"Время Союза": "Жизнь в кредит, или спасет ли белорусский рубль «подушка безопасности»?"

21.09.2009 13:49
Архив Редакция

Около двух недель в Минске работала миссия Международного валютного фонда

Около двух недель в Минске работала миссия Международного валютного фонда. Эксперты МВФ изучали экономическую ситуацию в стране для подготовки второго квартального обзора, а также ход выполнения Беларусью условий программы кредитования stand-by, чтобы принять решение о выделении ей очередного транша.

Осенью прошлого года Республика Беларусь обратилась в МВФ за получением кредита. Цель кредитования — увеличение государственных золотовалютных резервов и создание «подушки безопасности», необходимой для стабильной работы экономики республики в условиях мирового финансового кризиса. В январе 2009 г. руководство фонда одобрило выделение кредита stand-by для Беларуси в объеме около 2,5 млрд. долл. под программу экономических реформ, рассчитанную до апреля 2010 г. 29 июня совет директоров МВФ завершил первый обзор в рамках договоренности с белорусскими властями о кредите stand-by. При этом фонд утвердил предоставление очередного транша и увеличил, в целом, объем финансовой поддержки до 3,52 млрд. долл.

Очередному траншу — быть?

Итоги работы миссии фонда и ее официальные выводы в МВФ пока не обнародовали. Однако и большим секретом данная информация не является. Как заявил на встрече с премьер-министром РБ Сергеем Сидорским директор Европейского департамента МВФ Марек Белька, Международный валютный фонд удовлетворен экономической политикой, которую проводит Беларусь. В нынешних условиях наиболее актуальной для стабильного развития белорусской экономики является проблема низкого уровня иностранных заимствований, который может представлять опасность для республики. На решение этого вопроса и направлено действие программы МВФ и Беларуси.

По итогам первого обзора реализации программы stand-by эксперты МВФ оценили потребность республики в финансировании на этот год в размере 6,8 млрд. долл. При этом имеющиеся у страны источники финансирования позволяют покрыть 3,8 млрд. долл. Таким образом, дефицит финансирования составляет около 3 млрд. долл. Его предполагается покрыть за счет средств МВФ по программе stand-by на 2,7 млрд. и кредита Всемирного банка на цели развития в размере 200 млн. долл. В результате, по оценке фонда, в нынешнем году Беларусь полностью «закрывает» потребности в финансировании.

С. Сидорский, в свою очередь, отметил, что весенние и летние месяцы, которые, как правило, являются наиболее сложными для экономики, в нынешнем году стали месяцами подъема для белорусской экономики. РБ в последние полгода открыла 13 новых стран для белорусских товаров и услуг. С мая-июня вся продукция, которая производится в стране, продается в полном объеме, как на внутреннем, так и внешнем рынках.

По словам премьер-министра, в настоящее время в экономике Беларуси есть проблемы, и они значительные. «Это не только проблемы внутри экономики, но и проблемы на традиционных зарубежных рынках. И, прежде всего, в Российской Федерации. Мы столкнулись с тем, что половину нашего экспорта, которая традиционно приходилась на Россию, мы сегодня вынуждены переводить в третьи страны. Для этого нам и нужен переходный период», — подчеркнул глава белорусского правительства. Также он добавил, что республика ожидает изменений к лучшему и на российском рынке. Этому будут содействовать предпринимаемые российским правительством меры по поддержке отраслей экономики, которые кооперационно связаны с белорусской промышленностью (в первую очередь, автомобиле- и машиностроение).

С. Сидорский также заявил, что по согласованию с МВФ в республике проводится жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика, в рамках которой идет работа на уровне экспертов Нацбанка и Минфина со специалистами фонда по достижению согласованных показателей.

Девальвации — нет!

Представители Международного валютного фонда не рекомендуют Беларуси изменять политику валютного курса и проводить очередную девальвацию национальной валюты. Глава работавшей в Минске миссии МВФ Крис Джарвис на встрече с журналистами отметил, что Республика Беларусь, как и многие другие страны, серьезно пострадала от мирового финансового кризиса, что может привести к небольшому спаду производства в текущем году. При этом, подчеркнул он, та экономическая политика, которую в настоящее время реализуют правительство и Национальный банк, позволяет снизить негативные последствия кризиса для экономики страны. Кроме того, этому способствуют и финансовая поддержка со стороны МВФ, а также рекомендации специалистов фонда.

Глава миссии выразил надежду на успешное завершение второго обзора по программе stand-by и выделение Беларуси очередного транша кредита МВФ. «Я не стал бы пока говорить об окончательном результате. Надеемся, что все будет успешно. Мы завершим проведение обзора и подойдем к выделению средств», — заявил директор Европейского департамента МВФ. Он также подчеркнул, что следующая программа МВФ в Республике Беларусь будет сосредоточена на укреплении экономического потенциала страны в посткризисный период.

