Cвятополки окаянные

14.06.2009 21:01
Архив Редакция

Для чего все-таки В.Путину понадобилось «дискредитировать» святых «князей-страстотерпцев»?

 

Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.
Се вид Отчества, гравюра.
На лежаке — Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.

Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей — куча на полу.
Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный, — туча…
Пускай Художник, паразит,
Другой пейзаж изобразит.

 

Стихотворение «Набросок» Иосиф Бродский написал в 1972 году, находясь под впечатлением от эпохи «развитого социализма» времен «дорогого Леонида Ильича», которую поэт воспринимал не иначе, как пародию на общество, чью сущность можно отобразить разве что в виде лубочной гравюры, исполненной в стиле «кич». Шутку гениального поэта советская власть тут же по достоинству оценила, предложив ему на выбор: либо «горячие денечки» (дурдом, плюс тюрьма на долгие годы), либо эмиграция, причем немедленная. От такого «любезного» предложения И.Бродский отказаться не мог, и уже 4 июня 1972 года получил редкую возможность вживую услышать знаменитый вальс И.Штрауса (сына) «Прощание с Петербургом» прямо на родине композитора — в Вене… Но это так, информация к размышлению, а персонально у меня это стихотворение вызывает ассоциации с творчеством вполне конкретного российского мастера — народного художника СССР, лауреата всевозможных премий Ильи Глазунова. По моему личному восприятию, его многометровые монументальные полотна, отражающие «иной путь России», к искусству имеют такое же отношение, что и циклопические творения архитектора Зураба Церетели… Впрочем, и тот, и другой современной российской властью очень даже востребованы, равно как и всем известная идеология И.Глазунова, который сам себя гордо величает «монархистом-имперщиком», а на деле является банальным черносотенцем, русским националистом и махровым антисемитом, нисколько не скрывающим своих взглядов. Кстати, похожие экземпляры «русских патриотов» встречаются не только в России, но и у нас, в Беларуси. С одним из них я заочно познакомился буквально на днях, и не могу сказать, что это мне доставило большое удовольствия. Я имею в виду преподавателя кафедры идеологии и политических наук Академии управления при президенте РБ, некоего Сергея Шиптенко, который на своей странице в ЖЖ опубликовал проиллюстрированную собственными фотографиями заметку под многообещающим заголовком: «Ползущая белорусизация».

Оказывается, сотрудника Администрации белорусского (!?) президента серьезно обеспокоил тот факт, что, несмотря на референдум «о двуязычии», а также видимое бытовое предпочтение, которое белорусы отдают русскому языку, игнорируя родной белорусский, в Минске по чьему-то злому умыслу упорно сохраняются многочисленные надписи …«на мове» — например, названия улиц, станций метро, вузов и даже газетных киосков. Что глазу истинного русского патриота видеть совершенно невыносимо… И это далеко не единственное шовинистическое откровение г-на Шиптенко, достаточно только более пристально взглянуть на другие его тексты и комментарии в ЖЖ, даю сноску: http://shiptenko.livejournal.com/51120.html. Я, конечно, целиком и полностью за плюрализм мнений, как бы они мне не нравились, но в данном случае есть один маленький нюансик. Все дело в том, что г-н Шиптенко не простой обыватель-недоумок, который согласно Биллю о правах человека имеет право выражать свои мысли — какие угодно и где угодно. В первую очередь он профессиональный педагог, обучающий белорусскую молодежь «идеологии», причем за деньги белорусских же налогоплательщиков. Спрашивается, чему он их учит? Антибелорусской паранойе? Ненависти ко всему белорусскому? Но тогда, если президент Беларуси А.Лукашенко лично утвердил подобную программу в подведомственном ему учебном заведении, пусть он об этом заявит открыто. Если нет, то может президенту стоит хотя бы раз обратить внимание на подбор педагогических кадров в Академии, имеющей к нему самое непосредственное отношение… Ну вот, я опять отвлекся. Вернемся, однако, к И.Глазунову, который на прошлой неделе невольно оказался в центре общественного внимания. Как известно, 10 июня выдающегося российского «арт-бизнесмена» лично посетил премьер-министр РФ В.Путин, чтобы поздравить «первого художника России», во-первых, с 79-летием, а во-вторых — с 60-летием его коммерческой деятельности.

