Закон Болинброка

11.06.2009 03:13
Архив Редакция

Классической рейдерской атакой является так называемая «молочная война», развязанная Кремлем против Беларуси.

Лорд Болинброк, герой пьесы известного французского драматурга XIX века Огюстена Эжена Скриба «Стакан воды», утверждал: «Если на маленькое государство посягает одно большое — то участь малого предрешена. Но если же претендентов два, то появляются некие шансы». Золотые слова, почти математическая формула, проверенная опытом и применимая во все времена. Не зря сам А.С.Пушкин когда-то назвал Эжена Скриба «блестящим представителем французского остроумия». А уж как эта формула подходит к современной Беларуси, как будто специально для нас придумана. К сожалению, белорусское руководство во главе с президентом французской литературой мало интересуется, предпочитая окружающую действительность познавать эмпирически, то есть методом тыка. И потому до понимания даже такой прописной истины, которая не сложнее стакана воды, Республике Беларусь понадобились долгие семнадцать лет, хотя еще в начале 90-х годов прошлого века правильность «закона Болинброка» применительно к нашей стране была более, чем очевидной. К сожалению, те, кто нами правит — без устали и перерывов на обед, до последнего времени продолжали (и продолжают) мыслить категориями некой самоуправляемой провинции огромной империи, но никак не отдельно взятой «малой страны». Наверное, поэтому государственность нынешней «независимой» Беларуси чем-то напоминает лесной «гриб» — некое непонятное образование с «суверенной» шляпкой, но всем своим организмом привязанное к общей «имперской грибнице», без которой его существование становится абсолютно невозможным. При этом, как известно из биологии, все грибы делятся на «сапротрофов», питающихся самостоятельно, и «сапропаразитов», которые проникают внутрь более высших растений, получая все необходимое для жизнедеятельности уже оттуда. Второй вариант, конечно, более простой и заманчивый, но зато для самого гриба чреват многими непредсказуемыми последствиями…

Впрочем, я несколько отвлекся… Давайте лучше порассуждаем о том, сохраняются ли в настоящее время у Беларуси «некие шансы» на выживание, тем более, что с недавних пор на роль «посягателя» на наше «маленькое государство» претендует не одна лишь Россия, но еще и могущественный Европейский Союз. Подобное развитие событий вполне укладывается в благоприятную для нас схему, сформулированную еще Эженом Скрибом, и потому, по идее, это только должно прибавлять нам оптимизма. Боюсь, однако, что все не так просто, как иногда кажется. Во-первых, мировой финансовый кризис и стратегические просчеты белорусского руководства серьезно подорвали экономику Беларуси, поставив ее на грань катастрофы. А во-вторых, конечный смысл «закона Болинброка» россияне понимают не хуже нашего, и потому будут делать все возможное, чтобы этот «закон» не сработал. Причем, способов для этого у Москвы хоть отбавляй. Большинство из них всем хорошо знакомо, перечислять их не имеет смысла, но я бы хотел в данном случае остановиться только на одном, но самом универсальном инструменте «принуждения…» кого угодно и к чему угодно, ставшим настоящим социально-экономическим и даже политическим феноменом Российской Федерации «эпохи Ельцина-Путина». Феномен этот называется — рейдерство. Когда-то давно в одной из статей я уже упоминал о рейдерстве, но, судя по тому, в каком направлении сегодня развиваются российско-белорусские отношения об этом явлении стоит поговорить более предметно. Итак, что же такое рейдерство? По результатам крупного социологического исследования, проведенного в прошлом году Центром политических технологий РФ, у большинства обывателей этот термин вполне логично ассоциируется с понятием «незаконного отъема собственности». То есть, другими словами, рейдерство в традиционном понимании — это недружественное поглощение имущества, земельных комплексов и прав собственности, которое осуществляется с использованием недостаточности правовой базы и с коррупционным использованием государственных, административных и силовых ресурсов.

