В Москве открылась выставка произведений искусства из Германии

19.06.2009 10:23
Архив Редакция

Организаторам российской выставки удалось даже передать атмосферу, в которой создавались эти шедевры

Организаторам российской выставки удалось даже передать атмосферу, в которой создавались эти шедевры.

Чтобы заслужить благосклонность правителя любого государства в XVII-XVIII веках, послу достаточно было произнести: сделано в Аугсбурге. И тогда дипломатический подарок — будь то серебряный кубок, бронзовая скульптура или золотые часы, тут же попадали в сокровищницу данной страны.

Аристократия той эпохи охотилась за произведениями аугсбургских мастеров. Этот немецкий город очень долго задавал моду на предметы роскоши во всем мире.

Анжела Кудрявцева, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля: «Покупать в Аугсбурге произведения великих златокузнецов — это традиция сохранялась в России очень долго, и даже для Екатерины II закупались, в частности, такие дорожные сервизы, которые представлены здесь, на нашей выставке из Максимилиан-музея».

Многие из этих экспонатов ни разу не покидали границ Германии. Шедевры музея Максимилиана, дворца Шецлера и других немецких собраний — сегодня в музеях Московского Кремля.

Виртуальная инсталляция создает ощущение живого города — в окнах движется транспорт и люди, встает и садится солнце, а внутри — главный фонтан Аугсбурга работы знаменитого Адриана де Вриса. Бронзовый Геркулес, побеждающий гидру, наблюдал за жизнью горожан четыре столетия. Но в XXI веке его отправили на покой в музей. На площади возвели точную копию, а фрагменты подлинника привезли в Москву.

Амур, укрощающий лебедя, находится у подножия фонтана, и, так же, как и Геркулес, побеждающий гидру, символизирует борьбу добродетели с пороком. Лебедь, а еще точнее гусь, воплощает в себе низменную, плотскую любовь, которую нужно победить. Но сделать это довольно сложно. Ведь с амурами соседствуют тритоны — в мифологии, бесконечные сластолюбцы. Так что порок неистребим. Но жителей Аугсбурга, похоже, это не очень волнует.

И добродетель, и порок в их понимании — лишь стимул к высокому искусству. На кружке знаменитого резчика по слоновой кости Георга Петеля — опьянение Вакха. Работа, которую пытались скопировать десятки мастеров, но так и не достигли виртуозности оригинала.

Вообще, чтобы в XVII веке в Аугсбурге получить звание мастера, нужно было учиться как минимум 12 лет и сдать экзамен — изготовить кольцо, печать и кубок.

Дипломная работа Андреаса Телота сразу была признана шедевром. А автор портативных часов Самюэль Беркман пошел другим путем. Он просто женился на вдове часовщика и по местной традиции звание мастера получил автоматически. Все эти истории жители Аугсбурга передают из уст в уста и по сей день.

Кристоф Трепеш, директор семи музеев Аугсбурга: «Мы очень гордимся своим городом. Он ведь был основан в 15 году до нашей эры римлянами! Посмотрите, как они это делали: на этом рельефе видно, что с помощью двух запряженных волов очерчивался круг — границы будущего города. А дальше богиня Августа вошла в город и подняла над собой сосновую шишку, или, как мы говорим, шишку пинии. Она-то и стала символом Аугсбурга».

Богиня Августа покровительствовала не только мастерам, но и финансовым гениям. Например, династиям Вельзеров и Фуггеров, положившим начало европейской банковской системе.

Говорят, эти богачи топили камины красным деревом и давали королям средства на пиры и войны. И конечно, коллекционировали предметы искусства своих земляков, лучшие из которых сегодня — в музеях московского Кремля.

Материал предоставлен порталом о ремонте, интерьере и уюте дома и в офисе «StrojMir.by»

Как вам новость?
Головоломки