"Новая газета": "Бумажная армия"

18.06.2009 10:17
Архив Редакция

Идея КСОР изначально была декларативной: никто не собирается защищать чужих диктаторов

После августовской войны с Грузией, когда Россия оказалась фактически одна, без союзников, в международной изоляции, президент Дмитрий Медведев многократно публично призывал укрепить наш единственный существующий военный союз — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), чтоб была «не хуже, чем НАТО».

Аппарат секретариата ОДКБ старался как мог, согласовывая амбициозные планы создания мощных многонациональных группировок. Для начала — Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), отборного войска из десантников и спецназа численностью 15-20 тысяч. На 14 июня в Москве было запланировано утверждение на саммите ОДКБ соглашения о КСОР, и оно было подписано, но только Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. Узбекистан от участия в КСОР воздержался. Белоруссия саммит ОДКБ бойкотировала из-за введенного Москвой эмбарго на ввоз молочной продукции, а принятые в Москве решения объявила «нелегитимными». Медведев на Александра Лукашенко обиделся за то, что тот не только не приехал, но и «не звонил мне по телефону».

Российский МИД оперативно объявил белорусский демарш несущественным, а подписанные в Москве решения — законными и вступившими в силу. Но, похоже, правы именно белорусы. Любой военно-политический союз суверенных стран по определению основан на правиле принятия решений консенсусом, то есть любая страна имеет право вето. Именно на этом праве функционирует самый успешный и мощный военно-политический союз современности — НАТО, на который Медведев пытается равнять ОДКБ. Именно право вето позволяет малым странам уживаться и согласовывать интересы в одном союзе с крупными. В правилах процедуры ОДКБ право вето также прописано. Решение нашего руководства, подсказанное МИДом, о том, что белорусы в ноте к саммиту в воскресенье как-то не так сформулировали свои возражения, — пустое и очень опасное крючкотворство, которое подрывает основу ОДКБ.

В НАТО также постоянно возникают противоречия и проблемы между странами-членами, но там с самого начала выработали неплохой механизм достижения компромиссов. В крайнем случае, как недавно с греческим запретом на вступление в НАТО Македонии, право вето соблюдается, несмотря на всеобщее раздражение. Наши договариваться не умеют и не хотят, вместо терпеливого поиска взаимоприемлемых компромиссов применяют привычное силовое давление и экономические запреты, исходя из того, что никуда «союзники» не денутся. Так строят империи, а не добровольные военно-политические союзы. К тому же на создание эффективной имперской вертикали под маркой ОДКБ у России нет ни сил, ни ресурсов.

Россия объявила, что припишет к КСОР 98-ю дивизию ВДВ (Иваново), 31-ю десантно-штурмовую бригаду (Ульяновск) и антитеррористические подразделения. Остальные союзники по ОДКБ обещали в КСОР по бригаде и антитеррористические подразделения (Киргизия — пару батальонов). В ОДКБ уже существуют силы быстрого развертывания из 10 батальонов, но на бумаге — они никогда вместе не использовались. Медведев считает, что новые КСОР будут отличаться «кардинально», что они будут готовы отражать не только террористические угрозы, но «эффективно реагировать на локальные и региональные конфликты». Впрочем, еще до скандала с белорусами, в ходе многосторонних согласований КСОР фактически выродились в бумажную армию. У КСОР даже не будет постоянного командования — планируют формировать только после принятия решения о боевом применении, причем командующего обещают назначать из той страны, на территории которой предполагается воевать. Интересно, кто придумал посылать в бой ВДВ под командованием генералов из Средней Азии?

Страны НАТО объединены общими интересами и ценностями, что в целом перевешивает обычные межнациональные разногласия. ОДКБ — по сути, союз диктатур той или иной степени авторитарности. Подобные союзы бывают устойчивы только при наличии общего явного врага, а его нет. Россия, например, видит угрозу в расширении НАТО, а больше никто. Армения зажата между Азербайджаном и Турцией, но кого в ОДКБ, кроме России, волнует ее судьба?

Исламисты «Талибана» пока далеко — за Гиндукушем, на границе с Пакистаном, а у Киргизии с Таджикистаном сегодня основные внешние конфликты с другим членом ОДКБ — Узбекистаном. Конституция Белоруссии запрещает посылать войска за границу, и Лукашенко менять ее не собирается. Если бы Россия не наложила на Белоруссию молочное эмбарго, добиваясь немедленного признания Минском независимости Абхазии и Южной Осетии, если бы, получив очередной кредит, Лукашенко подписал соглашение о КСОР, то все равно ни одного солдата не дал бы.

В Москве придумали одеть все части КСОР в одинаковую форму российского пошива, чтобы выглядели единым войском. Форму даже показали президентам ОДКБ в воскресенье. Если получится, то у кого-то будет выгодный контракт, но единых дееспособных КСОР все равно не будет, так как это никому не нужно. Для всех президентов ОДКБ жизненно важно постоянно держать под рукой и оберегать собственные элитные части постоянной готовности в качестве гарантии сохранения власти.

Получилось в общем случайно, что давно запланированное подписание документов по КСОР оказалось по сути нелегитимным. Медведев очень расстроился, но выразил уверенность, что Минск прекратит «молочную истерику» и все же свою подпись поставит. Похоже, наши начальники не понимают до конца, как все удачно сложилось: нелегитимное соглашение никого ни к чему не обязывает, его никто не собирается реально исполнять, и это всех устраивает, особенно Россию. Не придется по обязательству идти воевать, защищая чужих диктаторов, от которых в любом случае ни ответной помощи, ни благодарности никогда не дождаться.

Павел Фельгенгауэр, «Новая газета».

Как вам новость?
Головоломки