Все, конечно, знают, что рейдерство как таковое не является собственно российским изобретением. Слово «Raid» — английского происхождения, по-русски обозначает «набег», «внезапное нападение». В прошлые века «рейдерами» англичане называли военные корабли, которые в одиночку — быстро, неожиданно и всегда успешно — выполняли боевое задание. В экономической сфере «рейдерство» как явление впервые возникло в США — в период «Великой депрессии», но сам термин вошел в широкий обиход в Соединенных Штатах лишь в 70-х годах XX века. Тогда под «рейдерством» понималась успешная скупка контрольного пакета акций, или реорганизация предприятия с последующей продажей его с прибылью, зачастую при активном противодействии менеджмента и акционеров компании. В дальнейшем рейдерство оформилось в отдельный легальный вид деятельности. Спрос на специалистов такого профиля в постсоветских странах и, в частности, в России, возник в начале 90-х годах прошлого века — сразу же после завершения процесса первичного накопления стыренного у по-детски наивного советского народа «бабла», когда у наиболее крупных игроков на рынке появилась потребность в концентрации и укрупнении своих капиталов. Первоначально рейдеры выполняли заказы на поглощение компаний в интересах новоиспеченных олигархов и их финансово-промышленных групп. Но и после того, как основные активы консолидировались у крупных компаний и распределились между ключевыми игроками в основных экономических отраслях, потребность в рейдерах отнюдь на отпала, если даже не увеличилась. Следующая волна рейдерства пришлась на вторую половину 90-х, когда началась активная при(х)ватизация «общенародной» собственности, появились Чубайс, залоговые аукционы и т.д. В эти годы многочисленные обладатели финансовых ресурсов настойчиво искали дополнительные активы, не гнушаясь в том числе и такими способами. И, наконец, третья волна рейдерства накатила в России в начале 2000-х, с момента прихода к власти В.Путина. Этот период, по мнению многих специалистов, ознаменован концом частного рейдерства и началом государственного. Самый показательный пример государственного рейдерства той поры — «дело ЮКОСа», инициированное администрацией российского президента, после «благополучного» завершения которого передел собственности в России принял просто грандиозные масштабы. Конфликт вокруг ЮКОСа был самым громким и потому самым известным, но далеко не единственным. Приблизительно та же участь постигла и многие другие российские компании: «Истлайн», «Арбат Престиж», «Эльдорадо», «Тольяттиазот» и прочие.

Как свидетельствует практика, основные приемы рейдерских захватов подразделяются на законные и незаконные. К незаконным можно отнести банальное мошенничество, а также силовой захват чужой собственности, что сейчас встречается крайне редко. Полузаконным, но наиболее популярным признается так называемый «гринмейл» — то есть тщательно продуманная массированная психологическая атака на собственника. Относительно законные методы — организация искусственного банкротства и скупка акций с размыванием собственности миноритариев путем дополнительной эмиссии акций без учета прав их владельцев… Всегда очень эффективны административные приемы, с задействованием чиновничьей вертикали от самого низа до самого верха… А в целом считается, что против хорошо отлаженной команды рейдеров, действующей под прикрытием всесильных спецслужб, устоять практически невозможно никому. И потому совсем не удивительно, что после основного передела собственности, рейдерство в России превратилось в очень эффективный инструмент перераспределения уже власти и влияния внутри оформившихся за время правления В.Путина финансово-политических группировок. С помощью этого механизма новым хозяевам России удалось резко нарастить собственные бизнес-активы, конвертировав власть в собственность. Как правило, осуществляется это с привлечение сил и средств Генпрокуратуры, Росприродназдора, Роспотребнадзора, судов и прочих ведомств, имеющих полномочия разорять компании, или, в частности, отбирать у них лицензии на разработку месторождений. В результате таких операций основные активы оказались поделенными между крупнейшими финансово-политическими группировками, представленными в Кремле и находящимися под личной защитой президента Путина. А учитывая, что одним из самых реальных способов легитимации не слишком чистых активов и теневой власти является легализация политического статуса игроков (присутствие их в Думе, в Совете федерации, в правительстве, в Администрации президента), то без политического рейдерства здесь было никак не обойтись…

И вот теперь мы подходим к самому главному. Совершенно очевидно, что созданное благодаря откровенному тотальному рейдерству ЗАО «Россия» во главе с В.Путиным не могло не распространить накопленный опыт по захвату активов и за пределами своей страны, особенно на постсоветском пространстве. Подобных рейдерских атак на сопредельные государства за последние несколько лет мы могли наблюдать десятки, но больше всего достается Украине и нашей Беларуси. Причем, каждая такая атака отличается масштабностью и тщательной подготовкой. В ней, как правило, бывают задействованы все доступные в рейдерской практике методы и приемы, в первую очередь психологические, с включением самого широкого спектра механизмов давления на «клиента» — с обязательным сопутствующим «кризисом в отношениях», апелляциями к мировому сообществу и т.д., что в конечном итоге должно «принудить» жертву играть по правилам, придуманным в Москве. Конечная цель всех этих действий — установление контроля. Либо путем захвата контрольного пакета акций того или иного зарубежного актива, либо путем его слияния и поглощения. Классической рейдерской атакой, на мой взгляд, является и так называемая «молочная война», развязанная нынче Кремлем против Беларуси. Сценарий мы наблюдаем все тот же: первым начинает Роспотребнадзор, он резко встает «на защиту российского потребителя», вслед за чем раздувается грандиозный скандал…, ну, а дальше все по пунктам… Вот как об этом пишет оппозиционная Кремлю «Советская Россия»: «Как и всякая боевая кампания, эта сопровождается информационной войной. Идет усиленная идеологическая обработка населения с целью перевернуть его представления вверх ногами. Требуя от восточных соседей геополитической лояльности, наша официальная пропаганда одновременно вбивает в головы обывателя представление о том, что неблагодарные белорусы и украинцы только и живы нашими подачками, да еще тем, что тырят у России нефть и газ. Таков сегодня у нас главный предмет «национальной гордости великороссов». Но идеология идеологией, а денежки врозь. Война требует расходов. И возложены они будут, естественно, на российское население. Не стало дешевого белорусского молока — будем покупать дорогое, тоже, кстати сказать, импортное. Два миллиона литров в год… Прикиньте сами, во сколько обойдется потребителям удовольствие созерцать непреклонное величие России…»

