Священное содружество

24.09.2009 14:40
Архив Редакция

Иногда складывается впечаление, что В.Путин просто буквально копирует своего знаменитого предшественника.

 

«Учебная война разыгрывается на громадной территории — от польской границы до Забайкалья…», — так начинается в «Российской газете» статья, посвященная активной фазе российско-белорусских военных учений «Запад-2009». Действительно, нынешние совместные маневры двух стран являются крупнейшими после распада СССР. Главный их замысел — отражение внешней агрессии против одного из союзных государств, причем в основу сценария учений положены реальные события, имевшие место, цитирую, « в ходе отражения Россией грузинской агрессии под Цхинвали в августе 2008 года». Таким образом, спустя всего год после известного вооруженного конфликта на Кавказе, Россия «спасает» уже не Южную Осетию, а Беларусь, правда на сей раз как бы понарошку. Но тоже весьма энергично, с вовлечением всех родов войск, включая поддержку сразу трех российских флотов — Черноморского, Северного и Балтийского. Надо полагать, особенно эффектным должен выглядеть налет на Беларусь ВВС России. Российские пилоты стартуют со своих баз, отбомбятся по двум белорусским полигонам — Ружанам и Неману, и, затем, «нагнав страху» на потенциального противника, без потерь возвратятся домой. Но апофеозом этого грандиозного и очень дорогостоящего мероприятия должна стать встреча братьев по оружию — Верховных главнокомандующих А.Лукашенко и Д.Медведева, которые, возможно, прибудут на Обуз-Лесновский общевойсковой полигон в Брестской области, чтобы лично понаблюдать за ходом финальной части «освобождения Беларуси от иноземных захватчиков»…

В том, что «враг будет разбит и победа будет за нами» лично у меня никаких сомнений не возникает . По другому просто быть не может. Важно еще и то, что каждая из стран, участниц учений, в результате получит желаемое. Россия, например, удовлетворит свой основной великодержавный инстинкт, в очередной раз показав, кто в белорусском доме хозяин. Не останется в накладе и Беларусь — за свой каприз Кремль с избытком рассчитается с нашим президентом новыми поставками ликвидной российской военной техники по льготной цене и с большими скидками… Но есть еще один момент, кульминационный, во многом ради которого эти маневры и затевались. Организуя учения «Запад-2009», российские и белорусские военные хотели не только подчеркнуть доминирующее положение Российской Федерации на постсоветском пространстве, но и продемонстрировать окружающим — каким образом нужно и должно выстраивать союзнические отношения между Россией и другими дружественными (вассальными) ей государствами, причем как внутри СНГ, так, желательно, и за его пределами. Естественно, показать исходя из тех представлений о настоящем «мировом порядке», которые в России на протяжении по крайней мере двух последних столетий являются определяющими. Именно об этих представлениях мне и хотелось бы сегодня поговорить, тем более для этого есть походящий повод — 194-я годовщина одного чрезвычайно важного исторического события, о котором в наши дни, скорее всего, мало кто вспомнит. А зря.

Я имею в виду подписание 26 сенября (по современному стилю) 1815 года в Париже трактата о так называемом Священном союзе европейских христианских монархов, инициатива создания которого принадлежала российскому императору Александру I. Трактат этот стал закономерным итогом падения империи Наполеона, его главными целями были: поддержание незыблемости послевоенных границ в Европе, а также ведение тотальной непримиримой борьбы всеми возможными средствами против революционных выступлений, где бы они не возникали. Как известно еще из школьной программы, кроме российского императора — главного победителя в наполеоновских войнах, самое активное участие в создании Священного союза приняли также прусский король Фридрих и австрийский император Франц. Собственно, они-то и поставили свои подписи под соответствующим контрактом, сочиненным лично самим Александром, текст которого от первой и до последней буквы был пронизан религиозно-мистической фразеологией. В нем, в частности, говорилось, что Священный союз создается во имя «нераздельныя троицы», что государи, подписавшие этот документ, «возложили свое упование и надежды на единого Бога», что они будут «как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры» и т. д. Главный лозунг Священного союза Александром I был сформулирован так: «Сохранение тронов и алтарей»… Все это, конечно, больше похоже на бред тихопомешанного, но факт остается фактом — Священный союз открыл новый этап в европейской и мировой истории, определив главное противостояние в человеческом соообществе, продолжающееся, как мне кажется, и до сих пор. Но давайте попытаемся разобраться во всем по порядку…

