Хороший царь и плохие бояре

27.02.2018 12:02
Архив Редакция

Хороший царь и плохие бояре? Что об этом говорит наставление Полоцкого епископа

Жители современной Беларуси очень часто становятся зрителями хорошо разыгранного спектакля, когда «хороший царь» ругает своих «плохих бояр» во всех своих решениях, которые вызвали гневную реакцию населения.

То они в коррупции погрязли, то указ или декрет не смогли нормально подготовить, то не могут найти подход к людям или вообще саботируют указания сверху. И все это происходит в условиях жесткой вертикали власти, когда последнюю четверть века в стране чиновники любого уровня, даже самого низкого, не избираются, а назначаются.

В этом плане интересно наставление святого Симеона, православного епископа Полоцкого, который жил в XIII веке и сам происходил из Полоцкой княжеской династии. Около 1270 года он перебрался в Тверь, где стал первым местным епископом. Умер святой Симеон в 1289 году.

Епископ не раз призывал князей и наместников утешать печальных и избавлять слабых от рук сильных, укоряя их за то, что помогают тем, «у кого и так много золота и серебра, а не тем, кто не имеет ни пенязя». «Вы подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Богатые обижают слабых, и они к вам приходят, как к добрым защитникам; а вы отдаете бедных в рабство, богатых же всячески поощряете и щедро наделяете», — говорил он.

Однако особый интерес в этом вопросе представляет его беседа на пиру с полоцким князем Константином Безруким относительно княжеского управляющего — тиуна. Приводим его полностью:

«Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна, сказал при всех епископу: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: «Где и князь!» Князь же, рассердившись, говорит епископу: «Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь — в рай, и тиун — в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего, — только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, — так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь — в ад, и тиун — с ним в ад!»

Так что, ситуации, когда есть хороший царь и плохие бояре, имеют мало общего с христианством, да и с реальной политической жизнью. Поскольку именно князь несет полную ответственность за людей, которых он назначает на должности. Как говорится, оба хороши.

Максим Гацак

Как вам новость?
Головоломки