Честно говоря, я не думаю, что «молочная война» с Беларусью развязана Кремлем только ради того, чтобы в очередной раз продемонстрировать собственному населению «непреклонное величие России». Ему это абсолютно по барабану. Скорее всего мы имеем дело с обыкновенной рутинной рейдерской акцией, когда некий чисто коммерческий спор сознательно выводится на международный политический уровень, причем с вполне определенной целью. Эту цель предельно точно сформулировала все та же «Советская Россия» — захват белорусских предприятий российским олигархическим капиталом. На этот раз речь идет о белорусских молокозаводах, но это частность, не имеющая такого уж принципиального значения. Интересы России в Беларуси одной только молочной и прочей сельскохозяйственной промышленностью отнюдь не ограничиваются, у соседнего «государства-рейдера» задача куда более глобальная — захват всей Беларуси в целом. Об этом также в «Советской России» пишет журналист А.Фролов, цитирую с исправдением названия нашей страны: «Можно также попытаться поглотить Беларусь, ликвидировав ее как суверенное государство. В международном праве и политологии есть термин «несостоявшиеся государства» (failed states). Сегодня этот ярлык, применяемый в основном к африканским странам, пытаются пришпилить к Беларуси. Несколько лет тому назад Путин уже говорил об «аншлюсе» — вхождении шести белорусских областей в РФ в качестве рядовых субъектов федерации. Теперь эстафету подхватил тот же Кудрин, высказавшийся в том смысле, что Беларуси тяжело нести бремя государственности. Мол, «с точки зрения российской экономики Беларусь можно сравнить с крупным регионом, не самым большим». Но, являясь суверенным государством, она в отличие от российских регионов должна иметь свою банковскую систему и валюту, свою армию и свою систему управления. Это прозрачный намек на то, что Россия готова «прийти на помощь» и избавить Беларусь от «бремени государственности». Сделать это можно путем экономического удушения или даже силовых действий. Скажете, невероятно? Ничуть не более невероятно, чем Беловежские соглашения. После прошлогоднего конфликта на Кавказе исключать нельзя абсолютно ничего».

Лично я ничего и не исключаю. Допускаю даже, что однажды в реальности может повториться сцена из сериала «Захватчики», показанного недавно на российском канале НТВ. Сериальчик этот по качеству так себе, а если точнее, то полная ерунда, но он как раз о рейдерах и их, с позволения сказать, деятельности. Там одна рейдерская компания захватывала вагоноремонтный завод, а неуступчивый совок-директор с узнаваемой фамилией Куйбышев этому отчаянно сопротивлялся. И вот однажды он приходит утром в свой кабинет и видит у себя на рабочем столе …свой собственный полированный гроб из красного дерева, а рядом несколько дорогих венков, с надписями, условно: «От рабочих такого-то цеха», «От коллег», «От друзей и близких», «От семьи»… и т.д. Это и есть один из вариантов того самого пресловутого «гринмейла», который так любят использовать профессиональные рейдеры. А так, как кремлевские рейдеры являются профессионалами высшего класса, то как бы и президенту Лукашенко не пришлось в какой-то форме лицезреть собственные поминки еще при жизни. Вот подъедет однажды к резиденции главы государства в Минске фура с московскими номерами, а там… Впрочем, будем надеяться, что до этого не дойдет. Но в любом случае прав некий неизвестный посетитель одного из интернет-форумов, который при обсуждении темы рейдерства в России, перефразируя известную поговорку, написал: «Спасение поглощаемых — дело рук самих самих поглощаемых». Это действительно так. Только и мудрость французских мыслителей пока еще никто не отменял. То есть аппетиты российских рейдеров необходимо срочно чем-то уравновесить, пока нам из Москвы полированный гроб с венками не доставили. Как это сделать? Для начала я бы посоветовал внимательно перечитать «закон Болинброка», сформулированный драматургом Эженом Скрибом. Если, конечно, еще не поздно…


Как вам новость?
Головоломки