Начать, пожалуй, следует с того самого рокового двадцатилетия после победы Великой Французской революции, которое оставило неизгладимый след в судьбах всех без исключения европейских народов. Французская революция, стартовавшая взятием Бастилии в 1789 году — это была по сути первая «оранжевая» трансформация социальной и политической системы средневекового патриархального общества, в результате которой впервые в истории человечества в отдельно взятой стране был уничтожен Старый порядок, а Франция из абсолютной монархии превратилась де-юре в республику свободных и равных граждан. Произошло это отнюдь не случайно. К этому времени — в 1783 году завершилась Война за независимость США, часто тоже именуемая Американской революцией. Чуть позднее, в 1787 году в США была принята Конституция США, и, наконец, в 1789 году она была дополнена десятью поправками , вошедшими в историю под названием Билль о правах и свободах человека. Совершенно очевидно — к 1789 году мир преодолел некий важный исторический рубеж, вступив в новую фазу своего развития. Это вызвало огромный энтузиазм во всей Европе, породило немыслимую до сей поры политическую реальность, новые идеи революционной солидарности, всеобщего человеческого равенства и братства, вооруженной защиты от объединенных сил монархической реакции, новое международное право и т.д. Таким образом, все произошедшее в те годы в Европе — это фактически продолжение тех же процессов, которые начались в США несколькими годами раньше. А наполеоновские войны по сути представляют из себя некое подобие американской Гражданской войны между Севером и Югом, только в условиях Европы — между «аболюционистским» европейским Западом (Францией) и рабовладельческим Востоком, главным представителем которого была полуазиатская Российская империя.

Конечно, европейские реалии не имели ничего общего с американскими, да и Наполеон пошел несколько другим, «европейским» путем — не отрицая основополагающих идей Французской революции, он использовал их как инструмент завоевания и агрессии, попытавшись объединить и «унифицировать» Европу исключительно под французскими знаменами. За что и поплатился. А в итоге, в «нашей» Гражданской войне, ставшей по всем признакам еще и «Первой мировой», в отличие от США — победил Восток. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, начало которым было положено 13 января 1813 года, когда русская армия перешла Неман и начала свой заграничный поход, «освобождая» Европу от Наполеона… Хотя на самом деле Александр I «со товарищи» преследовал совершенно иные цели, ни к какому «освобождению» не имевшие ни малейшего отношения. А именно: восстановление на континенте феодальных режимов, свергнутых Французской революцией и Наполеоном, возвращение на троны Европы дореволюционных монархов, обеспечение России безоговорочной европейской гегемонии. Кстати сказать, главный герой войны 1812 года фельдмаршал Кутузов был категорически против «европейского похода», ворча по-стариковски: «Самое легкое дело — идти теперь за Эльбу, а как воротимся? С рылом в крови!» Впрочем, большого влияния на царя он не имел, а потом вовсе занемог, и во время похода в силезском городке Брунцлау в апреле 1813 года — умер… Тем временем война продолжалась, коалиция европейских монархов Наполеона таки добила, а затем наступил звездный час российской военной славы — 31 марта 1814 года в пышных меховых малахаях на головах, с притороченными к седлу луками и стрелами по проспектам Парижа продефилировала дикая конница плосколицых и узкоглазых калмыков. Глядя на такое великолепие, совершенно потрясенные парижанки сразу же нарекли их «русскими Амурами»…

