"Московский комсомолец": "Щит в пользу Минска"

16.06.2009 11:55
Архив Редакция

Разрыв военных отношений с Белоруссией поставит под угрозу обороноспособность России

Сегодня военные и России и Белоруссии считают, что безопасность Союзного государства — слишком серьезный вопрос, чтобы затрагивать его в экономических спорах. Однако политики и бизнесмены, похоже, с ними не согласны. И если все же демарш Минска в отношении Москвы продолжится и приведет к разрыву взаимоотношений в военной области, то это, безусловно, серьезно скажется на обороноспособности нашей страны.

К примеру, в Белоруссии имеется стратегически важная для России станция раннего предупреждения о ракетном нападении «Узел Барановичи», расположенная в Ганцевичах (Брестская область), которая по плану должна функционировать до 2020 года. Особое значение эта РЛС приобрела для России после того, как в 90-х годах была ликвидирована РЛС в Скрунде (Латвия). Как-то экс-министр обороны Белоруссии Павел Козловский высказывался об этой станции так: «без РЛС в Барановичах Россия на западном направлении окажется слепа, так как остальные средства контроля способны сканировать пространство только на расстоянии около 60 км, что не обеспечивает подлетного времени, необходимого для подготовки к отражению атаки».

Многие российские военные специалисты с ним согласны и считают, что значение барановичской РЛС для России не уменьшилось даже после того, как была поставлена на боевое дежурство РЛС в Лехтусе под Санкт-Петербургом, так как станция в Барановичах мощнее и находится на несколько сот километров западнее.

Причем, по словам военных, пока Россия пользуется этой РЛС бесплатно. Изначально, при разделе имущества СССР, белорусы хотели сделать ее своей, а России разрешить пользоваться ей лишь на условиях аренды. Но в 1995-м стороны договорились, что Россия не будет за нее платить при условии, что РЛС «не должна быть военной базой, а количество военнослужащих данного объекта не может превышать 1200 человек» (в Барановичах служат исключительно российские военные). За это белорусским частям ПВО было разрешено проводить учения и стрелять комплексами С-300 на российских полигонах. Тоже бесплатно.

Кроме того, в Белоруссии имеется пункт управления военным флотом России в Атлантике, расположенный в Вилейке (Минский район). Он необходим российским подлодкам, уходящим в дальние плавания, которых, правда, с каждым годом становится все меньше. Подобных объектов у России несколько, они охватывают всю акваторию мирового океана. Однако, если Белоруссия не согласится на то, чтобы на ее территории работал этот объект, Россия окажется слепой на довольно значительном морском участке.

Причем, если в случае с РЛС можно говорить о взаимной выгоде — ее информацией белорусы тоже пользуются — то пункт управления подлодками им абсолютно бесполезен, так как собственного подводного флота Белоруссия не имеет. В связи с этим белорусская оппозиция постоянно поднимает вопрос о том, что российские военные объекты «не приносят стране никакой пользы», а Россия стремиться обеспечить «собственную безопасность чужими руками».

О том, сколько может стоить пользование этими объектами постоянно идет спор между политиками двух стран. К примеру, экс-министр обороны Белоруссии Павел Козловский считает, что «России будет выгоднее минимум 50 лет поставлять в Белоруссию бесплатный газ в полном объеме потребления, чем строить подобные военные объекты где-нибудь под Смоленском».

Кстати, о Смоленске. Это направление воздушных границ России давно уже фактически полностью прикрывается системой ПВО Белоруссии. Собственных войск на северо-западе и западе у нас почти не осталось, хотя наши военные предпочитают об этом не распространяться. Этот регион — зона ответственности объединенной системы ПВО двух наших стран, где ведущая роль принадлежит белорусам. Причем, как считают белорусские политики, их прямые расходы по защите нашей воздушной границы составляют никак не меньше $40 млн. ежегодно. Этих денег Россия Белоруссии тоже, якобы, не компенсирует.

Какой ущерб может быть нанесен безопасности России, если, к примеру, Белоруссия откажется от взаимодействия в единой системе ПВО? На этот вопрос «МК» попросил ответить человека, стоявшего у истоков создания единой системы ПВО Белоруссии и России экс-главкома ВВС РФ генерала армии Анатолия Корнукова:

— Думаю говорить об ущербе некорректно. Он для нас возможен лишь в том случае, если возникнет прямая конфронтация, когда, к примеру, Белоруссия войдет в состав НАТО и на его стороне развяжет против нас боевые действия. Но это, конечно же, исключено. А пока, защищая свои воздушные границы, белорусы косвенно защищают и нас, выступая как передовой эшелон обороны так называемого союзного государства. Но учтите, что в решении этой задачи они не одиноки. Есть еще и Калининградский особый район (КОР), где у нас имеется достаточно мощная группировка сил. Так что с Севера, Северо-Востока и частично с Запада КОР прикрывает в том числе и Белоруссию тоже. Хотя, однозначно могу сказать, что ПВО Белоруссии — это все же самая работоспособная, мощная и эффективная система на всей территории СНГ. На вооружении у белорусов стоят С-300. В последние годы мы несколько усилили их дополнительными дивизионами. Правда, не новыми, это были комплексы из войск. Сейчас в нашей общей с Белоруссией системе ПВО имеется единый пункт управления, который, кстати, по взаимной договоренности находится в Минске. В тактическом плане это верное решение. Этому органу управления предоставлено право руководить не только белорусскими силами ПВО, но так же для усиления вводить в бой и российские системы ПВО, входящие в состав объединенной системы.

Ольга Божьева, «Московский комсомолец».

Как вам новость?
Головоломки