"Lenta.Com.ru": "Белорусское экономическое чудо"

19.06.2009 11:34
Архив Редакция

18 июня Белоруссия возобновила экспорт своей молочной продукции в Россию, однако конфликт между Белоруссией и Россией не исчерпан

18 июня Белоруссия возобновила экспорт своей молочной продукции в Россию. Как объяснил главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, Белоруссия обязалась оформить документы на свою молочную продукцию в соответствии с российским техническим регламентом. Однако я не думаю, что конфликт между Белоруссией и Россией исчерпан.

Отношения двух стран характеризуются напряженностью, связанной со следующими факторами. Режим, правящий в нашей стране, построен на огромных преференциях для олигархических структур. Эти структуры крайне смущает успешность белорусской экономической модели. То, что Белоруссии удалось создать экономику, сопоставимую со шведской моделью 30-50-х годов, вызывает большое раздражение у нашей компрадорской буржуазии и коррумпированного чиновничества, так как Белоруссия в этом смысле может оказаться маяком для народа России. Белорусская модель характеризуется государственным регулированием, наличием крупной государственной собственности и распределением доходов в пользу большинства населения, и в этом смысле Белоруссия является типичным развитым социальным государством. Уровень авторитаризма в белорусской политической системе не стоит преувеличивать, он вполне сопоставим по многим параметрам с российским. Но самое главное, что в Белоруссии практически нет перспектив для российского олигархического капитала, российских олигархов допускают в Белоруссию только как иногда нужных, выгодных финансовых посредников и Белоруссия практически не продает и не дает российским олигархам собственности и не допускает их к приватизации. При этом Белоруссия как исторически оказавшаяся, прежде всего, страной с развитым военно-промышленным комплексом и практически лишенная сырьевого сектора, совершила чудо, развив высокие и средние технологии, а также легкую и пищевую промышленность. С одной стороны, Белоруссия производит плазменные телевизоры, жидкокристаллические мониторы, собирает свои компьютеры, делает холодильники, стиральные машины, с другой стороны, Белоруссия производит грузовики, замечательные по соотношению цена — качество одежду и обувь и продукты питания. Все это делает белорусскую промышленность и сельское хозяйство опасным конкурентом российских олигархов, специализирующихся, как известно, на экспорте сырья и импорте потребительских товаров.

Базовый аргумент антибелорусской пропаганды заключается в том, что все белорусское экономическое чудо — это сочетание политического авторитаризма с паразитированием на российских преференциях в сырьевом секторе. Это не совсем так. Действительно, исходные капиталы на восстановление промышленности Белоруссия получила за счет российских преференций по торговле газом, но уровень развития белорусской промышленности уже давно сделал ее в значительной мере независимой от этих преференций. Поэтому сейчас, если бы Россия предоставила Белоруссии доступ к потребительскому рынку, то Белоруссия могла бы завалить нашу страну дешевыми и качественными потребительскими товарами, что в условиях кризиса является крайне желательным для бедного большинства населения нашей страны. Думаю, что в таких условиях Белоруссия стала бы в значительной мере независима от сырьевых преференций, поскольку за счет российского платежеспособного спроса могла бы по сути создать воспроизводящуюся промышленность и сельское хозяйство. Видимо, это в значительной мере и пугает наших олигархов, которые уже много лет проводят разнузданную антибелорусскую кампанию. Ведь Белоруссия, по сути, напоминает Советский Союз или часть Советского Союза, который успешно провел перестройку, адаптировался к рынку и нормально существует, при этом имея большой потенциал в развитии.

То, что Лукашенко в последние годы заигрывает с Западом, вовсе не означает, что он не настроен на серьезное сотрудничество с Россией. Конечно, национальные интересы Белоруссии для него важнее национальных интересов нашей страны, но Лукашенко хорошо понимает, что Белоруссия одна не выживет и что российско-белорусский союз весьма перспективен. Другое дело, что основной аргумент внутренней белорусской пропаганды против полного объединения с Россией звучит весьма просто: пока в России правит антирусски настроенная компрадорская буржуазия, к тому же в значительной мере инородческая, объединение для Белоруссии неприемлемо. Но сотрудничество приемлемо абсолютно, и в этой ситуации, я думаю, жесты Лукашенко, направленные на Запад, нам имеет смысл рассматривать как демонстрацию того, что в крайнем случае он проживет без нас, но вовсе не как жесты, говорящие о нежелательности для него стратегического российско-белорусского союза. Поэтому правильным ответом на эти жесты было бы тесное экономическое сотрудничество с Белоруссией, которое сегодня в условиях кризиса становится особенно взаимовыгодным. А для того, чтобы это было осуществимо, Кремлю всего лишь надо дернуть поводок и сказать «фу» наиболее наглым антибелорусским олигархическим группировкам.

Может быть, что-то в наших отношениях после молочного конфликта и изменится, но как? Все зависит от политической воли Кремля и серьезности его намерений в области стратегического союза с Белоруссией. Если такая политическая воля наличествует, и если Кремль остановит эти олигархически-чиновничьи группировки, которые все продолжают облизываться по поводу белорусской госсобственности и скрежетать зубами от злости, вызванной успешностью белорусской экономической модели, то союз будет развиваться. В конце концов, он может оказаться крайне полезным для нашей страны, включая заимствование белорусского опыта хотя бы в такой сфере, как приоритет обрабатывающей промышленности над добывающей, что в условиях кризиса очень важно. Достаточно привести в пример Белоруссию, которая, не имея своего сырья, тем не менее, имеет крайне развитую нефтеперерабатывающую промышленность, в отличие от нас, когда мы все еще продолжаем продавать нефть заграницу и покупать там сделанный из нашей нефти бензин.

Мне кажется вполне возможным, что Кремль начнет урезонивать олигархов. Более того, по разным причинам это возможно с обеих сторон тандема. Я полагаю, что Путин здесь может оказаться склонным к поддержке белорусской модели, желая внедрить в нашей стране ее подобие, хотя если бы Путин действительно повторил опыт Лукашенко, это было бы для России огромным прорывом. Но всегда есть сомнения в том, что вместо белорусской модели мы получим модель Березовского, при которой при формальной государственной собственности или крупных государственных долях в пакете корпораций реально осуществляются не вполне законные махинации за счет назначения на значимые посты своих директоров и бухгалтеров. Со стороны Медведева, который явно более склонен поддерживать крупные олигархические корпорации, здесь возможны были бы сложности, но мне кажется, что Медведев — человек, исключительно трезво понимающий национальные интересы нашей страны, и в этой ситуации я уверен, что он протянет Александру Лукашенко руку, невзирая ни на каких гонтмахеров.

Виктор Милитарев, всероссийская общественно-политическая интернет-газета «Lenta.Com.ru».

Как вам новость?
Головоломки