Уже очень скоро, в сентябре 1814 года монархи-победители съехались в Вену на конгресс, дабы по новой разделить «освобожденную» от Наполеона Европу. Характерно, что этот конгресс до сих пор считается самым представительным — Европа делегировала туда глав 216 государств (сегодня столько государств нет даже в ООН), а именно: двух императоров, пять королей и 209 государей княжеского достоинства. Впрочем, две сотни карликовых княжеств, герцогств, курфюств были скорее бессловесными статистами. Все дела на конгрессе решал квинтет великих держав — России, Англии, Австрии, Пруссии и великодушно допущенной в их среду королевской Франции. Внутри квинтета главную роль играл Александр I. Конечно же, владыки Европы тут же разругались из-за территорий, но потом вновь быстро помирились, узнав, что Наполеон покинул Эльбу — место своей первой ссылки, и вновь высадился во Франции. Все закончилось знаменитой битвой при Ватерлоо… А незадолго до нее Венский конгресс окончательно узаконил восстановление феодально-абсолютистских порядков в Европе, удовлетворив амбиции всех коалиционеров. Россия получила львиную долю герцогства Варшавского под названием «Царство Польское». Австрия и Пруссия поделили между собой оставшуюся часть Варшавского герцогства и приобрели богатые земли: Австрия — в Италии, Пруссия — в Саксонии. Англия закрепила за собой Мальту, Ионические острова и ряд французских колоний. Что касается Франции, то она была низведена к границам 1792 г. и оккупирована на 5 лет. На ее трон, как и на другие европейские троны (в Испании, Пьемонте, Римской области, Неаполе, германских княжествах), возвратились монархи, в данном случае — Бурбоны… А в итоге Александр I как бы занял место Наполеона в Европе, став, по словам очарованной русским царем мадам де Сталь, «Агамемноном — царем царей!»

Благодаря его усилиям и возник Священный союз, квалифицированный основоположниками самого передового в мире учения Марксом и Энгельсом как «маскировку гегемонии царя над правительствами Европы». На всех конгрессах Священного союза главным был один и тот же вопрос — о борьбе с революционным движением народов Европы. Апофеозом борьбы Александра с «оранжевой чумой» XIX века стало его предложение узаконить знаменитый «принцип интервенции»: монархи единогласно провозгласили свое «право вмешательства», т. е. «военного вторжения в любую страну, где произойдет революция, хотя бы правительство, свергнутое революцией, и не желало этого». В своей священной борьбе Александр I добился многого, и к 1824 практически покончил с «гидрой» европейской революции. Надо признать, потрудился он на славу — пришлось расправиться с массовыми протестами в Германии, безжалостно подавить революцию в Испании, закрыть глаза на зверскую расправу турок над греками и совершить еще много чего омерзительного… Однако жадность взяла свое — Александру до того захотелось овладеть проливом Босфор, что в 1825 году он объявил союзникам: «в турецких делах отныне Россия будет исключительно следовать своим собственным видам и руководствоваться своими собственными интересами»… После чего Священный союз и приказал долго жить. Но причины его распада были не только внешними. Как оказалось, установить «новый мировой порядок» куда как проще, нежели наладить элементарно пристойную жизнь в своей собственной стране. Война с Наполеоном, а потом бесконечные «европейские освободительные походы» довели Россию до полного разорения: живые потери только мужского населения составили более 2-х миллионов человек, целые губернии были опустошены, сотни деревень выжжены до основания. Многие города лежали в руинах, Москва почти вся сгорела. Помещики, чтобы компенсировать материальные потери, усилили и без того варварскую эксплуатацию своих крепостных рабов.

