Правы оказались те, кто еще в начале 90-х указывали на целесообразность и необходимость для Беларуси реализации таких региональных проектов, как Балто-Черноморский коллектор и др
В последнее время официальный Минск особенно активно демонстрирует свою заинтересованность в участии в различных региональных и субрегиональных организациях, проектах и инициативах. Только что Беларусь получила статус наблюдателя в Совете государств Балтийского моря и вместе с Украиной и Польшей дала старт Киевской инициативе регионального сотрудничества в рамках программы «Восточного партнерства» Евросоюза. Чем это вызвано и какую пользу может принести?
Потенциал регионализма как сотрудничества с сопредельными государствами региона в белорусской внешней политике на протяжении длительного времени оставался слабо реализованным, особенно в многостороннем плане. Связано это было, как известно, с моноориентацией на Россию, низким уровнем, прежде всего, политического сотрудничества с ЕС и соседними государствами-членами ЕС и Украиной (иными словами — «изоляционизмом») и очевидным нежеланием Минска максимально эффективно использовать имеющиеся возможности: уже созданные еврорегионы с участием Беларуси и разнообразные проекты в рамках Европейской политики добрососедства (с 2005 г.).
Однако в последние годы ситуация быстро и существенно меняется. Европейский союз уже непосредственно граничит с Беларусью. Интересы ЕС (в частности, Польши, Литвы и Латвии), Украины и РБ в сфере энергобезопасности и диверсификации энергоснабжения (особенно после обозначившихся проблем с Россией) сблизились, а в некоторых случаях совпадают. То же самое касается сферы транзита (транспорт, таможня, границы). Наконец, императивы сотрудничества с ЕС для Беларуси (хотя и со значительным отставанием от Украины) стали несомненны и актуальны как никогда ранее. А новое «Восточное партнерство» предложило привлекательные и в перспективе весьма выгодные для всех участников региональные форматы взаимодействия — в энергетике, экономике, экологии и многих других областях.
Минск вынужден пойти на примечательное «отрицание отрицания» регионализма. По сути, предыдущая «политика отрицания» оказалась ошибочной и ничего кроме упущенной выгоды не принесла. Правы оказались те политические силы, политики и эксперты, которые еще в начале 90-х указывали на целесообразность и необходимость для Беларуси реализации таких региональных проектов, как Балто-Черноморский коллектор и некоторых других.
«Киевская инициатива» Украины, Польши и Беларуси углубляет трехстороннее взаимодействие и наполняет рамки «Восточного партнерства» конкретными действиями и механизмами сотрудничества в сфере безопасности, а также экономической и гуманитарной областях.
Участие Беларуси в Совете государств Балтийского моря (СГБМ) в качестве наблюдателя — продолжение ранее предпринятых шагов по сотрудничеству страны в его проектах и структурах — Балтийском энергетическом кольце и Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря.
СГБМ определил в качестве своих долговременных приоритетов защиту окружающей среды, экономическое развитие, энергетику, образование и культуру, гражданскую безопасность и человеческое измерение, реализуемые с учетом политики «Северного измерения» и Стратегии Европейского союза для региона Балтийского моря.
Оба формата взаимопересекаются как по тематическим, так и по географическим (страновым) характеристикам и дополняют друг друга. В СГБМ входят представители Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Исландии, Литвы, Норвегии, Польши, Российской Федерации, Швеции и Европейской комиссии. Наряду с Беларусью как наблюдатели в работе Совета участвуют Украина, Словакия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды и США.
Партнеры по региональному сотрудничеству ожидают от Минска не только дальнейших позитивных сигналов, но и весомых региональных «Минских инициатив».
Вячеслав Позняк, «Наше мнение».