Особенности и структура стандартов на системы менеджмента качества

21.09.2009 16:46
Архив Редакция

Основа современной системы управления качеством – стандартизация.

Основа современной системы управления качеством – стандартизация. Стандартизация – деятельность по внедрению имеющих юридическую силу норм и правил, которые оформлены соответствующими документами. Одно из самых авторитетных организаций в области разработки стандартов является Международное агентство по стандартизации. Она была учреждена в 1946 году и с тех пор выпустила более 17 тысяч стандартов.

В том числе и стандарты, которые обобщили мировой опыт в области управления качеством, ИСО серии 9000. На сегодняшний день семейство стандартов ISO 9000 составляет основу для достижения стабильного качества любой организацией независимо от специфики деятельности и размера.

Также как изменяются потребительские запросы, изменяются стандарты качества. Периодически стандарты ISO 9000 редактируются. В настоящий момент семейство ISO 9000 включает:

ИСО 9000:2008 «СМК. Основные положения и словарь»;
ISO 9001:2008 «СМК. Требования»;
ИСО 9004:2000 «СМК. Рекомендации по улучшению деятельности».

Структура стандарта имеет 4 раздела:

— ответственность руководства;
— менеджмент ресурсами;
— процессы жизненного цикла продукции;
— измерение, самоанализ и совершенствование.

При этом стандарты ИСО содержат минимальные требования к организации, универсальны и гибки. Стандарт ориентирует организацию на максимальное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: потребителей, собственников бизнеса, сотрудников, поставщиков, общества.

В качестве отличительной особенностью международных стандартов ISO серии 9000 можно назвать то, что они определяют степень ответственности высшего руководства за качество. Таким образом, руководитель компании отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством и т.п. Также стандарт предписывает руководителям ответственно отнестись к подбору сотрудников, которые будут заниматься вопросами качества. Кроме того руководитель утверждает бюджет и выделяет средства для оснащения предприятия контрольно-измерительным и испытательным оборудованием. Также высший менеджмент должен следить за уровнем компетенции сотрудников и в случае необходимости организовать обучение. На руководителей организации возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость.

Столь пристальное внимание к обязанностям руководство обусловлено, тем, что топ-менеджеры инициируют процесс разработки и внедрения системы менеджмента качества, но потом самоустраняются. Однако их активное участие залог того что компания успешно пройдет процедуру сертификации и получит сертификат соответствия международным стандартам, а вместе с ним и возможность конкурировать на самом высоком уровне.

Как вам новость?