Уже сам по себе факт посещения российским премьером личной галереи И.Глазунова, да еще накануне национального праздника — Дня России, говорит о многом. Что В.Путин всеми силами и старался подчеркнуть. Во время осмотра галереи национальный лидер России демонстративно задерживался у отдельных картин, позволяя себе давать снисходительные советы стояшему рядом в почтительном полупоклоне «великому художнику», который жадно ел премьера глазами и ловил каждое его слово. Прежде всего, В.Путину бросился в глаза меч на картине «Князь Олег и Игорь», в связи с чем он заметил: «Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится. … Им как будто колбасу режут» И.Глазунов сию секунду понял свою ошибку, подобострастно отметил «хороший глазомер» премьера, и тут же пообещал переделать картину… Рассматривая огромное полотно «Вечная Россия», которая изображает несметную толпу наиболее ярких представителей России за долгий исторический период, В.Путин тихим голосом спросил Глазунова: «Зачем Иосифа Виссарионовича в тройку посадили с Троцким?…» Сердце пожилого мастера выдержало и на сей раз, это позволило ему сбивчиво пояснить — мол, Троцкий тоже играл большую роль в истории России… Но самым интересным был диалог возле картины, на которой изображены святые Борис и Глеб. Без всякого сомнения, фразу, которую произнес Путин, осматривая ее, готовилась заранее и была предназначена не только художнику Глазунову. А сказал он следующее: «Борис и Глеб, конечно, святые, но надо бороться за себя, за страну, а они отдали без борьбы. Это не может быть для нас примером — легли и ждали, когда их убьют…» На том, собственно, визит Путина к юбиляру и завершился. После отъезда главы правительства народный художник России И.Глазунов растроганно сказал: «Это был самый счастливый день рождения в моей жизни…»

Илье Глазунову остается только позавидовать, но во всей этой истории меня заинтересовало другое. А именно слова Путина относительно Бориса и Глеба, день памяти которых Русская православная церковь отмечает в это воскресенье (еще одно совпадение) — 15 мая. Странно как-то получается, все годы своего президентства В.Путин внешне производит впечатление очень набожного воцерковленного православного христианина, почитающего Закон Божий и церковные каноны, а тут такое… Ведь как бы там ни было, но «князья-страстотерпцы» Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные много столетий тому назад, причем не только Русской, но и Константинопольской православной церковью. С кого же, как не с них брать пример людям православным, с их убийц, что ли?… А если это так, то какую смысловую нагрузку несет в себе сей посыл и что бы вообще это значило? Согласитесь, это очень любопытно и потому давайте в этой коллизии попытаемся разобраться. Но для начала нам надо слегка освежить свою историческую память и вспомнить, кто же такие были эти Борис и Глеб, и чем они не угодили премьер-министру В.Путину. Однако, все по порядку. Итак, у киевского великого князя Владимира I Святославовича (четвертого в династии Рюриковичей) — того самого, что, по преданию, «крестил Русь» и впоследствии тоже стал святым, было 12 сыновей. Надо признать, наследственность у всех была просто чудовищной, ибо самого князя Владимира сегодня любой районный психиатр с полным основанием мог бы признать настоящим маньяком-психопатом, серийным убийцей, насильником и клиническим алкоголиком. Правда, историки утверждают, что после своего крещения он резко изменился, но лично я в это верю слабо. В любом случае за свою жизнь натворил он немало. Например, когда дочь полоцкого князя Рогнеда отказала ему во взаимности, он напал на Полоцк, зарезал местного князя с сыновьями, а Рогнеду силой взял себе в жены. Затем, после смерти отца, испугавшись, он сбежал «на историческую родину» — в Скандинавию, где набрал целую банду викингов, вернулся в Киев, и сообща с ними умертвил родного брата Ярополка, опять-таки силой захватив в 980-м году «киевский стол»…

