"Независимая газета": "Москва добьет Минск балтийской трубой"

11.06.2009 12:52
Архив Редакция

Потери Беларуси в случае ввода в строй БТС-2 эксперты оценили в 600–700 млн. долл. в год

Не проходит и дня без новостей об очередном обострении противоречий между Москвой и Минском. Вчера, в самый разгар молочной войны, российская компания «Транснефть» заявила о начале строительства второй очереди «Балтийской трубопроводной системы» (БТС-2). Этот трубопровод станет альтернативой нынешним путям транспортировки российской нефти в Европу, которые проходят через Украину и Белоруссию. Потери Минска в случае ввода в строй БТС-2 эксперты оценили в 600-700 млн. долл. в год, при том что бюджет этой страны составляет 15 млрд. долл.

«Благодаря этому проекту снижаются все риски, связанные с факторами, которые могут повлиять на надежную поставку наших энергоносителей», — заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин на церемонии сварки первого стыка.

Он отметил, что проект БТС-2 снимет часть рисков при реализации Украиной планов по проекту Одесса-Броды, которые могут нанести прямой ущерб российским нефтяным компаниям из-за закрытия южной ветки нефтепровода «Дружба», а впоследствии и северной ветки. В свою очередь, президент «Транснефти» Николай Токарев пояснил, что загрузка новой системы, в частности, может быть обеспечена за счет аккумулирования нефти с других направлений в объеме 30 млн. тонн.

Трасса нефтепровода пройдет по маршруту Унеча-Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Строительство нефтепровода протяженностью около 1170 км будет осуществляться в два этапа. На первом, ввод которого в эксплуатацию запланирован на сентябрь 2012 года, планируется сооружение пускового комплекса с пропускной мощностью до 30 млн. тонн. На втором этапе, где работы завершатся к декабрю 2013 года, будет осуществлено строительство очередного пускового комплекса с доведением пропускной способности нефтепровода до 50 млн. тонн в год.

Новый маршрут обходит территорию Белоруссии, по которой до сих пор транспортировалась большая часть российской нефти на Запад. В частности, по нефтепроводу «Дружба», пропускная мощность которого составляет около 100 млн. тонн нефти в год. Впрочем, как поясняют эксперты, в последние годы прокачка по нему составляла около 80 млн. тонн ежегодно. Тем не менее, начав строительство БТС-2, Москва не просто нанесет урон экономике соседней страны, но и обезопасит себя от возможных капризов Минска. Отметим, что начало строительства БТС-2 чисто случайно совпало с молочной войной между Москвой и Минском. Решение строить нефтепровод в обход Белоруссии было принято еще в январе 2007 года. Тогда Россия на четыре дня приостановила поставки нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба», после того как Белоруссия неожиданно ввела пошлины на транзит нефти по белорусской территории. Тогда конфликт удалось уладить, после подписания российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме, но соответствующие выводы Москва уже сделала.

Эксперты уверены в том, что начало строительства альтернативного нефтяного маршрута серьезно укрепит позиции России на европейском рынке, позволив сократить зависимость от стран-транзитеров. «С этой точки зрения БТС-2 полностью соответствует выбранной стратегии по минимизации транзитных рисков, — уверен эксперт департамента оценки компании «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев. — Кроме того, отсутствие посредников при транспортировке энергоносителей позволит России еще и избежать репутационных потерь». К тому же, отмечает он, с экономической точки зрения проект также имеет свои плюсы. «Маршрут БТС-2 позволит значительно загрузить мощности северных портов России, что подразумевает мощный толчок к развитию этого региона», — полагает аналитик.

По мнению ведущего аналитика ИК «Файненшл Бридж» Дмитрия Александрова, с введением БТС-2 зависимость России от нефтяного транзита по территории Белоруссии постепенно снизится примерно в 8-10 раз. «В случае успешной реализации проекта Минск лишится 50 миллионов тонн транзитной нефти в год, — подсчитал эксперт. — При нынешнем тарифе на прокачку нефти в 2 доллара за 100 км потери Белоруссии приблизительно могут составить от 600 до 700 миллионов долларов в год».

Однако амбициозные планы России по снижению зависимости от транзита через Белоруссию могут привести к чрезмерно крупным затратам, точную сумму которых назвать не решаются даже эксперты. Напомним, что в конце мая глава «Транснефти» Николай Токарев заявлял о том, что стоимость строительства БТС-2 составляет примерно 120-130 млрд. руб. Между тем в феврале 2008 года расходы оценивались примерно в 78 млрд. руб., а в 2007 году — в 65,5 млрд. руб.

«Что касается стоимости БТС-2, то не факт, что она останется на запланированном уровне, — полагает Александров. — В принципе, изменение затрат вполне возможно, однако как именно и в какую сторону — пока неизвестно. Сегодня понятно одно — себестоимость сырья для реализации проекта — то есть трубной продукции — не оказывает никакого влияния на его стоимость. Поэтому остается только строить предположения, что затраты на него уложатся в ранее озвученные финансовые рамки». Впрочем, уверен эксперт, с любой точки зрения — и с политической, и с экономической — этот проект однозначно будет выгоден для России. «Сегодня можно рассуждать, что затраты якобы необоснованны и лучше все оставить, как есть, — отмечает Александров. — Но как оценить возможные будущие риски с транзитом, при возникновении которых Россия потеряет куда больше, чем потратит сегодня?..»

К тому же, как отмечает Клюев, нынешняя стоимость проекта БТС-2 пока выглядит вполне обоснованной. «Если усилить контроль за расходованием выделенных средств, вполне возможно, что удастся избежать повышения бюджета», — считает аналитик.

Сергей Куликов, «Независимая газета».

Как вам новость?