Не просто зрители: к 55-летию конституции Sacrosanctum Concilium

02.03.2018 07:44
Архив Редакция

В этом году исполняется 55 лет католической Конституции о литургии Sacrosanctum Concilium, которая была принята на второй сессии II Ватиканского Собора 4 декабря 1963 года. В результате принятия документа началась существенная литургическая реформа, изменившая литургическую практику Римско-Католической Церкви и значительно повлияла на церковную жизнь.

Этот документ, первый из рассмотренных Собором, стал началом больших изменений, которые ожидали Католическую Церковь впереди. Одной из главных из них следует считать активизацию участия верующих, как индивидуально, так и совместно, в Литургии и вообще в церковной жизни. «С каждым днем развивать среди верующих христианскую жизнь», — именно так звучала одна из целей II Ватиканского Собора.

Если раньше внимание на участие верующих в Литургии обращалась не всегда, то теперь было определено, что «святые пастыри должны пристально следить, чтобы … верующие участвовали в нем (литургическом действии — авт.) сознательно, активно и плодотворно», «с соответствующей духовной подготовкой», согласовав свои мысли со словами и сотрудничая «с небесной благодатью, чтобы не принимать ее впустую». При этом особо подчеркивалось, что полное, сознательное и активное участие в литургических обрядах — это не только право, но и обязанность верующих.

Больше обязанностей накладывалось в этом плане и на священников, которые должны были «заботиться о ревностном и терпеливом литургическом воспитании и активном участии верующих, внутреннем и внешнем, соответствующем их возрасту, состоянию, образу жизни и уровню религиозной культуры, выполняя таким образом одну из главных обязанностей верного распорядителя Божиих тайн». «Пусть ведут свою паству не только словом, но и примером», — говорилось в Конституции.

Собор настоятельно призывал пастырей, чтобы в вере они настойчиво учили верующих участию во всей святой Мессе, особенно по воскресеньям и по обязательным праздникам. Кроме того, подчеркивалась необходимость того, «чтобы верующие без труда понимали сакраментальные знаки и как можно чаще принимали Таинства, которые установлены для укрепления христианской жизни». Сакраменталии же пересматривались в духе сознательного, активного и доступного участия верующих и с учетом современных, не средневековых нужд.

Чтобы верующие не ощущали себя во время Литургии просто зрителями, активно участвовали в ней, было решено поощрять их к выполнению молитв, псалмов, антифон, песнопений, надлежащих жестов и поз тела, а также и к благоговейному молчанию. С этой целью было решено даже внести соответствующие правки в литургические книги. Сами же обряды предлагалось упростить и сделать понятными верующим, «чтобы облегчить верующим благочестивое и активное участие». Но, что важно, сущность обрядов должна сохраняться, хотя и избавиться от не имеющих особой пользы временных наслоений.

Все больше и больше внимания обращалось на изучение Библии, в том числе во время Литургии, обязательной становилась проповедь, в которой должны были преподаваться таинства веры и принципы христианской жизни и которую без серьезной причины нельзя было пропускать в Мессах в воскресенья и праздники. Восстанавливалась и «молитва верующих», особенно по воскресеньям и по обязательнымпраздникам.

Документ еще предусматривал активное применение непонятного многим светским латинского языка, но вместе с тем уже существенно расширял применение национальных языков, особенно в чтениях и поучениях, в некоторых молитвах и песнопениях — там, где наиболее необходимо понимание того, что происходит и говорится.

Активизировалась и церковное жизнь верующих. В частности, епископов обязывали образовать группы верующих, особенно активные приходы, которые таким образом должны были представлять сущуюЦерковь, установленную по всей земле. Пастанавлялось «развивать единство приходской общины, особенно в совместном совершении воскресной Мессы».

Расширялась и возможность участия катехизаторов и вообще верующих в обряде крещения, прежде всего в миссионерских странах и в условиях смертельной опасности, когда отсутствует священник или диакон. Пастырей поощряли заботиться, чтобы в воскресенья и праздники в храмах с участием верующих совершались специальные богослужения, чтобы верующие индивидуально развивали свою молитвеннуюжизнь.

Особое внимание Конституция обращала на воскресенье, которое было решено так «подчеркивать и постоянно напоминать благочестивым верующим», чтобы оно стало также «днем радости и отдыха от работы». Воскресенье запрещалось заслонять другими, незначительными праздниками, а литургический год решено было пересмотреть так, чтобы, «согласно условиям нашего времени, сохранился их отличительный характер ради должного подкрепления благочестия верующих через исповеданиеТайнств христианского Искупления, особенно Пасхального Таинства».

Набожность верующих решено было направлять прежде всего на праздники Господа, во время которых в течение года празднуются Таинства Спасения — того, что должно волновать верующих. А Великий пост через покаяние должен был настраивать верующих к празднованию Пасхального Таинства благодаря более внимательному слушанию Слова Божия и усердной молитве, а в катехизисе наряду с осознанием социальных последствий греха решено было подчеркнуть природу покаяния, которая ненавидит грех как оскорбление Бога.

Само же великопостное покаяние должно стать не только внутренним и индивидуальным, но также внешним и социальным, чтобы еще больше укрепить сообщество верующих. Практики покаяния же постановлялось применить к возможностям нашей эпохи и различных стран, а также к жизненным условиям верующих, что опять-таки приближало Костел к верующим, переносило его в 20 век.

Затрагивали нововведения и храмы. Так при возведении святынь было решено тщательно заботиться о том, чтобы они были пригодны для священнодействий с активным участием верующих, а изображения святых были «в умеренном количестве и в соответствующем порядке, чтобы они не вызывали удивления христианского народа и не становились причиной менее правильного благочестия». «Для католического культа, для наставления, благочестия и религиозного поучения верующих» должно было быть предназначено и сакральное искусство.

Конечно, не все у авторов Конституции получилось или получилось не совсем так. Далеко не везде верующие активно присоединились к церковной жизни, не участвуют в нем «сознательно, плодотворно и активно». Так же и священники не везде уделяют должное внимание их религиозному воспитанию и образованию. Были допущены и определенные недостатки и перегибы в реализации благих побуждений. А что-то опять получилось слишком формализованным.

Максим Гацак

Как вам новость?
Головоломки