Ну, да ладно, говорят, тогда времена были «такие»… Когда князь Владимир умер, оставив после себя довольно обширное централизованное государство, старшим сыном в роду оказался Святополк, княживший в Пинске. Кстати, по преданию он был сыном того самого брата Ярополка, после убийства которого Владимир силой (опять?…) взял в жены его беременную вдову, и потом усыновил родившегося мальчика. Представляю, какие чувства тот испытывал к своему приемному папаше… Не случайно повзрослевшего Святополка Владимир предпочел держать недалеко от себя, женив его на дочери польского короля Болеслава Храброго… Судя по всему, именно она, а также личный духовник молодого князя епископ Рейберн и склонили Святополка к принятию христианской веры западного толка. В конце концов это закончилось неудачным заговором против Владимира, в результате чего Святополк с женой и духовником оказались в киевской тюрьме, больше напоминавшей обычную глубокую яму… Привести приговор в исполнение Владимир не успел по причине своей скоропостижной смерти, а потому князь Святополк вновь обретает свободу и активно включается в борьбу за Киев. Его братья-конкуренты в то время княжили кто где: Борис — в Росстове, Глеб — в Муроме, Ярослав — в Новгороде и т.д., но все хотели попасть в столицу, в славный город Киев. Вот и решил Святополк по возможности всех их «замочить» (в сортире), хотя, как утверждают хроники, по крайней мере Борис и Глеб на словах признавали старшинство Святополка, и были «как овця незлобливо»… Тем не менее Святополк не желает рисковать и сначала разбирается с Борисом, когда тот стоит лагерем на реке Альте. Святополк подсылает к нему своих оборванцев-варягов, они Бориса в два приема и порешили — сперва крепко покалечили, а затем где-то в лесном бору возле Вышгорода добили окончательно. Следующим пал Глеб. По дороге в Киев он остановился возле Смоленска, а тут и киллеры подоспели. Как гласит «житие», юный князь со слезами молил о пощаде, да так, что киевская братва его даже пожалела…, приказав зарезать Глеба личному повару князя, «именем Торчинъ»

Плодами «победы» Святополка, впрочем, воспользовался брат Ярослав из Новгорода, за что и был прозван в народе «Мудрым». Он терпеливо выждал, пока остальные его родственники прикончат друг друга, а затем изгнал Святополка из Киева, который бесславно «сгинул в бегах» где-то «за границей». Как всегда бывает в подобных случаях, проигравшего князя Святослава современники дружно осудили, присовокупив к его имени позорное прозвище «Окаянный» (типа — «второй Каин»), а победитель — Ярослав Мудрый еще при жизни сотворил себе легенду справедливого борца за власть, блюстителя православных традиций, просвещенного монарха и «радетеля земли Руськой»… О «невинно убиенных» братьях он тоже не забыл. В стране победившего православия срочно понадобился культ «общеруських святых», и Борис с Глебом на эту роль подходили идеально — как-никак родственники… Так появились летописные повести: «Об убиении Борисове», «Сказание о Борисе и Глебе» и другие. По версии церкви, «князья-страстотерпцы» наперед знали свою участь, но с кротостью, «аки агнцы» приняли свою смерть. И при этом еще смиренно молились о спасении душ своих убийц-изуверов. Юрий Пелевин в этой связи пишет: «Идеальные образы Бориса и Глеба, как они, в конце концов, укоренились в национальном сознании, способствовали формированию русской православной модели истории и отношения православного христианина к государству, задали модель поведения в государственной иерархии. Модель, построенную на узкобуквалистском прочтении слов апостола Павла: «…Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Трудами древнерусских книжников русскому человеку было предписано общественное смирение вплоть до самозаклания ради торжества монархического государства…» Ну и славно, для чего тогда, спрашивается, В.Путину понадобилось «дискредитировать» святых Бориса и Глеба, подрывая тем самым глубинные основы российского народного самосознания?… Я все же думаю, что это была вовсе не оговорка по Фрейду, но абсолютно осмысленный сигнал «городу и миру» о том, что российское руководство, окопавшееся в Кремле — это не Борис с Глебом, и ради сохранения своей власти никакими способами не побрезгует, будь то энергетические ультиматумы Украине, военная агрессия против Грузии, или «молочная война» с Беларусью.

