. В условиях дипломатического давления на Россию, которое оказывает Запад в «кавказском вопросе» после известных августовских событий 2008 года, Москве выгодна поддержка Белоруссии — ближайшего союзника и братской страны. Но до сих пор Минск не признал независимость Абхазии и Южной Осетии и, что самое странное, поведение белорусской стороны в этом вопросе выглядит таинственным, непонятным и противоречивым: так, Минск сначала заявляет, что тема Абхазии и Южной Осетии будет рассмотрена на сессии белорусского парламента, которая открылась в начале апреля, потом выясняется, что этот вопрос вообще не включен в повестку дня, затем официальные белорусские представители делают заявления с намеками на то, что Москва должна компенсировать Минску ущерб, который он может понести в случае признания независимости двух кавказских республик и т. п.

Отметим, что политика Минска многовекторна, и западное направление для Белоруссии сохраняет свою важность. Недавно Белоруссия присоединилась к инициативе Евросоюза «Восточное партнерство». А цель этой программы заключается в сближении ЕС и шести постсоветских республик — Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана. Высказывается мнение, что на этот шаг Лукашенко подтолкнуло непростое экономическое положение страны в связи с глобальным финансовым кризисом. Отметим, что в рамках проекта шести постсоветским странам должно быть выделено €600 млн до 2013 года.

Прямо скажем, сумма более чем скромная, но, возможно, в Белоруссии рассчитывают на активизацию экономического сотрудничества с ЕС? Некоторые политологи утверждают, что Белоруссия надеется осуществить модернизацию своей промышленности, используя европейские технологии, и привлекая западные инвестиции. Но в таком случае, Европа может постепенно затянуть Белоруссию в орбиту своего влияния. Вместе с тем, пока Александру Лукашенко удавалось соблюдать разумный баланс между, условно говоря, «западным» и «восточным» компонентами своей политики. Но ни для кого не секрет, что интересы России и ЕС не всегда совпадают, а порой и диаметрально различаются, так что истеблишменту Белоруссии рано или поздно все-таки придется сделать выбор в пользу того или иного направления.

Для России в любом случае Белоруссия останется братской страной. И, кстати, не стоит забывать, что именно при Александре Лукашенко русский язык получил статус второго государственного. Также, по мнению очень многих экспертов, Белоруссия при Лукашенко не вступит в НАТО, а это очень важный момент. Не секрет, что вблизи западных границ России почти сложилась «цепь» стран, которые либо уже являются членами Североатлантического Альянса, либо проводят в значительной степени пронатовскую политику. И, конечно же, Западу было бы выгодно, чтобы в этой «цепи» появилось еще одно крупное «звено» в виде Белоруссии.

Справка: Согласно тексту Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, целями Союзного государства, в частности, являются: обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни; создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны.

Д. Каптарь, FinTimes.ru.

Как вам новость?