"Частный корреспондент": "Газовая война началась?"

24.07.2009 12:03
Архив Редакция

Конфликты вокруг поставок российских энергоносителей в Белоруссию обостряются

17 июля белорусы перекрыли прокачку по своему участку нефтепродуктопровода Унеча-Вентспилс. Официальная причина — неудовлетворительное техническое состояние трубы. Якобы, сделаем ремонт — и включим обратно. В то же время, уверены белорусские и российские эксперты, вопрос носит политический окрас.

Так, в интервью Reuters первый вице-президент компании «Транснефтепродукт» Владимир Назаров заявил, что для него остановка транзита стала неожиданностью: с белорусской стороны о проведении технических работ никто не предупреждал и не договаривался. Договориться МЧС и «Транснефтепродукту» о возобновлении транзита удалось лишь 22 июля вечером. Сегодня же нефть пошла дальше. Эксперты в один голос начали утверждать, что это событие можно назвать «первым боем» в новой нефтегазовой войне между Белоруссией и Россией, а именно — начале сложных переговоров по ценам на энергоносители, которые Россия выставляет своему партнеру. Меж тем, в действительности эта война началась ещё раньше. О чём и свидетельствовали белорусские эксперты. Вспомним события месячной давности.

На словах одно, в контракте другое

17 июня, в тот самый день, когда Белоруссия и Россия «поставили точку» в молочной войне, «Белтрансгаз» получил уведомление от «Газпрома», в котором российская компания потребовала от белорусского партнера 230 млн долларов. Именно столько, по мнению руководства «Газпрома», Белоруссия задолжала за газ. Дело в том, что с начала года Белоруссия покупала газ у России по цене в 150 долларов за 1 тыс. кубометров. Об этой цене Лукашенко и Медведев договорились, однако, только устно. Контрактная же цена — 210 долларов. Отсюда и 230 млн долларов — именно столько составляет разница между контрактной ценой потреблённого белорусами газа и тем, сколько они заплатили «Газпрому».

Белорусская сторона претензии, понятно дело, не признала. «Платежи ведутся в полном объёме исходя из среднегодовой цены на газ, как это предусмотрено договорённостями на высшем уровне», — цитирует государственное информагентство «БелТА» замминистра энергетики Белоруссии Эдуарда Товпенца. Первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что президенты обеих стран, общаясь в рамках переговоров в Завидово, договорились как раз о среднегодовой цене в 150 долларов за тысячу кубометров газа. «Мы пунктуально выполняем договоренности и выплачиваем по 150 долларов за тысячу кубометров, со второго полугодия постепенно начинаем погашать ранее образовавшуюся задолженность», — заявил чиновник.

«Мы ждем конструктивного ответа, — заявил в ответ глава правления «Газпрома» Алексей Миллер. — Надеемся, что накопившаяся задолженность с начала года будет погашена. В противном случае мы будем действовать в соответствии с действующим контрактом. Речь идёт о том, что мы можем обратиться в суд, также контрактом предусмотрена возможность и сокращения объёмов поставки». Миллер цену в 150 долларов не признаёт: «Да, действительно, в ходе переговоров на высшем уровне этот вопрос обсуждался, но она не нашла никакого отражения в дополнениях к контракту, и на сегодняшний день у нас с нашими белорусскими коллегами действует контракт, в соответствии с которым они должны платить по формуле цены в соответствии с поправочным коэффициентом на 2009 год». Стоит также добавить, что «Газпром» требовал погасить задолженность немедленно, т.е. еще до 28 ноября, а Владимир Семашко заявил, что Минск сможет рассчитаться лишь к ноябрю.

Как разрешится спор с этими миллионами, эксперты сегодня гадать не берутся. Например, белорусский независимый экономист Леонид Злотников в беседе с корреспондентом «Часкора» отметил: «У России есть основания делать претензии — на бумаге-то цена в 210 долларов, а не в 150. А вот заплатят ли белорусы — это ещё вопрос. Думаю, будут торговаться, как и прежде, на самом высоком уровне. Сейчас тяжело судить, что там будет дальше». Эксперт также добавил, что переговоры по газу, которые должны будут состояться в ближайшее время, будут жёсткими.

