"Эксперт Online": "Заграница не поможет"

16.07.2009 11:29
Архив Редакция

Закрытие Черкизовского рынка серьезно ударило по белорусским предпринимателям, торгующим одеждой и обувью

Схема этого бизнеса была проста: садишься в автобус, приезжаешь в Москву, «затариваешься» на 1000-3000 долларов, возвращаешься в Минск и выставляешь товар на минском товарном рынке «Ждановичи» (в просторечии «Жданики») или на крытых рынках поменьше. «Можно было покупать все, что угодно, — от откровенного ширпотреба за 12 долларов до нормальных туфель за 40», — рассказывает белорусский индивидуальный предприниматель, торгующий на «Жданиках» уже четыре года. Для Павла закрытие «Черкизона» — катастрофа: «Смысл самой работы теряется. Раньше ты продавал туфли за 25 долларов и зарабатывал свои 13. Все довольны, потому что в магазине ты за эти деньги даже белорусскую обувь не купишь, которая по качеству, может, и лучше, но по дизайну — редкое дерьмо. Стоит же она 30-90 долларов за пару. Что-то же толковое в бутике стоит 100-500 долларов. Для рядового белоруса это не по карману, поэтому на „Жданиках» всегда были толпы народу. И кстати, не только из-за обуви. Я уверен, что в этом году уже никто не купит нормальных дешевых курток, какие могли купить в прошлом году», — рассказывает предприниматель.

Сейчас Павел в раздумьях: где брать обувь на будущее, он не знает. «Как вариант — Лужники. Но там гораздо дороже все. На „Черкизоне» можно было за „штуку» (1 тыс. долларов — „Эксперт Online») товара купить и за три — его продать. С Лужниками так не получится: как только на рынке цены будут такими же, как в магазинах, народ потеряет интерес к палаткам навсегда, — рассуждает Павел. — Другой рынок — в украинском городе Хмельницкий. Но он, во-первых, дальше от Минска, чем Москва, во-вторых, там границу сложно пройти. Часто белорусские же пограничники конфискуют товары. Это риски. А риски, понятное дело, опять же удорожают продукцию для покупателей». Из Хмельницкого, по словам Павла, одежду возят челноки из Бреста: «Там по качеству такой же точно товар, как на „Черкизоне», только в Бресте он почему-то дороже. В Минске всегда одежда дешевле была — среди покупателей в выходные дни брестчан много. А сейчас, поскольку нам до Украины еще дальше, у нас товар будет еще дороже».

Мини-опрос продавцов на белорусском рынке «Ждановичи» показывает, что подобным образом размышляют практически все. Вьетнамец, представившийся Семеном, у которого на «Жданиках» пять точек по продаже курток и дубленок, говорит, что один из вариантов сохранения бизнеса — возить товар из Лужников, но не в Минск, где масса магазинов, а в небольшие города вокруг столицы.

По словам всех опрошенных «Экспертом Online» предпринимателей, покупать белорусскую одежду жители страны не очень-то хотят. А 90% того, что продается на белорусских рынках, ввозилось с Черкизовского. «Иногда такой парадокс — вот не хотят покупать белорусскую обувь и все. Хотя в России ее разбирают, так как любят белорусское и доверяют качеству. Получается парадокс: наши везут вашим свою обувь, а мы от вас ширпотреб везем на свои рынки. Впрочем, обувь — единственное, что у белорусской легкой промышленности получается нормально. Разве что рубашки еще. Костюмы, например, ужасны…» — рассказывает владелец павильона на «Ждановичах» Наталья.

По прогнозам продавцов, закупки в Лужниках или рынке на Хмельницком удорожают одежду и обувь для белорусов на 30-50%. Запас прочности есть: продукция в магазинах дороже, обычно где-то в два-три раза, поэтому поднимать цены можно. Тем более, говорят рыночные торговцы, магазины поднимут цены вслед за ними. Подорожание начнется уже ближе к осени, когда родители покупают одежду для детей перед школами, университетами и другими учебными заведениями. Сейчас же — в июле — сезон «мертвый», продажи почти не идут, и поднимать цены никто не торопится, так как распродает склады с товаром, купленным ранее.

Председатель РОО «Перспектива», защищающей интересы белорусских частных предпринимателей, рассказывает, что «Черкизовский рынок был настоящей Меккой для многих предпринимателей. Он был дешев, относительно недалеко расположен, а пересечение границы не составляло проблем». «Все создавало для бизнесменов „тепличные» условия. Его закрытие — большой удар для белорусских торговцев дешевой одеждой и обувью. Для потребителей это обернется удорожанием, а самих предпринимателей станет меньше», — резюмирует эксперт.

Пока белорусские продавцы надеются, что Черкизовский не будет ликвидирован, а его просто перенесут в другое место. «В противном случае многим придется закрыться», — вздыхает Павел.

Валентин Мальцев, «Эксперт Online».

Как вам новость?
Головоломки