"Материк": "Политическая формула Лукашенко"

31.07.2009 09:23
Архив Редакция

Существует известное выражение — «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно»

Существует известное выражение — «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Однако справедливость этого утверждения касается не только власти, но любого вида монополизма, как в экономике и науке, так и в общественной и государственной жизни. Отсутствие конкуренции и здорового соперничества неизбежно приводит к застою и последующему загниванию, в худшем — к инквизиции (формы и направленность могут быть различными), к преследованию и подавлению любого инакомыслия.

Взять хотя бы белорусско-российские отношения. Когда в середине 1990-х годов Александром Лукашенко был провозглашен курс на восстановление государственного единства с Россией, это вызвало настоящий прилив энтузиазма в белорусском обществе. В те годы в Белоруссии проводились многочисленные съезды, конференции и прочие форумы сторонников Союза, где обсуждались различные формы интеграции Белоруссии и России. Был создан целый ряд политических партий и общественных организаций, ставящих своей целью достижение государственно-политического единства с Россией — Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Славянский Собор «Белая Русь», Общественный комитет «Союз», Белорусский славянский комитет, Союзная общественная палата и другие. Начало выходить несколько независимых патриотических изданий — газеты «Славянский набат», «Личность», «Славянская газета», журнал «Новая экономика» и другие.

Все это создавало предпосылки для совместной работы общества и государства над союзным проектом. Причем в то время большинство сторонников союза с Россией были одновременно и сторонниками президента Лукашенко. И в этом не было ничего необычного. Ведь Александр Лукашенко, как тогда казалось, очень искренне ратовал за сближение с Российской Федерацией.

Но действительность оказалась иной. Как выяснилось значительно позже (чтобы это понять понадобилось почти 10 лет!), официальный Минск никогда всерьез и не планировал заниматься вопросами воссоединения двух братских славянских государств. Многочисленные «картинные» выступления Лукашенко, в которых он заверял сограждан и россиян в своей неизменной верности белорусско-российскому единству предназначались лишь для маскировки его истинных целей, которые лежали, как оказалось, совсем в иной плоскости.

Многовекторность, т.е. равноудаленность по всем направлениям — вот суть внешней политики Лукашенко, для которого высшая ценность (он сам неоднократно говорил об этом) суверенитет, т.е. собственная неограниченная по времени власть над Белоруссией. О каком объединении с Россией тут может идти речь? Ведь создание общего государства предполагает не только передачу части властных полномочий в союзный центр, но и появление независимых от власти субъектов политической жизни республики. Таковыми могли бы стать общесоюзные политические партии и общесоюзные средства массовой информации. Все это могло повлечь за собой серьезные ограничения власти (и по срокам, и по полномочиям) нынешнего белорусского президента, что совершенно неприемлемо для Лукашенко. Вот собственно главная причина нежелания официального Минска реально возводить здание Союзного государства.

Однако проблема была в том, что изначально сторонники Лукашенко и сторонники объединения с Россией представляли собой практически совпадающие слои общества. Это Александр Лукашенко прекрасно понимал и поэтому не зря говорил о том, что для него отказ от союза с Россией означал бы политическую смерть. В связи с чем государственно-политическое руководство РБ решило, не прекращая союзную риторику, свести общественную активность в данном направлении к минимуму, а лучше к нулю. Нельзя, с его точки зрения, было позволить партиям и общественным объединениям, ратующим за белорусско-российскую интеграцию, оформиться в серьезную и дееспособную политическую силу, так как в они могли не только воспрепятствовать проведению многовекторности во внешней политике, но и создать угрозу существующему режиму личной власти Лукашенко.

Именно по этой причине под надуманными предлогами были закрыты все славянские газеты и ликвидирована наиболее последовательно выступавшая за единство с Россией политическая партия Славянский собор «Белая Русь». Деятельность же остальных партий и общественных организаций интеграционной направленности минимизирована и направлена в русло исключительно поддержки курса президента Александра Лукашенко. При этом главными врагами суверенитета и союза с Россией были «назначены» российские олигархи, «злая воля которых не позволяет построить Союз двух братских народов». Те же общественные силы, которые пытались как-то подтолкнуть «застрявшую машину» союзного строительства объявлялись «агентами олигархического империализма», «врагами суверенитета». У активистов, защитников курса на воссоединение с Россией вдруг появились проблемы с работой и трудоустройством, затруднения с ведением частного предпринимательства и другие неприятности, инициируемые бюрократическим аппаратом РБ.

Причем многие получившие подобные «подарки» просто не могли понять, за что на них свалились все эти проблемы, ведь они всегда были искренними сторонниками президента? А все дело в том, что нынешней белорусской власти не нужны никакие идейные сторонники, а нужна «электоральная масса», которая будет колебаться вместе с курсом президента. Любая общественная активность и самодеятельность, в том числе и в поддержку Александра Лукашенко, рассматривается как нежелательная и по возможности нейтрализуется.

И уж тем более не приветствуются самостоятельные попытки установления прямых отношений между белорусскими и российским общественными, а особенно политическими силами. Все подобные действия должны быть санкционированы администрацией президента РБ. В противном случае — ждите осложнений. Фактически власть присвоила себе единоличное право (т.е. ввела монополию) на общение и ведение политических дел с Россией.

Все это привело к тому, что в одном из субъектов Союзного государства — Республике Беларусь практически отсутствуют организованные общественно-политические силы, открыто выступающие за создание общего государства и способные оказать хоть какое-то давление на власть в этом отношении.

Поэтому неудивительно, что общественное знамя союзного строительства стремится подхватить (тем более что оно уже давно лежит на земле) часть наименее прозападных оппозиционных сил. Так, недавно первый секретарь ЦК оппозиционной Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин обвинил Лукашенко в полной несостоятельности его политики на российском направлении: « Сегодня, в условиях кризиса, приходит понимание, что очень многое зависит от внешнеполитического курса нашей республики. Мы сегодня видим, что неумная политика нашей страны в отношениях с Российской Федерацией ведет к тому, что кризис не только не преодолевается — он еще больше усугубляется. А мы тут просто отдали белорусско-российские отношения в руки одного человека, который ими спекулирует и пытается заигрывать и с Западом, и с Россией, чем наносит постоянный ущерб нашему будущему, нашему развитию».

При этом лидер оппозиционных коммунистов подчеркнул, что стратегические интересы Белоруссии находятся в России, причем не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения построения в республике «действительно демократического, действительно развивающегося, с хорошим благосостоянием людей государства».

Ну что ж, со многим здесь можно согласиться. Только вот возникает вопрос, не намерен ли товарищ Калякин также как и его политический оппонент просто поспекулировать на белорусско-российских отношениях? Нельзя уже больше верить ни слезам, ни словам. Нужны дела и принципиальная позиция. К примеру, подтверждением искренности слов Калякина могло бы стать публичное требование к официальному Минску о признании последним Южной Осетии и Абхазии или опять же публичное осуждение недавней скандальной резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ, приравнявшей СССР к фашистской Германии.

Владислав Лосев, «Материк».

Как вам новость?
Головоломки