Украинского сценария не ожидается

Но возможно ли повторение «украинского скандала» в Белоруссии? Наблюдатели склонны полагать, что это маловероятно: во-первых, Россия уже обожглась однажды, потеряв на несколько дней возможность продавать свой газ Европе из-за нежелания Украины осуществлять транзит; во-вторых, «Газпром» является акционером «Белтрансгаза» (ему принадлежит 37,5% белорусской компании), а потому беспрецедентное давление на свою «дочку» вряд ли будет оказываться. Владимир Путин косвенно подтвердил, что давление на Белоруссию не будет сильным: «В ближайшее время мы намерены поддержку белорусской экономики сохранить, имея в виду тенденцию выхода на мировой уровень цен на энергоносители», — заявил премьер. В то же время он особо подчеркнул, что Белоруссия — единственное государство, которое покупает у России энергоресурсы «по ценам ниже мировых, по самым низким ценам в СНГ». Затем Путин и вовсе объяснил «белорусское экономическое чудо»: «Именно в результате такой политики с нашей стороны, Белоруссия стала одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов на европейский рынок. Потому что получает нашу нефть по дешёвым тарифам и, имея достаточно низкие вывозные пошлины на нефтепродукты, обеспечивает высокий сбыт этой продукции на мировых рынках с нефтепродуктов и газохимии, получая значительные средства в белорусский бюджет». Руководитель центра Мизеса Ярослав Романчук признал, что Белоруссия получает серьёзную донорскую помощь от России. «Фактически, страна во многом обеспечивает себя за счёт России, и если преференции прекратятся, это может стать фатальным», — отмечает эксперт.

Помогут ли Минску Баку и Вашингтон?

Меж тем, в конце июня Москва договорилась о закупках газа в Азербайджане. «Газпром» и азербайджанская нефтегазовая компания ГНАКР сообщают, что сошлись «на комфортных условиях». Поставки азербайджанского газа с 1 января 2010 года будут составлять 500 млн кубометров ежегодно. Этот газ будет использоваться для перекрытия потребностей населения на юге России. «Если мы азербайджанский газ поставим, и будем поставлять в соответствии с условиями договорённостей на юг России, то, соответственно, такие же объемы будут высвобождены у российского газа для того, чтобы они были поставлены на европейский рынок», — пояснил Миллер. Значительная часть российского газа поставляется в Европу через Белоруссию.

В этой связи у Лукашенко появляются новые надежды: экспорт газа по трубопроводам «Белтрансгаза» увеличится, а значит, Россия будет ещё менее заинтересована в потере компаньона-транзитёра.

Впереди Россию и Белоруссию ожидает новый раунд переговоров по цене на газ на 2011 год. «Газпром» намерен уже через полтора года перевести Минск на европейские цены. Семашко заявляет, что Белоруссия будет добиваться переноса этой даты на 2014 год. Нужны ли России «фатальные» результаты переговоров? По мнению белорусского политолога Виктора Мартиновича, нужны: Москва путём экономического давления будет пытаться заставить Минск признать, наконец, независимость Абхазии и Южной Осетии, а также продать часть крупных государственных предприятий. Лукашенко, меж тем, вместо того, чтобы идти на поводу российских коллег, пытается «в отместку» выстроить отношения с Западом.

На днях в Минске побывало трое конгрессменов из США, которых Батька встречал с дружественной улыбкой и называл «друзьями». Ранее МВФ согласился дать Белоруссии еще 1 млрд долларов в кредит. Лукашенко же «по-дружески» помиловал находящегося в белорусской тюрьме американского юриста Эммануила Зельцнера, которого в августе прошлого года белорусские власти осудили за «коммерческий шпионаж». Тогда по этому делу был громкий скандал, в отношении Белоруссии США применили ряд жёстких экономических санкций, а Батька в ответ выгнал из страны посла США. Сейчас, по сведениям разных источников, обсуждается вопрос возвращения американского посла в Минск, причём уже в июле. Москву такое проявление «дружбы» раздражает, и сейчас непонятно, к чему приведёт эта «ревность». С одной стороны, Москва может пойти на уступки Лукашенко и попытаться вернуть его расположенность к себе. С другой, такое его заигрывание с Западом может привести к полному разрыву отношений между Москвой и Минском. Что будет дальше — покажет время.

Валентин Мальцев, «Частный корреспондент».

Как вам новость?
Головоломки