"Коммерсант": "Александр Лукашенко вышел из европейского образа"

20.08.2009 14:15
Архив Редакция

Белорусские власти прекратили сотрудничество с известным европейским пиарщиком лордом Тимоти Беллом

О том, что «власти Белоруссии прекращают сотрудничество с компанией Bell Pottinger в области создания положительного имиджа президента страны Александра Лукашенко», объявил вчера сам Тимоти Белл. «У нас был годовой контракт с прошлого августа, и сейчас он истекает»,— кратко сообщил интернет-порталу EU Observer известный европейский пиарщик, отказавшись вдаваться в подробности.

Известие о прекращении сотрудничества властей Белоруссии с Bell Pottinger оказалось весьма неожиданным. Ведь за последний год отношения Минска с Западом заметно потеплели, и многие считали это заслугой британских пиарщиков.

Тимоти Белл подписал контракт с правительством Белоруссии в начале августа 2008 года. К тому времени лорд уже был известен как пиар-советник трех удачных избирательных кампаний Маргарет Тэтчер. Он помогал также распространению информации об отравлении бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко — в рамках организованной им кампании мировые СМИ обошли фотографии умирающего политэмигранта. Услугами Тимоти Белла пользовались бизнесмен Борис Березовский, правительство Саудовской Аравии и экс-премьер Таиланда Таксин Чинават. Ему приписывали также связи с медиамагнатом Рупертом Мердоком и президентом Украины Виктором Ющенко.

Подписание контракта Тимоти Белла с правительством Белоруссии стало итогом почти пятимесячных переговоров, начало которым положила личная встреча лорда Белла с президентом Лукашенко. На ней пиарщик со знанием дела объявил, что в интернете очень много «двуличных и лицемерных комментариев» в отношении Белоруссии, поэтому «предстоит серьезная работа, чтобы это исправить». А Александр Лукашенко напутствовал пиарщика на большие дела.

План Белла по улучшению имиджа Белоруссии предусматривал проведение двух кампаний — информационной и маркетинговой. Целью первой было «донести более достоверное представление о Белоруссии в противовес образу, созданному в мировых СМИ». Маркетинговая же кампания, по словам самого Тимоти Белла, была призвана способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

При этом известный пиарщик никогда не называл сумму своего гонорара, заявляя, что «это коммерческий договор, все его подробности сугубо конфиденциальны». Впрочем, однажды господин Белл проговорился, сказав, что планирует заработать на контракте с белорусским правительством «миллионы долларов».

Весь год лорд работал на совесть. Он как-то сообщил, что лично координирует работу по «контракту с Лукашенко». По сведениям EU Observer, именно Bell Pottinger содействовала появлению интервью белорусского президента в Financial Times и Frankfurter Allgemeine Zeitung. Несколько интервью Александра Лукашенко телеканалу Euronews также приписывают усилиям лорда. Пиарщики активно эксплуатировали отказ Белоруссии уступить давлению Кремля и признать независимость Абхазии и Южной Осетии, а также газовые и молочные войны между Москвой и Минском, утверждая что «белорусская независимость стоит перед угрозой поглощения Россией».

Контракт с Тимоти Беллом был заключен на год и предусматривал продление. Однако этого не произошло. Из заявления лорда следует, что белорусские власти попросту отказались продлить контракт с ним.

EU Observer объясняет это решение тем, что «авторитарный президент намерен сам заниматься своим имиджем без оглядки на мнение западных экспертов». Власти Белоруссии от комментариев пока воздерживаются. Независимые же аналитики говорят о неудовлетворенности Минска результатами работы пиарщиков, поскольку, мол, белорусского президента до сих пор называют «последним диктатором Европы».

Однако последнее, как считают опрошенные «Ъ» эксперты, вряд ли стоит ставить в вину Тимоти Беллу. Белорусский аналитик Виктор Мартинович заявил «Ъ», что «дело даже не в том, что Белоруссия была для Белла неудобным материалом для работы или что он плохой специалист,— у Белла были материалы и похуже, а сам он блестящий пиарщик». «Если по наводке Белла на белорусское предприятие звонит западный инвестор, а там никто не говорит по-английски, это уже не вина Белла,— пояснил господин Мартинович.— Если Белл распространяет сигналы о либерализации в Белоруссии, а власти в Минске применяют силу против оппозиции, устраивают репрессии против журналистов, то это делает всю работу пиарщиков бессмысленной».

Максим Ъ-Коновалов, Минск; Геннадий Ъ-Сысоев

Как вам новость?
Головоломки