А вообще о демонстративной религиозности В.Путина и остального российского «бомонда» лучше известного российского публициста С.Белковского и не скажешь. В статье «Церковь Владимира Путина» на сайте «ej.ru» он пишет: «Истинная религия современной России — это культ денег. Который, в свою очередь, выступает основанием правящей системы (режима) — монетократии. В условиях монетократии Господь наш Иисус Христос должен рассматриваться как непроходимый лузер и лох, примером же для всеобщего подражания может стать, скорее, Иуда Искариот. Церковь же для нашей элиты — не более чем корпорация «Росспасдуш», предлагающая в разных ценовых категориях услуги по облегчению душевного бремени. … Может быть, недалек тот час, когда Святополка Окаянного переименуют в Святополка Суверенного и перезахоронят в столице, на кладбище Донского монастыря. Присвоив ему звание Героя Российской Федерации (посмертно). Правда, где лежат «смердящие» (по преданию) останки Святополка, неизвестно. Но в эпоху нанотехнологий это — не препятствие. Надо будет — синтезируются останки из какого-нибудь подручного праха/тлена. Вот так правители России понимают Христианство и любят Церковь. Такие сигналы, господа». Сигналы, поступающие нынче из России, действительно малоутешительны. Похоже, время государственных деятелей на постсоветском пространстве давно закончилось и незаметно для всех наступила «эра» удельных князей — «Святополков окаянных»… Круг замкнулся. А потому самое время современным российским вождям вспомнить историю Киевской Руси в ее развитии. Это аморфное квазигосударство, основанное на братоубийственной вражде, династических интригах и откровенном бандитизме существовать не могло по определению. Не случайно уже во второй половине XI века из-за обострившихся междуусобиц начнется распад Киевской Руси, что позволит в 1132 году нашему Полоцку обрести, как теперь принято говорить, полную государственную независимость от Киева. А затем не пройдет и ста лет, как на восточных границах Руси появятся грозные монгольские пришельцы…

Но худа без добра не бывает. Именно в те годы, в начале XIII века как альтернатива окончательно деградировавшей династии Рюриковичей, на белорусско-литовской земле возникнет новое государство со столицей в Новогрудке и во главе с князем Миндовгом, которому удасться объединить литовские и славянские племена на значительной по тем временам территории. Уже в 1253 году Миндовг принял титул короля — он короновался в своей резиденции в Новогрудке короной, присланной от имени папы римского Иннокентия IV. Так на историческом небосклоне Европы вспыхнула новая яркая звезда — Великое Княжество Литовское, Русское, etc., только благодаря которому мы сохранились как народ и создали свою государственность. При этом у меня нет никаких сомнений — нам бы немного удачи и помощи извне, и мы бы уже давно жили в совершенно другом обществе, по своему качеству не хуже любого европейского. Но, к сожалению, ни того, ни другого от судьбы мы так и не дождались… Мало того, в начале XXI века наше независимое существование вновь поставлено под угрозу, и опять все теми же Святополками окаянными, готовыми в борьбе за власть перерезать друг другу глотки. И потому в чем-то В.Путин, безусловно прав — в данной ситуации белорусам нельзя уподобляться Борису и Глебу. Не стоит, как выразился российский премьер, «ложиться и ждать», пока нас прикончат, «надо бороться за себя, за свою страну». Боюсь только, что если мы снова будем играть по правилам Святополков, «преисполнившись страстью к единовластию», то снова проиграем. Подумаешь, ну зарежет один Святополк другого, на смену предыдущему князю придет его «брат» — сочинит народу очередную мифологему о своем божественном происхождении и будет править белорусскими «овцами незлобливыми» круче прежнего… А нам это надо? Неужели нельзя как-то по-другому? Например, вернуться в семью европейских народов, тем самым обезопасив себя от любых посторонних напастей… Там, наверное, тоже не сахар, но зато есть гарантии. Да и средневековые разборки удельных князей в Европе давно закончились. А это, как показывает практика, дорогого стоит…

Как вам новость?
Головоломки