BBC: "Белоруссия решила завоевывать международный рынок водки"

15.09.2009 12:12
Архив Редакция

Правительство поставило задачу за оставшийся год и в следующем 2010 году увеличить экспорт ликеро-водочных изделий в 30 раз

Белоруссия намерена щедро и с выгодой угостить мир. Правительство поставило задачу за оставшийся год и в следующем 2010 году увеличить экспорт ликеро-водочных изделий в 30 раз.

«Притопить» кризис экспортом водки — идея заманчивая и даже реалистичная, уверен руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.

«Здесь нет проблем. Гораздо сложнее — если у нас упала продажа, скажем, белорусских автомобилей на 40%, а единица техники стоит 50-60 тысяч долларов. А бутылка водки стоит 3 доллара, поэтому найти потребителя гораздо проще, — говорит Заико. — Урожай зерна есть, традиция есть, манипуляции с этим товаром вполне привлекательны. И он вполне может поставляться во все страны, во все регионы, начиная с Латинской Америки».

Значит, не зря и Уго Чавес, который в прошлом году во время приезда в Белоруссию публично потянул чарочку, отметил, что продукт хороший.

Экспортный потенциал белорусской водки несомненен, говорит Леонид Заико: «Да, действительно, мне приходилось в Брюсселе эту тему обсуждать с людьми, которые занимаются торговлей с Белоруссией, спрос на этот товар есть».

Хороший зарубежный спрос вряд ли представляет себе масштабы белорусского предложения: экспорт ликероводочной продукции приказано увеличить в 30 раз.

Правительство устроило ревизию своему пятилетнему плану развития отрасли и обнаружило, что до конца пятилетки чуть больше года, а план не выполняется.

Ликероводочные заводы теперь обязаны отгружать на экспорт четверть произведенного, а с января 2010 года — не меньше половины продукции.

«Он белорус, он понимает…»

Куда? Говорят, что белорусской водкой заинтересовался Китай. Но задача «похмелить» соседнюю Россию тоже не отменяется, замечает руководитель центра «Стратегия»: «С водкой у нас первый сюрприз был еще в 1996 году, когда мы отважились продавать водку в России. Это был мощный вброс, где-то под 300 млн долларов. Чуть пострадали, правда, от российских лоббистов…»

Зря пострадали, ссылается на российскую классику экономист Михаил Залесский:

«Недавно,
в белокаменной греша,
я у одной любительницы Рильке
опустошил флакон «Мадам Роша»,
и ничего —
вполне прошло под кильки…»

«Это Евтушенко писал, он белорус, он понимает…», — говорит Залесский.

Впрочем, качество национального продукта Михаила Залесского не устраивает: «Водка самого разного качества, потому что контроля за качеством этого национального продукта нет», — говорит он.

Белорусская ликеро-водочная промышленность перевыполняет производственные планы на 50% — и вся прибавка потребляется там же, в Белоруссии.

Рецепт Петра Матвеевича

Наркологи пугают, что у миллиона белорусов — каждого шестого взрослого жителя страны — проблемы с алкоголем.

Сельчанин Петр Матвеевич уверен — пьют не то!

«С одним офицером я ехал в Ростов, где мои дети живут. Я достаю домашней колбаски и самогоночки из пшеницы. Мы выпили по две стопочки. Он только охает, нахваливает. Говорит — любые две бутылки отдам за одну твою. Понимаешь, и голова не болит — продукт чистый. Из пшеницы — только мука, солод и картошка. Градусов 55-60», — рассказывает Петр Матвеевич.

Рецепт Петра Матвеевича — алкогольный напиток на основе злаков или картофеля — стопроцентно подпадает под официальное определение водки, два года назад утвержденное Европарламентом.

Но белорусский закон разрешает самогон только в этнографических целях и всего в двух местах — в поместье Дудудки под Минском и в Беловежской пуще.

Кстати, именно из Пущи пришла в мир «Беловежская». Горькая настойка стала белорусским брендом после того, как Никита Хрущев согрелся в заповеднике местным продуктом.

Среди белорусских чудо-водок есть «Антипохмельная», в состав которой входит янтарная кислота. Есть на колодезной воде, и с повышенным содержание йода, с медом, витаминами, и, если судить по наклейкам, для любого класса прослойки — «Бульбаш», «Офицер», «Генерал», «Президент».

Осталось только соблазнить зарубежного потребителя «Беларусью синеокой», — кстати, тоже название водки — чтобы сработала очень простая формула, изложенная экономистом Леонидом Заикой: «В Белоруссии водка не дорогая, цена за бутылку — хорошей, качественной, на уровне марок типа «Посольской» — буквально несколько центов. А готовая продукция может продаваться за 5-10 долларов».

Упоить весь мир у белорусов, впрочем, вряд ли получится. Даже при увеличении экспорта в 30 раз доля белорусского алкоголя в мировой рыночной раскладке едва достигнет одного процента.

Татьяна Мельничук, русская служба BBC.

Как вам новость?
Головоломки