"Взгляд": "Лукашенко заводы не отдаст"

26.06.2009 13:42
Архив Редакция

Несмотря на примирительные заявления, президент Белоруссии пообещал России жесткую позицию по экономическим проблемам

Вскоре после очередного пика конфронтации с Россией белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что Москва была и остается для Минска другом и главным стратегическим союзником. Правда, тут же пригрозил, что может в случае необходимости легко найти ей замену в плане экономического сотрудничества, попутно раскрыв свое понимание истории с молочными заводами, которая увязывалась с российскими кредитами. Эксперты считают эти заявления хорошей миной при плохой игре.

В четверг на встрече с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что у Минска нет никаких неразрешимых проблем с Москвой. «Россия была и остается для нашей страны основным стратегическим союзником, — подчеркнул он. — Несмотря на все газовые, нефтяные, молочные и прочие скандалы, мы остаемся всегда открытыми для России, для русских людей».

Вместе с тем Лукашенко отметил, что негативное воздействие на двустороннюю торговлю оказывают многочисленные ограничения и запреты, введенные российской стороной. «Они идут вразрез с нашими договоренностями и фактически усугубляют последствия мирового кризиса как для белорусской, так и для российской экономики», — сказал он.

Глава белорусского государства также обратил внимание на наличие международных договоров и необходимость их соблюдения. «У нас есть соглашения с Россией, на основе их мы строим свои перспективные планы, тактически определяем работу. Мы исходим из того, что будет все так, как договорились, а тут вдруг все срывается, и нам в этих сложных мировых условиях приходится искать другие рынки», — цитирует Лукашенко ИА «БЕЛТА».

В этой связи он сообщил, что вместо российского рынка есть другие рынки сбыта, куда Белоруссия может поставлять продукцию и, в частности, сухое молоко.

«Говорят (в России), что мы поставили много сухого молока. Не будем поставлять. Я приехал в Туркменистан, а мне говорят: дайте сухое молоко. Я говорю министру: чего воюете в России, отвезите это молоко в Туркменистан. Сегодня распродали все молоко, и люди (зарубежные покупатели) еще в очереди стоят. А мы стучимся в дверь в Россию и создаем проблемы», — приводит слова Лукашенко РИА «Новости».

«Мы сегодня торгуем с Евросоюзом в таком же объеме, как и с Россией, сальдо положительное. Как я могу пренебрегать десятками миллиардов долларов, ведь это наша торговля, наша жизнь. Почему мы должны смотреть на европейцев через забор», — добавил Александр Лукашенко, комментируя экономическое сотрудничество с Европой.

При этом он отметил, что и Россия активно развивает отношения с западными структурами. «Вы начали с ними выстраивать отношения, но как только наш чиновник встречается с натовцами, начинаются какие-то заявления, критика», — отметил глава государства.

Кроме того, белорусский президент напомнил, что существуют Советы Россия — ЕС и Россия — НАТО. «Мы же это нормально воспринимаем, не говорим, что Россия не в интересах Беларуси действует. Почему же мы не можем иметь отношения на таком же уровне», — возмутился белорусский лидер.

«Мы с вами один народ, и делить нам нечего, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Никакими якобы демпингами мы не сможем повредить экономике России. Это очевидно».

Обращаясь к российскому губернатору, президент сказал: «Я хочу, чтобы вы понимали, что не я здесь зашился в Беларуси и начинаю «снаряды» бросать в российскую сторону». «Нам это не нужно и невыгодно. Зачем нам драться с российскими чиновниками, руководством России? Нам нужно спокойное, тихое сотрудничество, мы все можем обсудить и договориться», — заключил президент Белоруссии, сообщает «Интерфакс».

Комментируя заявление Лукашенко о дружбе с Россией, политаналитик и публицист Юрий Гиренко сказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что «Лукашенко констатировал банальную истину, поскольку другого партнера у Белоруссии просто быть сейчас не может».

«Скорее всего, это просто хорошая мина при плохой игре. Ведь заявление может быть прочитано как капитуляция. И, чтоб такого впечатления не создать, Белоруссии нужно сказать, что это все не потому, что они вынуждены, а потому, что они нас так любят. Но этому заявлению я бы не придавал особого значения. Можно сказать, что очередной кризис закончен. Это не значит, что он не будет повторяться», — отметил Гиренко.

«Пока невидно, как эту ситуацию можно переломить. Варианта, при котором Белоруссия перестанет прикидываться независимой и войдет в состав России, я сейчас не вижу, — продолжил эксперт. — Мы же Белоруссию не можем поставить в слишком жесткое положение по экономическим причинам. И не можем быть с ней слишком ласковы, чтоб хвост не вилял собакой. Вот и получается, что эта музыка надолго, и я не вижу никаких предпосылок, чтоб оркестр заиграл по-другому».

Что касается угроз Лукашенко найти новых экономических партнеров для Белоруссии, то эксперт считает их блефом. «Понятно, что Лукашенко пытается «наводить мосты» не только с Россией, но и с Западом. Но это ему может слишком дорого обойтись. «Оранжевая революция» была недавно, и он ее не забыл. Попытки совершить нечто похожее в Белоруссии тоже были. Лукашенко достаточно опытный политик, чтобы понимать, что переориентация на Запад может быть чревата плохими последствиями, прежде всего, для него лично», — сказал Гиренко.

Стоит отметить, что вдогонку ко всему сказанному Лукашенко сообщил: Белоруссия никогда не заявляла, что готова отдать российской стороне молочные заводы в обмен на кредиты или на каких-либо иных условиях.

«Я никогда не обещал, что взамен на что-то отдам 17 молокоперерабатывающих заводов. Я даже сказал: разве можно такие условия ставить. Мол, вот вы на рынок поставляете свою продукцию, отдайте нам свои заводы», — сказал Лукашенко. При этом он добавил, что «белорусы сами эти заводы модернизировали, и эти предприятия сегодня акционированы и находятся фактически в частных руках, у производителя».

Увязывание выдачи кредита с приватизацией белорусских предприятий российским капиталом, считает Лукашенко, — «глупость и инсинуации». «Если вы не хотите давать 500 млн долларов, что же, обойдемся без них. Но вы обещали», — сказал он.

«Кредиты мы получили абсолютно не связанные с какими-то условиями о приватизации заводов. Российские кредиты обходятся для нас дороже, чем кредиты МВФ. Нам пообещали 2 млрд долларов, а 500 млн долларов, говорят, не отдадим. Зачем тогда обещали?» — цитирует президента ИТАР-ТАСС.

Алексей Тимофеев, «Взгляд».

Как вам новость?
Головоломки