К тому же надежды крестьян на то, что царь православный наградит их за патриотизм ничуть не оправдались. В манифесте Александра I от 30 августа 1814 года о крестьянах было сказано с неподражаемым цинизмом: «Крестьяне, верный наш народ, — да получат мзду свою от Бога!» Результат не заставил себя ждать — только за первую четверть XIX в. в России вспыхнуло больше 650 крестьянских волнений, причем две трети из них — за 1815-1825 годы. Как всегда, особенно крупными были волнения на Украине и в области Войска Донского 1819-1820 годов, в которых приняло участие не менее 45 тысяч крестьян. Против них Аракчеев даже направил регулярные войска с артиллерией… К этому можно добавить восстание декабристов в 1825 году, а затем, в 1830 году — восстание в Польше и Литве (Беларуси)… Зачем я все это так подробно рассказываю? Слишком уж очевидны аналогии, когда наше настоящее все больше начинает напоминать давно, казалось бы, забытое прошлое. К примеру — ну вот что на данный момент представляет из себя наше полуживое Содружество Независимых государств? Никогда не задумывались? Да это же чистой воды реинкарнация в постсоветских условиях все того же монархического Священного союза позапрошлого века, причем в мельчайших подробностях. Сравните — из Москвы за всей территорией Содружества надзирает «царь царей» — президент Российской Федерации. В большинстве стран СНГ (Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан) фактически реставрированы абсолютистские монархии, вплоть до наследственной (Азербайджан). Имеется и собственная доморощенная «Франция», пораженная «оранжевой» революцией — Украина, над которой нависла прямая угроза «возвращения на трон» местного «Бурбона» в лице В.Януковича…

Иногда складывается впечаление, что новый российский «православный царь» В.Путин («врио Агамемнона» Д.Медведев не в счет) просто буквально копирует своего знаменитого предшественника. Ну чем, скажите, «принцип интервенции» времен Александра I отличается от современной российской политики «эпохи Путина». Наглядный тому пример — события в Чечне или в Грузии в 2008 году. А как упорно российское руководство пытается узаконить на всем пространстве СНГ «право вмешательства», по версии Священного союза — «военного вторжения в любую страну, где произойдет революция, хотя бы правительство, свергнутое революцией, и не желало этого». Ведь именно для этого Москвой совместно с другими постсоветскими «монархиями» создаются так называемые Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР) в рамках «союзного» военного блока ОДКБ. Эти же цели преследуют и поправки в закон РФ «Об обороне» — законодательная попытка Госдумы «урегулировать в правовом поле» возможное использование Вооруженных сил России за пределами собственной территории. Смысл поправок состоит в следующем, цитирую: «Российские ВС за пределами страны могут быть использованы для: отражения нападения на наши или другие войска, дислоцированные за пределами РФ, для отражения или предотвращения агрессии против других государств, для защиты граждан РФ за рубежом, для борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства». Согласитесь, трактовать подобные формулировки можно очень широко…

В заключение можно только констатировать, что в XIX веке, увлекшись своими имперскими играми в Священный союз, Россия в итоге жестоко поплатилась. Прежде всего она полностью проспала промышленную модернизацию, а затем, потерпев унизительное поражение в Крымской войне от своих же бывших «союзников», начала длительное схождение с мирового политического Олимпа. Которое закончилось полной катастрофой самой огромной на Земле империи, гибелью династии Романовых и такой беспощадной по своим последствиям революцией 1917 года, по сравнению с которой Великая Французская революция может показаться безобидным Хэллоуином. Но вот прошло каких-то полторы сотни лет, и все начинается сначала. Опять Россия собирает под свое крыло диктаторов со всего мира, делит сферы влияния, сколачивает европейские блоки, создает маргинальные «энергетические» союзы, продолжая в душе ненавидеть злосчатстный «революционный» Запад, отвращающий «неразумные» народы от «Богом данных тронов и алтарей»… А это значит, что борьба Нового мира со Старым продолжится и в XXI веке, но теперь уже преимущественно на нашей территории. Подтверждение тому — крупнейшие после распада СССР военные учения «Запад-2009». И мне почему-то кажется, что заходящие на цель над белорусскими полигонами пилоты российских ВВС — это только первые ласточки…

Как вам новость?
Головоломки