“Мы, православные Беларуси, решили: «Саломее не быть!» — в Минске запретили премьеру Большого театра

06.09.2018 16:05
Архив Редакция

Национальный Академический Большой театр оперы и балета в Минске сообщил вечером 6 сентября об отмене анонсированной на 9 и 10 сентября премьеры оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в постановке Михаила Панджавидзе.

Причина отмены спектакля – “письмо верующих”. Сезон в Большом начнется с «Петрушки» и «Шехеразады», сообщает people.onliner.by.

“11 сентября религиозный праздник (Усекновения главы Иоанна Крестителя в православной традиции – ред..). Такое происходит впервые в истории, и директор просит поддержать театр. Было письмо от верующих. Вчера оперу смотрели две комиссии, и все остались довольны — она всем понравилась. А сегодня было принято решение ее отменить. Сейчас обсуждается вопрос о переносе оперы. А сезон откроют «Петрушка» и «Шехеразада» — две постановки в один вечер”, – поясняет администрация театра.

“Письмо верующих”, направленное в Администрацию президента, есть в открытом доступе. Адресованное  Главе Администрации Президента Наталье Качановой, Генпрокурору Александру Конюку, а также членам Синода БПЦ, оно содержит десятки “аргументов” в пользу того, что премьера оперы всемирно известного композитора-классика является “очередным кощунством под эгидой Министерства культуры Беларуси”.

Напомним, опера «Саломея» Рихарда Штрауса создана по мотивам одноименной трагедии Оскара Уайльда.

По мнению авторов письма, “постановка данной оперы является кощунством (искажает библейскую историю), богохульством, глумлением над памятью Крестителя Иоанна, дерзким антихристианским, антицерковным (антиклерикальным) деянием, оскорблением религиозных чувств верующих, уголовным преступлением (ст. 130 УК «умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства»).

Помимо уверения в том, что постановка, будь она дозволена, является “угрозой национальной безопасноси”, письмо содердит требования анафемы для главного режиссера театра Михаила Панджавидзе.

Краткая фабула интерпретации библейского сюжета Оскаром Уальдом такова: Саломея влюбляется в заключенного Иоанна, трижды просит разрешения коснуться его тела, поцеловать его волосы, и наконец, губы, но пророк трижды отвергает ее. Саломея исполняет Танец Семи Покрывал, а в награду требует голову Иоанна и получает свой дар — его голову на серебряном блюде. После этого она целует отрубленную голову в мертвые губы, упрекая пророка в случившемся и продолжая изливать ему признания в любви. Окружающие шокированы этой сценой, больше всех ошеломлен Ирод, отдающий приказ солдатам убить Саломею.

“В Церкви честная глава Крестителя Иоанна представлена для благоговейного почитательного поклонения, а в театрах муляж отрубленной головы выставляют для развлечения духовно невежественной и праздной публики. И это ли не антиклерикальность!?”, – возмущаются авторы письма, выказывая надежду на то, что митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, отзовет свой положительный отзыв о постановке, данный им, как сообщала 15 июня в материале о готовящейся премьере газета «Беларусь сегодня».

Полностью “письмо верующих” можно прочесть здесь.

Авторы письма оказались убедительны, уверяя, что “из-за кучки театралов может пострадать весь народ, если позволит этим кощунникам и далее издеваться над помазанниками Божиими — царями, пророками и верой христианской” – премьера перенесена, спектакли пройдут, ориентировочно, в третьей декаде октября.

“В рекламном материале «Саломея». Премьера!» сказано, что «в белорусском Большом никогда не брались за сценическое воплощение библейской истории. Но главный режиссер театра Михаил Панджавидзе решил: «Саломее» быть!».

А мы, православные христиане Беларуси, решили: «Саломее не быть!», – мотивируют авторы письма свою убежденность в порочности оперы.

Как вам новость?
Головоломки