Система менеджмента качества на предприятиях, разрабатывающих IT технологии

29.09.2009 21:08
Архив Редакция

На сегодняшний день, фирмы, которые производят программное обеспечение и занимаются внедрением IT-технологий, могут создавать свои стандарты и советы для гарантирования результативной деятельности своих подразделений и использовать международные стандарты качества ИСО 9000. Делая вывод из практического опыта и итогов статистических исследований, можно утверждать, что стандарты качества ИСО 9001 являются самыми известными моделями в системе менеджмента.

Менеджмент качества, в настоящее время, является универсальным устройством, предназначенным для регулирования и оптимизации всех процессов, используемых в предприятии, включая также управление. Международный сертификат соответствия системе менеджмента качества является документом, признанным во всех странах, и свидетельствующим о высоких возможностях компании, релевантности требованиям научно-технического прогресса, что является особенно важным условием для IT-предприятий. В настоящее время, внедрение системы менеджмента качества — это индивидуальный выбор каждого предприятия, проводящееся на добровольной основе, но, следует отметить, что ни одна уважаемая фирма в Европе не заключит договор с предприятием, у которого нет сертификата ИСО 9000. Для обеспечения эффективной системы качества, созданной на серии ИСО 9000, в основном, компаниями используются также вспомогательные отраслевые эталоны и свои регламентирующие разработки и специальные документы.

Менеджмент качества, предназначенный для многоуровневых IT компаний, включает в себя и другие стандарты. Английский TickIT устанавливает требования к системе качества для предприятий, занимающихся разработкой ПО — она основывается на модели ISO 9001:94. Английский стандарт является аккумулированной моделью, объединяющей требования ISO 12207, ISO 9001, ISO 9000-3. Подавляющее количество организаций, занимающихся программным обеспечением, пользуются стандартами SEI SW-CMM, в которые входят рекомендации о внедрении процессов, способствующим эффективной работе сопутствующих звеньев. Отличительная черта данной модели в том, что она четко определяет 5 уровней, которые необходимо пройти каждая организация, чтобы улучшить качество ПО и достичь оптимизации всех процессов. В это же время, стоит отметить, что система менеджмента качества ИСО является признанной и включает стандарты, которые подходят для любых фирм, вне зависимости от их направления в бизнесе.

Для предприятий, которые занимаются IT-технологиями, каждая программа является уникальной и авторской, поэтому для упрощения работы данных организаций была разработана специальная модель ISO 10006 «Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами». Это основа интеллектуального опыта, разработок и знаний, необходимых для осуществления проекта. Управление программами IT организаций можно рассмотреть как базу производства, поэтому, чтобы привести систему управления качеством в соответствие к стандарту, надо выработать стратегию реализации требований модели ИСО 9001, при этом можно одновременно применять систему других технологий и стандартов, используемых в мировой практике.

Добавим, что в нашей стране сертификация ИСО в большинстве случаев является добровольной. Исключением сегодня является сфера строительства, теперь для вступления в строительные СРО (саморегулируемые организации) необходимо пройти сертификацию.

Как вам новость?