Охота на антисоветчика

01.10.2009 02:54
Архив Редакция

Более важной общественной ценности, чем свободное выражение мнений нет и быть не может.

 

В доперестроечном СССР общество «развитого социализма» было устроено достаточно просто. На необозримом пространстве невероятно огромной по размерам страны на все случаи жизни существовала «единственно верная» точка зрения, полностью соответствующая официальной «партийной» идеологии. Все, что по каким-то причинам выходило за рамки этой идеологии, автоматически отвергалось, попадало в разряд враждебного и немедленно объявлялось «антисоветским» — то есть не имеющим права на существование. Соответственно, носитель любых «еретических» взглядов считался «антисоветчиком» (иногда — «махровым»), и это звучало как приговор. «Антисоветчик», пусть даже самый тихий и невинный, фактически становился изгоем общества — его могли исключить, осудить, посадить, лишить законных прав и работы по специальности, поместить в «дурку» с последующей выдачей «волчьего билета», выслать из страны, наконец… Другими словами, «антисоветчик» в понимании тогдашней партхозноменклатуры был не только врагом порядка и иерархии, но и врагом государственности как таковой. А потому реакция властей всегда была соответствующей — она заключалась в обязательном подавлении любого инакомыслия с помощью ничем не ограниченного государственного насилия. Это удивительно, но общественное явление под названием «антисоветчик» смогло пережить страну, его породившую. Я, например, об этом феномене впервые задумался еще в конце 90-х прошлого века, когда, кажется, в 1997 году случайно увидел по ТВ одну из телепередач Н.Сванидзе с участием тогда еще только начинающего свою президентскую карьеру А.Лукашенко.

Не могу вспомнить название той передачи, но говорил молодой президент много и долго, в основном, как обычно, о «лживости и продажности» белорусской оппозиции, а также о своем видении прав человека, какими он их в идеальном варианте представляет. Воспользовавшись короткой паузой, ведущий программы задает своему собеседнику вопрос, примерно такой: «Хорошо… Что касается Василя Быкова, человека, который прошел всю войну… Прославленный писатель. Он тоже все время врет?…» А.Лукашенко на секунду замялся, но тут же перешел в контратаку: «Это, наверное, моя беда, что Быков, ну, это страшный антисоветчик, хоть Героем Социалистического труда стал в советские времена. Был обласкан в свое время коммунистическими властями…» Теперь уже не выдержал Н.Сванидзе: «Но он же великий писатель, Александр Григорьевич!» Большого эффекта реплика ведущего на президента не произвела, и он вдохновленно продолжил, пугая российскую аудиторию своими политическими оппонентами: «Я не знаю, почему вот так сохранилась у него эта тенденция борьбы против власти, и Лукашенко попал под этот нож. Я очень переживаю, что я с Быковым до сих пор не нашел добрых отношений. Но Быков сегодня — один из лидеров оппозиционного националистического фронта. У него несколько идеология отличная от моей. Он, допустим, как и Позняк, претендует, допустим, на Смоленскую, Брянскую и Псковскую области. Что это наши белорусские области. Надо их присоединить к Беларуси. Он о Белостоке ставит вопрос. А я не хочу об этом и говорить даже. …Он категорически против, допустим, интеграции с Россией. То есть это член Белорусского народного фронта, ярый националист. Ну, у нас расходятся с ним точки зрения. Хотя я вырос на его произведениях…»

Спустя пару дней как-то под вечер мы собрались в небольшой, но теплой мужской компании тайных и явных «антисоветчиков», и «за чашкой чая» долго эту передачу обсуждали. Не без смеха, конечно… В конце концов, придя к единодушному мнению о том, что о присоединении к Беларуси сопредельных этнических территорий говорить пока преждевременно, мы подняли тост за здоровье Василя Быкова, а потом кто-то из нас с грустью заметил: «Вот ведь как бывает — Страны Советов больше нет, а антисоветчики остались…» С тех пор минуло долгих двенадцать лет, а после распада СССР целых восемнадцать, казалось бы, ну уж теперь -то «антисоветчикам» взяться, пожалуй, неоткуда… Ан, нет — жив, курилка! Нашелся-таки один, правда, не у нас в Беларуси, а в «союзной» России, но зато какой…Оказался «антисоветчик» таким «махровым», что весь российский «unserjugend» (от немецкого unser — наш) объявил на него настоящую охоту, вплоть до полного истребления или позорного изгнания из страны. Нало полагать в качестве профилактики, чтобы другим «антисоветчикам» неповадно появляться было. Для тех, кто не в курсе того трагифарса, который сейчас разыгрывается в соседнем государстве, попытаюсь коротко рассказать его предысторию. Итак, дело было в Москве. На Ленинградском проспекте стояла небольшая забегаловка-шашлычная. Находилась она там испокон векa, еще с конца 50-х, и отличалась от своих бесчисленных братьев и сестер по Общепиту только двумя особенностями: во-первых — там готовили шашлыки, а во-вторых, учитывая ее расположение как раз напротив гостиницы «Советская» — в народе ее прозвали «антисоветской». Хотя никакой «антисоветчины» в ее стенах отродясь не было, даже диссиденты там никогда не водились. Однако шли годы, взметнулись вихри перемен, сменилась общественная формация, и шашлычная стала объектом имущественного интереса представителей вновь зарождающейся российской буржуазии. Первое время она неоднократно переходила из рук в руки, но вот, наконец, обрела постоянного хозяина.

