"Элайнс Груп": "Ставке НДС в 22% явно быть"

02.06.2009 15:59
Архив Редакция

Первые ласточки вестей об изменении НДС появились примерно за полторы недели до 1 июня — даты, названной как претендента на роль дня «Х»

Ситуация вокруг изменений в налоговое законодательство сложилась более чем неоднозначная. И чем больше нагнетаются информационные страсти вокруг этого вопроса — тем больше ситуация заставляет призадуматься… И вывод неутешителен — ставке НДС 22 % явно быть.

Давайте начнем с начала. Первые ласточки вестей об изменении НДС появились примерно за полторы недели до 1 июня — даты, названной как претендента на роль дня «Х». Моментально появились прогнозы, мнения, а также «компетентная информация», добытая из разнообразных источников с анонимными представителями.

Первое. Появление в информационном поле вопрос о снижении налога на прибыль, отмене сельхоза и увеличении НДС впервые была преподнесена нам как новость о снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, однако значение уровня снижения выведено по отношению к ВВП, что отнюдь не означает снижение нагрузки на каждый субъект в отдельности.

Второе. Если вопрос рассматривается правительством, значит он инициирован давно, и на его подготовку до вынесения вопроса на правительство потрачена масса времени и сил: проведен анализ текущего состояния бюджета, анализ развития ситуации с наполнением доходной части бюджета в краткосрочной перспективе, сделан расчет прогнозного показателя уровня ВВП на конец года исходя из текущей ситуации, проведен анализ сегментов распределения налогоплательщиков по уровню взимаемых налогов и планируемых отчислений, а также по составу уплачиваемых ими налогов и т.д. Сами понимаете, такие решения, как изменения по налогам, «с кондачка» не принимаются, есть мощный и достаточно продолжительных процесс подготовки решения Совета министров, если не решения более высокого уровня.

Третье. Сбивчивые комментарии, противоречащие друг другу, но исходящие из различных органов государственного управления. Кто-то говорит, что решение готовится, кто-то успокаивает, что увеличения НДС не будет.

Четвертое. Перца в солянку разношерстных мнений подбросил Указ Президента № 264 от 28 мая 2009 года, которым переутвержден нулевой процент дефицита государственного бюджета Беларуси. Если учесть недобор средств доходной части бюджета, информация о котором уже стала доступной в сети, сложить ее с пониманием необходимости увеличения уровня поступлений в республиканскую казну, то несложно прийти к выводу о том, что все же какой-то налог вырастет, ибо иных способов оперативного пополнения бюджета у государства, увы, не предвидится. Да и с кризисом бороться нужно, точнее — с последствиями чужого кризиса, ибо у нас его нет.

Любопытно еще то, что вопрос взимания налогов в Беларуси — это вопрос формирования или корректировки бюджета. Все вопросы, связанные с бюджетом в части его наполнения и расходования у нас в стране могут решать только два органа управления — парламент и Президент. Следовательно, правительство не может своим решением увеличить ставку НДС и снизить (отменить) прочие налоги. Изменение налоговых ставок в нормальном режиме с начала года осуществляется парламентом, оперативные изменения в законодательную систему вносятся Президентом. Посему, ждем Указа Президента Республики Беларусь, либо текста 264-го либо другого, где это будет предусмотрено.

Пятое. О вопросах, рассматриваемых в высших эшелонах государственного управления можно судить по их официальной активности, а также по тем лицам, которые «мелькают» в заголовках новостей о рабочих встречах, совещаниях и т.п. На прошлой неделе Республику Беларусь посетил Владимир Владимирович Путин, премьер-министр Российской Федерации. Речь шла о платежеспособности Беларуси и, заметьте, не только за газ. Дополнительно к этому не раз упоминалась фамилия господина Кудрина — министра финансов России. Поверьте, Путин только плату за газ обсуждать вряд ли приедет — для этого есть господин Миллер, подчиняющийся, в том числе, Правительству России, и его аппарат управления Газпромом. А если уж собралась такая публика, значит, речь пошла не только о расчетах за газ и не только о кредитах — речь идет о межгосударственной налоговой политике, в том числе, не исключено, о взимании косвенных налогов и влиянии разницы ставок налога на положение экспортеров и импортеров обоих государств.

Шестое. Положение белорусского бюджета крайне тяжелое. Выделение финансовых ресурсов крайне лимитировано, государственные расходы урезаны и строго контролируются. Следовательно, требуется срочная консолидация ресурсов, желательно, в целях улучшений правового положения субъектов хозяйствования, то есть снижения или отмены налогов.

Сколько субъектов сегодня платят налог на прибыль? Столько же, сколько сегодня прибыльных предприятий — полагаю, процентов 8-10 от общего количества, как максимум. Если их деятельность убыточна и прибыли нет, то для них нет никакой разницы какой налог НЕ платить — 24 или 20 процентов. Теперь, сколько организаций платят сельхоз? Полагаю, менее половины точно, поэтому для них существенного облегчения, влияющего на финансовый результат, ждать не стоит. А сколько платят НДС? Подавляющее большинство. Следовательно, фактически происходит увеличение вымывания оборотных средств в пользу бюджета, что вряд ли можно расценить как существенную помощь бизнесу в кризисной ситуации. Скорее наоборот — бизнес будет помогать государству. Да, святая обязанность — спасти страну и народ, но стоит все же еще раз подумать и взвесить вопрос о цене.

Да, еще один момент. Кто помнит 2000-й год и введение зачетной системы НДС? Отлично. На 31 декабря 1999 года все средства на счетах субъектов хозяйствования принадлежали им самим. А на следующий день 20 % этих средств стало собственностью государства — суммой налога, принадлежащего стране, и временно находящегося в обороте организаций до момента зачисления в бюджет при отсутствии суммы к зачету. Потом налог был уменьшен — Республика Беларусь поделилась с нами частью средств, теперь же 4 % от всего оборота, облагаемого налогом на добавленную стоимость, станет собственностью государства.

И еще: попробуйте расчертить на бумаге схему экспорта и импорта с Россией после введения Беларусью 22 % ставки НДС и «приложить» к этому систему подтверждения нулевой ставки НДС на экспорт — получите массу пищи для размышления.

И все же, судя по всему, ставке НДС 22 % быть. А поскольку годовой бюджет в Беларуси исполняется и контролируется по кварталам и полугодиям, то 99 % вероятная дата появления новой ставки — 1 июля 2009 года. Так что готовимся и ждем.

Несмашный Владимир, директор Юридической компании «Элайнс Груп».

Как вам новость?
Головоломки