"Сегодня.Ру": "Лукашенко опять предал Москву"

04.08.2009 09:52
Архив Редакция

Однако главная интрига саммита так и не произошла, — о развертывании сил КСОР в рамках ОДКБ не говорилось

В пятницу прошел неформальный саммит глав государств-членов ОДКБ. На этот раз, в отличие от июньского саммита, белорусская делегация прибыла во главе с президентом Александром Лукашенко. Однако главная интрига саммита так и не произошла, — о развертывании сил КСОР в рамках ОДКБ и о создании военной базы на территории Киргизии не говорилось.

Во многом это связано со странностями в поведении Лукашенко. Утратив доверие Кремля, Батька пустился в крайне опасную авантюру с торговлей собственной преданностью. Отчасти это вызвано непониманием, что делать с внешней политикой Белоруссии хотя бы в среднесрочной перспективе. Старая модель внешнеполитического поведения Лукашенко, особенно по отношению к России, стала для него непригодной, перестала отвечать его коренным интересам.

Следует признать, что статус Лукашенко как «главного союзника России», не более чем атавизм. Тезис о союзничестве появился в ельцинские годы, и играл для Лукашенко лишь церемониальную роль. Путин, а далее Медведев получили «союзника» в наследство. За 10 лет формального союзничества, Белоруссия ни разу не доказала на деле преданность общим интересам и следование общим целям. Более того, большую часть этого времени цели Александра Григорьевича коренным образом расходились с целями Союзного государства.

Среди всего многообразия видов взаимодействия союзных государств Лукашенко выбирал для себя лишь несущие прямую материальную выгоду — доступ к дешевым энергоносителям и беспошлинный доступ к рынку России для произведенных в Белоруссии товаров. Подобному положению дел положил конец в период президентства В.Путин, провозгласивший «отделение мух от котлет», после чего президент Белоруссии, для сохранения свободы маневра, максимально дистанцируется от любого рода совместных с Россией действий. В случаях же, когда Александра Григорьевича ставят перед необходимостью действием доказать свою преданность, он устраивает очередной демарш для оказания давления на Россию. Поведение инфантильное, и, в перспективе, непродуктивное, но до последнего времени срабатывало.

Экономический кризис значительно затруднил получение дивидендов от Союзного государства, и скандалист Лукашенко перешел в наступление, устаивая скандалы по любому возможному поводу с целью выбить из России финансовою помощь. Можно предположить, что в ближайшее время Лукашенко со смелостью обреченного будет шантажировать Кремль торпедированием любого рода совместных программ.

Но превращение ОДКБ в рабочую модель сталкивается с некоторыми проблемами и на южном направлении, — Армении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Причина подобного поведения южных партнеров во многом схожа с белорусской «проблемой», с той лишь разницей, что объективно большая степень взаимной интеграции с Белоруссией раньше вскрыла имеющиеся противоречия. Начатую Путиным «монетизацию» во внешней политике, малые государства СНГ воспринимают только как средство получить от России деньги за «преданность», где «преданность» воспринимается лишь как некие ритуальные действия или «пророссийская» риторика. Кроме «преданности», предложить малым странам нечего, поэтому торгуются до последнего. Кризис лишь увеличивает ожесточенность торга.

Армения, находящаяся в кольце условно нейтральных, либо недружественных государств, вынуждена идти в фарватере военной политики России, однако вынужденное действие не всегда соответствует стратегическим целям. Изменение двусторонних отношений между Арменией с одной стороны и Азербайджаном и Турцией с другой могут повлиять на эффективность членства страны в ОДК.

Пожалуй, только Казахстан можно вычеркнуть из списка «неблагонадежных» партнеров. Более финансово обеспеченный сосед может позволить себе не заниматься ежедневными метаниями и мелким политическим шантажом, но действительно выстраивать стратегическую линию. Не претендуя на глобальную роль, Казахстан, тем не менее, в меру необходимости участвует в региональных интеграционных процессах, развивая отношения как с Россией, так и с Китаем. Если малыми странами ОДКБ рассматривается лишь как способ получения финансовой помощи от России, для Казахстана участие в ОДКБ является фактором уравновешивания китайского вектора внешней политики.

Следует отметить, что это доводы «мирного времени». Если же вдруг Россия окажется втянута в военный конфликт, примером может служить военное столкновение на Кавказе в августе прошлого года, разбираться придется союзникам. Неужели Серж Саргсян, не так давно вручивший Саакашвили Орден Почета, да и сам через месяц после августовского конфликта получивший грузинский Орден Чести, отправит армянских солдат против грузинских? Как-то недипломатично…

Киргизы не хотят воевать за таджиков, таджики — за узбеков, белорусы — за казахов и так далее, и так далее. Так отчего же уважаемым членам ОДКБ вообще было заводить разговоры о создании сил оперативного реагирования, может спросить читатель? Вопрос не только в деньгах, хотя лишние траты в голодные годы никому не нужны. На самом деле, все очень просто: молодые государства совсем не против, когда их интересы защищаются ценой жизней русских солдат и офицеров. Тут возражающих нет, — все «за».

Узконациональные, местечковые интересы, в том числе и оглядка на США и ЕС, мешают участникам ОДКБ объединиться для создания чего-то более весомого, чем разговоры. Россия не имеет от своих партнеров поддержки, в том числе и в вопросе признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Во многом такая ситуация сложилась из-за противоречивой позиции Лукашенко: если уж самый близкий и преданный союзник не торопится с признанием, то для чего спешить другим? Надо ли говорить, что гнев Кремля в отношении Лукашенко усиливается еще и из-за этой «реакции домино» в стане коллег по ОДКБ?

В принципе, истерики Лукашенко ставят под вопрос не просто создание КСОР, но и само существование ОДКБ. Эта организации превратится в дипломатический позор Москвы, в громкий провал. Слишком много было анонсов, слишком много обещаний, чтобы отказ от них прошел незаметно. За ситуацией пристально следят и «партнеры» из НАТО: все-таки, создание у своих границ конкурента не слишком приятно для любого военно-политического блока. Учитывая все тот же августовский конфликт, можно быть готовым к тому, что Россия не потерпит военных провокаций против своих граждан и против союзников, так что КСОР ОДКБ будут не просто пылесосом для бюджета, как Совет министров обороны СНГ.

Ситуация на границе с Грузией продолжает оставаться неспокойной. Но дело даже не в том, решится Саакашвили на очередную авантюру, или нет. Дело в том, что внутри грузинского народа пока не произошло переосмысления роли Грузии в развязывании войны 08.08.08. А пока нет этого глобального переосмысления, угроза возобновления войны будет продолжать существовать. Это понимают все. В том числе, и страны-члены ОДКБ. Поэтому и тянут с созданием КСОР, тем более что Александр Григорьевич дает всем прекрасный повод для продолжения переговоров ни о чем.

Мария Соловьева, Александр Коваленок, «Сегодня.Ру».

Как вам новость?