GZT.ru: "Лукашенко отчаялся улучшить свой имидж"

19.08.2009 14:22
Архив Редакция

Белорусский лидер не стал продлевать контракт с британским PR-агентством Bell Pottinger Group

Александр Лукашенко больше не нуждается в помощи западных имиджмейкеров. Белорусский лидер не стал продлевать контракт с британским PR-агентством Bell Pottinger Group. Политологи считают разрыв контракта закономерным: улучшать имидж Лукашенко на Западе бессмысленно.

Британская PR-компания Bell Pottinger Group прекратила заниматься имиджем белорусского президента Александра Лукашенко. «У нас был 12-месячный контракт, заключенный в августе прошлого года, и срок его действия истек», – сообщил глава фирма Тимоти Белл.

При этом он отказался объяснить, почему контракт не был продлен. Однако портал EUobserver предполагает, что президент Белоруссии решил, что сможет самостоятельно заботиться о своем имидже, и советы иностранных специалистов ему в этом вопросе не нужны.

Пустая трата денег

«Если одна из сторон отказывается продлевать контракт, то обычно это значит, что она не удовлетворена работой второй стороны», – прокомментировал GZT.RU «развод» Лукашенко и Bell Pottinger Group заместитель директора Московского центра Карнеги Сэм Грин. Главной проблемой Минска на международной арене является не имидж, а выбранная Лукашенко линия поведения, считает политолог. Батька старается маневрировать между различными полюсами – Россией, ЕС, США. Лукашенко не заинтересован в стабильности. А именно стабильность нужна для того, чтобы работать над имиджем.

«Президент заботится о своем образе внутри Белоруссии. И делает это успешно. Но в международной политике Лукашенко постоянно меняется, делая ставку на ловкость. Однако в международных отношениях имидж зависит не от ловкости, а от постоянства. Лукашенко приходится жертвовать имиджем, ради выгоды», – сказал Грин.

Помощь профессионала

Имидж Лукашенко на Западе действительно далек от идеала. Президент носит титул «последнего диктатора Европы», которым его наградила Кондолиза Райс. В апреле 2006 года ЕС запретил въезд на свою территорию «батьке» и 30 чиновникам из его администрации. Решение об этом единогласно приняли министры иностранных дел 25 стран Евросоюза. Поводом для этого стала неудовлетворительная, по мнению Брюсселя, ситуация с правами человека в Белоруссии. Запрет на посещение ЕС продлился до октября 2008 года.

Для того, чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию и был приглашен Тимоти Белл. Впервые о том, что «батька» решил обратиться за помощью к профессионалам, заговорили весной прошлого года. В марте 2008 Лукашенко принял главу Bell Pottinger Group в своей резиденции. Поскольку Белл является членом британской Палаты лордов, встреча формально выглядела, как переговоры двух политиков. Белорусский лидер заявил тогда, что рассчитывает на «активное развитие отношений с Великобританией» и на то, что Белл станет «послом доброй воли» в этом деле.

Буквально через неделю Белл дал интервью газете Moscow Times, в котором сообщил, что Белоруссия «готова пойти на многое, чтобы ее считали открытым государством». «Лукашенко не видит причин, почему Белоруссия не может стать другом одновременно и Запада, и России», – добавил Белл.

По словам лорда Белла, заключенный с Лукашенко контракт предусматривал проведение двух кампаний – информационной и маркетинговой. В рамках информационной кампании должно было формироваться более реалистичное представление о Беларуси в противовес образу, созданному в мировых СМИ. Маркетинговая же кампания, сообщил Белл в интервью газете «Белорусские новости», была призвана способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны. Сумма контракта не называлась, но глава Bell Pottinger Group признался, что рассчитывает заработать «миллионы долларов».

Очевидные результаты

Уже после первой встречи лорда Белла с батькой многие действия Лукашенко стали объяснять именно влиянием известного пиарщика. В частности, к работе по улучшению имиджа было отнесено появление президента на публике с его четырехлетним сыном Колей. До того миру было известно лишь о двух взрослых сыновьях президента – Викторе и Дмитрии.

Весной этого года Лукашенко совершил настоящий прорыв на международной арене. В апреле он посетил Ватикан, где встречался с Понтификом. После этого батька был приглашен на саммит ЕС в Праге. Впрочем, от поездки в Европу белорусский лидер отказался.

Достижения Белла

Белл приобрел репутацию талантливого специалиста по PR после того, как выступил в роли советника Маргарет Тэтчер во время трех ее удачных предвыборных кампаний. По его совету железная леди даже сменила прическу. Белл занимался и делом сына Тэтчер, который пытался организовать военный переворот в Экваториальной Гвинее.

Так же Белл представляет интересы живущего в Лондоне олигарха Бориса Березовского. Кроме того, лорд Белл принимал активное участие в «раскручивании» дела об отравлении Александра Литвиненко. Известно также, что услугами компании Тимоти Белла пользовались правительство Саудовской Аравии и экс-премьер Таиланда Таксин Чинават. Ему приписывают также связи с медиамагнатом Рупертом Мердоком и президентом Украины Виктором Ющенко.

По мнению коллег, одним из главных достоинств главы Bell Pottinger Group являются его связи. «Да, он не может придумать удачный слоган или написать красивую рекламную статью – для этого в его компании работают наемные журналисты», – заявил в интервью белорусскому изданию «Хартыя’97» директор лондонского пиар-агентства «Идея-22» Вальтер Ксешинский. Зато у Белла есть многочисленные знакомые в истеблишменте, с помощью которых он может «разрулить» любую проблему.

«Есть такое понятие «кризисный менеджер». Когда компания терпит бедствие, не может выпутаться из проблем, нанимают кризис-менеджера, который, как лоцман – корабль, выводит фирму из кризиса с минимальными потерями, – сказал Ксешинский. – Так вот, лорд Белл – именно такой кризисный пиар-менеджер. Эдакий пиар-лоцман, знающий, как вытащить клиента из «Бермудского треугольника» проблем. Он знает, кому позвонить, чтобы прилетел вертолет со спасателями».

Не только Белоруссия

К услугам западных имиджмейкеров обращались и другие страны постсоветского пространства. На прошлой неделе стало известно, что правительства Южной Осетии и Абхазии заключили контракты с американским PR-агентством Saylor Company. Ранее эта компания работала с правительством Эфиопии и властями Объединенных Аарбских Эмиратов.

По договору с Южной Осетией консультанты Saylor Company помогут заказчику «напоминать миру о жестоком нападении грузинских войск на мирное население в Цхинвали в августе, противостоять дорогостоящей и агрессивной информационной политике о войне, проводимой грузинским правительством». Также компания обязалась поведать западным странам, «как российская армия спасла гражданское население Южной Осетии», и объяснить миру, «что независимость от Грузии бесповоротна после августовских событий».

Контракт с Абхазией предусматривает обязанность агентства «объяснять шаги Абхазии, предпринимаемые для построения собственной демократии, включая свободные выборы, развитие правовой системы, построение сильной экономики и защиту грузинского и остальных национальных меньшинств». Кроме того, в абхазском контракте прописано требование «подчеркивать необходимость российского военного присутствия для защиты Абхазии от вооруженной агрессии со стороны Грузии».

Артем Кобзев, GZT.ru.

Как вам новость?
Головоломки