Рекомендации — не догма

При том, что у МВФ и белорусского правительства нет серьезных разногласий в подходах к сотрудничеству, фонд все же выдал правительству Республики Беларусь несколько рекомендаций. В частности, предлагается сократить до минимума ценовой контроль, чтобы ценовые сигналы могли направлять поток ресурсов и помогать корректировать избыток и недостаток ресурсов в экономике. Также следует отменить большинство ограничений по розничным торговым надбавкам в соответствии с договоренностями, достигнутыми между правительством и Всемирным банком. МВФ рекомендует провести либерализацию зарплаты, отказаться от установления обязательных для исполнения количественных целевых показателей на макроэкономическом уровне и уровне предприятий, поскольку управлять все более сложной экономикой посредством центрального планирования становится труднее. В банковской сфере эксперты МВФ предлагают избавиться от системы директивного кредитования.

Правда, выполнение данных рекомендаций вряд ли будет главным условием дальнейшего участия Беларуси в программе МВФ stand-by. Многие из них озвучивались фондом и ранее. К тому же это далеко не самые принципиальные вопросы. Поэтому в фонде, судя по всему, с пониманием относятся к тому, что в белорусском правительстве к выполнению некоторых рекомендаций МВФ подходят поэтапно, не предпринимая радикальных мер.

До тридцатки — рукой подать

За последние полтора года РБ, без преувеличения, совершила прорыв в сфере либерализации экономики и создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Это также не могло остаться незамеченным международными экспертами.

В недавно представленном новом рейтинге «Doing Business-2010» (лучшие условия ведения бизнеса) Беларусь занимает 58-е место из 183 стран. По итогам аналогичного прошлогоднего исследования республика занимала 82-е место.

В пресс-релизе Международного финансового комитета (IFC) приведены слова представителя этой организации в Республике Беларусь Крэйга Белла: «Беларусь второй год подряд признана четвертым в мире самым активным реформатором. Это действительно большое достижение. И хотя достигнут значительный прогресс, еще многое предстоит сделать для создания благоприятного делового климата, который приведет к увеличению инвестиций». Для сравнения: Россия в исследовании «Doing Business-2010» заняла 120-е место, Казахстан — 63-е, Польша — 72-е, Украина — 142-е.

На презентации доклада IFC и Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010: Проведение реформ в трудные времена» директор департамента анализа и показателей Всемирного банка Нил Грегори заявил, что Республика Беларусь имеет потенциал для вхождения в тридцатку стран с лучшими условиями ведения бизнеса. Темп продвижения республики в рейтинге ВБ во многом будет зависеть от усилий, прилагаемых белорусским правительством.

В докладе Всемирного банка были исследованы реформы, которые проводились в период с июня 2008-го по июнь 2009 г. Поэтому в исследовании не учтены нововведения по совершенствованию инвестиционной деятельности в Беларуси, датированные августом после подписания соответствующих документов Президентом РБ.

Не совсем правы те, кто считает, что пойти на либерализацию экономики Беларусь заставил мировой финансовый кризис. Перемены в этой области начались в республике раньше, чем мир заговорил о системном экономическом кризисе. Как заявил однажды Александр Лукашенко, в республике практически исчерпаны возможности административного ресурса и государственного управления для дальнейшего увеличения темпов роста экономики страны. Для дальнейшего движения вперед необходимо кардинальное техническое перевооружение реального сектора экономики, осуществить которое без привлечения крупного частного капитала (в первую очередь, иностранного) просто невозможно. Мировой финансовый кризис только подтвердил правильность начатых преобразований, хотя и несколько осложнил привлечение крупных иностранных инвестиций.

Стабильность валюты — превыше всего

Национальный банк и правительство РБ сегодня стремятся сделать все возможное, чтобы продлить участие республики в программе stand-by. Это, с одной стороны, позволит получить новый транш кредита. С другой, успешное сотрудничество с МВФ является прекрасной рекомендацией для привлечения в белорусскую экономику крупных иностранных инвестиций.

В условиях большого отрицательного внешнеторгового сальдо (около 4 млрд. долл. в первом полугодии) кредиты позволяют увеличивать государственные золотовалютные резервы и поддерживать стабильный курс национальной валюты. Поэтому сегодня правительство стремится получить кредиты в объеме, который создаст надежную «подушку безопасности» белорусскому рублю. Надеются в Белоруссии и на получение очередной части стабилизационного кредита от России.

Правда, может возникнуть вопрос: а не лягут ли миллиардные долларовые кредиты тяжким грузом на экономику Белоруссии? Рано или поздно, но деньги придется возвращать. Пока ситуация в этом плане не выглядит критической. Даже самые пессимистичные эксперты, предсказывающие очередную девальвацию белорусского рубля, считают, что уровень внешнего долга страны не находится на критическом уровне. По состоянию на 1 августа 2009 г. внешний государственный долг Республики Беларусь составил 6,09 млрд. долл. Для сравнения стоит сказать, что внешний долг Украины находится в пределах 100 млрд., а Польши — более 200 млрд. долл.

В кризисный период привлечение иностранных кредитов для стабилизации денежно-кредитной системы страны выглядит вполне оправданным. Нынешний год для белорусской экономики стал самым сложным за последнее время. Выйти из этой ситуации с наименьшими потерями — непростая задача, которую решает белорусское правительство.

Александр ЮРИН, «Время Союза».

Как вам новость?
Головоломки