"Сегодня.ру": "Дружба с Брюсселем будет стоить Минску недешево"

23.06.2009 11:42
Архив Редакция

Еврокомиссарша по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер озвучила в Минске условия предоставления Белоруссии кредитов от ЕС

Еврокомиссарша по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер озвучила в Минске условия предоставления Белоруссии кредитов от ЕС. Ничего нового: Евросоюз желает запустить в белорусскую экономику своих инвесторов. А по сути — скупить ключевые промышленные объекты.

Госпожа Ферреро-Вальднер приехала в гости как положено, то есть не с пустыми руками. Правда, европейские гостинцы выглядят скорее как издевка, нежели помощь. В качестве финансовой подпитки для белорусской экономики ЕС предлагает 10 млн евро, в то время как, по подсчетам экономистов, Минску необходимо не менее семи миллионов долларов. Впрочем, как выяснилось, 10 миллионов — это так, для затравки, чтоб, как говорится, «бабки засветить». Брюссель готов пойти гораздо дальше. И об этом Ферреро-Вальднер сообщила белорусскому руководству.

По информации газеты «КоммерсантЪ», на переговорах представительница Евросоюза озвучила целый ряд условий, сопровождающих гипотетический кредит для Белоруссии. Брюссель готов вложиться в Минск, но взамен от Александра Лукашенко требуют решительно наступить на горло собственной песне. В обмен на кредиты, пишет «Ъ», Минск должен согласиться на приватизацию ключевых предприятий и их последующую покупку европейскими инвесторами. В списке желанных для европейцев объектов — Мозырский и Новополоцкий заводы нефтепереработки, а также калийные месторождения, прежде всего — перспективное Старобинское. «Европейцы в частных беседах откровенно говорят, что готовы предложить за белорусские предприятия рыночную цену и серьезные деньги дадут только под гарантии их скупки», — цитирует «Ъ» свой источник в Минске.

Таким образом, и Брюссель, и Москва фактически предложили Минску одно и тоже: кредиты в обмен на участие в белорусской экономике с возможным контролем за ключевыми объектами. Можно посчитать это как соперничество за лакомые куски. А можно на это дело взглянуть и по-другому: как на некую консолидированную позицию. В конце концов, почему не предположить, что ЕС и России просто надоело поведение белорусских властей, мечущихся как Агафья Тихоновна в известной пьесе «Женитьба». Мечты о том, как к губам Никанора Ивановича да приставить нос Ивана Кузьмича, так и останутся несбыточными. Сидеть на двух стульях у Лукашенко долго не получится. К тому же это просто опасно — можно что-нибудь себе прищемить. В конце концов — и этот конец уже маячит перед глазами — придется сделать выбор. Экономическая независимость — вещь хорошая, кто бы спорил, но только не в момент острой нехватки денег.

Визит Бениты Ферреро-Вальднер был запланирован еще в феврале, но постоянно откладывался по целому ряду причин. «Последний диктатор Европы» постоянно демонстрировал Брюсселю, что ему «и хочется, и колется» и «Москва не велит». Однако в свете последних молочных событий Александр Григорьевич сам позвонил в Евросоюз и попросил «приехать как можно быстрее». В ЕС оценили ситуацию и быстренько снарядили в поход госпожу Ферреро-Вальднер.

Лукашенко, как сообщают из Минска, был сама любезность и покладистость. Принимая еврокомиссара, он всячески демонстрировал готовность всячески крепить дружбу с Евросоюзом, не взирая на недовольство Москвы. «Мы искренне хотим, даже если это кому-то не нравится, построить хорошие отношения. Белоруссия — суверенное и независимое государство, и посягать на них, как бы кому-то ни хотелось, мы не можем позволить», — без обиняков сообщил Лукашенко. И тут же попросил денег: «В Европе сосредоточены финансовые ресурсы, что для Белоруссии является наиважнейшим фактором».

Так уж получилось, что на этих смотринах Лукашенко выступал в роли невесты, а госпожа Бенита Ферреро-Вальднер была эдаким женихом. «Невеста», за отсутствием свахи, всячески расхваливала себя, рисуя перед «женихом» радужные перспективы. «Мы сегодня соединяющее звено между такими монстрами, как Россия и ЕС. Через Белоруссию проходят основные артерии по нефти, по газу», — со значением сообщил президент Белоруссии. И не удержался, отметил, что инфраструктура в Белоруссии куда как лучше, нежели у соседей. Очевидно, имея в виду Украину…

Ферреро-Вальдер сдержано хвалила белорусские власти за их готовность к сотрудничеству. Но тут же выдвинула несколько требований. Минск должен провести реформу избирательного права по стандартам ОБСЕ и применить ее уже на ближайших выборах. Минск должен гарантировать свободу слова и собраний, опять же по меркам ОБСЕ. Не забыла Бенита и об улучшении законов в области регистрации неправительственных организаций (НПО). Судьба так называемых «политзаключенных» также сильно волнует Брюссель. Ответ должен быть получен уже в июле, Евросоюз кует белорусское железо пока оно в горячем и размягченном состоянии. «Мы обсудили взаимодействие во всех сферах — от экономической до политической. Президент очень внимательно прислушался к тому, что я говорила, а я внимательно выслушала его позицию», — подытожила Бенита Ферреро-Вальдер. Цейтнот белорусскому Батьке обеспечен, июль не за горами.

Евросоюз взялся за Белоруссию плотно. Совсем недавно Минск посетил Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Именно после этого визита последовало предложение Белоруссии принять участие в программе «Восточное партнерство». Тем более, что Минск уже сдал некоторые позиции, это и сделало возможным контакты с ЕС.

«Сдал позиции» — здесь имеется в виду освобождение всех политических противников, организация максимально прозрачных выборов в парламент в 2008 году и предоставление независимым СМИ возможности распространяться через сеть «Союзпечать».

Напомню, что конфликт между Минском и Брюсселем случился еще в 1996 году, когда в Белоруссии состоялся референдум, в результате которого был расформирован Верховный Совет и создан парламент, подконтрольный Лукашенко. Евросоюз посчитал результаты референдума сфальсифицированными, по мнению европейцев, вся власть сосредоточилась в руках президента, а права оппозиции были серьезно нарушены. В 2006 году ЕС ввел экономические санкции в отношении Белоруссии и ограничения для выдачи виз отдельным белорусским чиновникам. В числе невъездных тогда оказался и президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Николай Телепнев, «Сегодня.ру».

Как вам новость?
Головоломки