"Частный корреспондент": "В оппозиции к оппозиции"

14.09.2009 16:28
Архив Редакция

Белорусская оппозиция ругается между собой

Спросите у любого белоруса, чьей профессией не является политология, кто такие Лебедько, Калякин или Борщевский, и вряд ли он вам ответит что-то вразумительное. Не скажет он вам и о разнице в партийных программах ОГБ и Партии коммунистов Белоруссии.

По сути, знать рядовому белорусу это неоткуда (в стране почти напрочь отсутствуют независимые СМИ) и незачем: всё равно все знают, чем закончатся следующие президентские выборы в 2011 году. Как говорится, нет альтернативы — незачем о ней и знать. Однако белорусская оппозиция, как и несколько лет назад, вместо того чтобы объединиться, выбрать единого представителя от демократических сил и раскручивать его всеми доступными способами, продолжает ругаться в своём междусобойчике и, как говорят в народе, делить шкуру неубитого медведя.

На минувших президентских выборах действующий президент Лукашенко набрал 82,6% голосов. Сейчас Батька у власти уже 15 лет подряд и, кажется, его президентскому креслу ничего не угрожает. В том, что он будет баллотироваться на четвёртый президентский срок, в Белоруссии сегодня не сомневается никто. Сам Лукашенко объясняет своё желание руководить страной и дальше волей народа и наличием здоровья. А почему бы и нет, если народ поддерживает? Во время недавнего интервью телешоу «Формула власти» белорусский лидер заявил, что на прошлых выборах, состоявшихся в 2005 году, он на самом деле набрал свыше 90% голосов, однако по его личному указу общественности показали другие цифры — «чтобы не говорили там всякие [западные политики] об отсутствии демократии». Сколько ещё у власти быть президенту, похоже, решает он сам. Во время одного из интервью в ответ на вопрос, кого Лукашенко видит в качестве своего преемника, он указал на своего младшего сына Николая, который ещё ходит в детский сад. Позже, правда, Батька заявил, что это была шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки…

Меж тем в Белоруссии есть оппозиция, хотя, конечно, говорят здесь о ней редко. Всё потому, что она не представлена ни в белорусском парламенте, ни даже в районных, городских или сельских комитетах. Партии, однако, есть. Правда, вся их деятельность сводится к дебатам, кто из оппозиции самый перспективный кандидат в президенты, да общению с западными политиками. Иногда оппозиция даже агитирует за своих кандидатов, но делает это почему-то абсолютно бессистемно и хаотично. Активизация деятельности оппозиционных партий происходит за несколько недель до проведения выборов.

Впрочем, сейчас любому, даже неграмотному человеку понятно, что для народа «вся оппозиция на одно лицо», а потому имеет смысл объединиться, выдвинуть одного лидера и работать на популяризацию только его имени. Тем более что народ готов. Очень часто в общении с простыми белорусами приходится слышать, что они хотели бы проголосовать за альтернативного кандидата, да вот просто не за кого. На прошлых выборах Александр Милинкевич показался типичному избирателю слишком мягкохарактерным и слабым, Александр Козулин — слишком агрессивным и бесцеремонным. А Сергей Гайдукевич, лидер Либерально-демократической партии, традиционно выставляет свою кандидатуру на выборах, что называется, для галочки: он всегда становится самой популярной альтернативой Лукашенко, хотя реально никто в победу второго номера не верит.

На всех выборах оппозиция всегда является однозначным аутсайдером. Ни о какой интриге не может быть и речи. Учла ли белорусская оппозиция уроки прошлого и готова ли действительно бороться за власть в 2011 году?

Оппозиционеры обещают, что в 2011-м всё будет по-другому. Так, после долгих споров, препирательств и явной невозможности определиться с единым кандидатом оппозиция пришла к выводу, что надо бы спросить у народа, кого он хочет видеть единым кандидатом от объединённых демсил. Иными словами, в стране будут проведены мини-выборы. Произойдёт это весной 2010-го. Решение о проведении праймериз принял оппозиционный блок «Объединение демократических сил» (ОДС). В него входят почти все представители оппозиции, за исключением разве что команды экс-кандидата в президенты Александра Милинкевича, который, не исключено, поучаствует в выборах и в следующий раз. В ОДС решили, что к октябрю из членов своих партий создадут собственный Центризбирком, в который помимо них войдут также «независимые эксперты и люди, имеющие большой моральный авторитет в белорусском обществе». Регистрация кандидатов закончится 31 декабря, а сами «выборы» пройдут 2 апреля. Желающие проголосовать придут на избирательные участки, организованные в зданиях, арендуемых оппозицией. Оставить свой голос сможет любой гражданин Беларуси, обладающий избирательным правом. Такое голосование будет неспешным и продлится до 1 мая. Следующие две недели импровизированный Центризбирком будет считать голоса. Претендент на звание оппозиционного лидера, которому удастся набрать свыше 50% голосов, и будет единым кандидатом. Если же ни один из кандидатов нужной половины голосов не наберёт, будет проведён и второй тур. По мнению оппозиционеров, такие альтернативные выборы должны собрать как минимум 100 тыс. голосов избирателей.

Есть ли смысл в этой затее? Кажется, его маловато. Так, лидер созданного оппозиционного движения «За свободу» Александр Милинкевич уже заявил, что участвовать ни в каких альтернативных выборах не будет, а свою кандидатуру обязательно выставит. Вне зависимости от того, как будет настроена в его отношении единая оппозиция. Нельзя не отметить, что по схожему сценарию могут поступить ещё некоторые политики, среди которых и проигравшие в праймериз. Например, лидер Социал-демократической партии Николай Статкевич. Ещё один кандидат в президенты — сопредседатель Христианско-демократической партии Виталий Римашевский. Мало? Экс-зампредседателя Белорусского народного фронта Алесь Михалевич тоже не прочь поучаствовать в выборах. Не поддерживает идею с праймериз и лидер БНФ Алексей Янукевич. Не слишком ли много несогласных?

Собственно, это и неважно. Хотя бы потому, что власти разрешат провести этот праймериз. Похожая попытка проведения альтернативных выборов у белорусской оппозиции уже была в далёком 1999 году — тогда на пост единого кандидата от демсил приглашались экс-премьер страны Михаил Чигирь и лидер БНФ Зенон Позняк. Первого тогда посадили, второй успел сбежать за границу.

Белорусские эксперты сходятся во мнении, что идея с праймериз — всего лишь очередная попытка оппозиции привлечь к себе внимание. Меж тем никаких общих идей по тому, как вести себя на выборах, у оппозиционеров нет. На самом деле всё осталось по-старому: ругань, нежелание идти на компромиссы и искать неожиданных союзников. В разгар молочной войны газета «Коммерсантъ» опубликовала слова некоего источника в Кремле, который в буквальном смысле заявил, что Лукашенко, «видимо, надоело сидеть в президентском кресле». Почему бы оппозиции не использовать это как знак, предложение сотрудничества? Но оппозиция продолжает смотреть на Запад. Очевидно, не потому, что старается там что-то увидеть, а, скорее, просто так, по привычке.

А реальная политическая борьба? Да зачем она нужна! Выборов-то честных всё равно нет — фарс только.

Валентин Мальцев, «Частный корреспондент».

Как вам новость?
Головоломки