Историческая справедливость восторжествовала — обновленная шашлычная стала официально называться «Антисоветской», о чем свидетельствовала вывеска, появившаяся над входом в теперь уже частное заведение. Эта вывеска, собственно, и стала причиной возникшего общественного конфликта с далеко идущими последствиями. Так уж совпало, что неподалеку от «Антисоветской» разместился «Московский городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов», во главе председателем совета, бывшим секретарем ЦК КПСС Владимиром Долгих. По официальной версии,«глумливая вывеска» над входом в шашлычную до того возмутила шествующих в совет ветеранов войны и труда, что они решили написать «куда следует». Что ж, дело привычное, через денек-другой коллективная телега за подписью В.Долгих легла на стол скандально известного нового префекта Северного административного округа Москвы Олега Митволя. Впрочем, злые языки утверждают, что это была частная инициатива самого председателя совета (а по совместительству еще и члена Совета директоров ОАО ГМК «Норильский никель») В.Долгих, поданная под видом коллективной, но суть дела от этого не меняется. О.Митволь отреагировал мгновенно, распорядился демонтировать вывеску, якобы оскорбляющую чувства ветеранов ЦК КПСС и правоохранительных органов. А для пущей убедительности наслал на директора шашлычной главу управы района «Беговая» в сопровождении двух крепких подчиненных. Они-то и разъяснили зарвавшемуся шашлычнику, что если в течение 24 часов вывеска не будет демонтирована, то это будет сделано принудительно силами управы. И шашлычной будет выставлен счет за услуги бригады монтажников-высотников. А там и пожарные с санстанцией подтянутся…

Естественно, директор по фамилии Ванин тут же сломался. При большом стечении репортеров и сочувствующих «антисоветчикам», два человека в комбинезонах поднялись по дюралевым лестницам и профессионально сняли злополучную вывеску. Казалось бы, инцидент исчерпан? Отнюдь… Сначала масла в огонь полил сам Олег Митволь, заявив, что 65-летие Победы в Великой Отечественной войне Москва «встретит без подобного рода заведений». Он также пообещал, что с владельцами кафе «позанимаются историей» и разъяснят им недопустимость «такого отношения к памяти ветеранов». Ну, а дальше — пошло-поехало. Российские либеральные журналисты в ответ не слабо оттоптались на анонимных ветеранах военного и милицейского труда, наговорив им массу неприятных вещей о минувшей советской действительности, ГУЛАГе и «Смерше» в контексте винегрета и шашлыков по 600 рублей за порцию. А потом возник «настоящий антисоветчик» — журналист, правозащитник и бывший советский политзаключенный Александр Подрабинек, 21 сентября опубликовавший на сайте «Еж.ру» скандальную статью «Антисоветчик антисоветчикам…» Которая и наделала так много шума не только в России, но и за ее пределами. В своей статье Подрабинек, полемизируя о снятии вывески «Антисоветская» с московской шашлычной с местными военно-милицейскими ветеранами, написал: «Это вам только кажется, что вы приватизировали патриотизм, любовь к России и заботу о ее будущем. Это вам только кажется, что отдых ваш заслуженный и почетный. Это вам только кажется, что вы пользуетесь всеобщим уважением. Вам внушили это давно, но ваше время кончилось. Ваша родина — не Россия. Ваша родина — Советский Союз. Вы — советские ветераны, и вашей страны, слава Богу, уже 18 лет как нет. Но и Советский Союз — это совсем не та страна, которую вы изображали в школьных учебниках и своей лживой прессе. Советский Союз — это не только политруки, стахановцы, ударники коммунистического труда и космонавты. Советский Союз — это еще и крестьянские восстания, жертвы коллективизации и Голодомора, сотни тысяч невинно расстрелянных по чекистским подвалам и миллионы замученных в ГУЛАГе под звуки поганого михалковского гимна. Советский Союз — это бессрочные психушки для диссидентов, убийства из-за угла, и на бесчисленных лагерных кладбищах — безымянные могилы моих друзей-политзаключенных, не доживших до нашей свободы. Вы так возмутились «антисоветским» названием потому что, верно, вы и были вертухаями в тех лагерях и тюрьмах, комиссарами в заградотрядах, палачами на расстрельных полигонах. Это вы, советские ветераны, защищали советскую власть и потом были обласканы ею, а теперь страшитесь правды и цепляетесь за свое советское прошлое».

Мало того, обозвав советских ветеранов «сталинскими соколами, брежневскими лизоблюдами и душителями свободы из партии Владимира Долгих», А.Подрабинек назвал подлинных героев нашего некогда общего Отечества, цитирую: «В Советском Союзе кроме вас были другие ветераны, о которых вы не хотели бы ничего знать и слышать — ветераны борьбы с советской властью. С вашей властью. Они, как и некоторые из вас, боролись с нацизмом, а потом сражались против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии. Они поднимали лагерные восстания в Кенгире в 1954-м и шли на расстрельную демонстрацию в Новочеркасске в 1962-м. Они почти все погибли, их память почти никем не охраняема, в их честь не называют площади и улицы. Немногие из них, оставшиеся в живых, не получают от государства пособий и персональных пенсий, живут в бедности и безвестности. Но не вы, охранники и почитатели советской власти, а именно они — подлинные герои нашей страны». Завершает свою статью А.Подрабинек следующим пассажем: «Да, тех, кто боролся с нацизмом, стоит уважать. Но не защитников советской власти. Надо уважать память тех, кто противостоял коммунизму в СССР. Они отстаивали свободу в несвободной стране. Их память чего-нибудь стоит в России, которая именует себя демократической? Пора прекратить лицемерные причитания о чувствах ветеранов, которых оскорбляют нападки на советскую власть. Зло должно быть наказуемо. Его служители — тоже. Презрение потомков — самое малое из того, что заслужили строители и защитники советского режима».

После опубликования этой статьи у А.Подрабинека и его семьи наступили нелегкие времена. Проще говоря, началась настоящая травля журналиста, инициированная в первую очередь вездесущими активистами из прокремлевского молодежного движения «Наши». Идеологи движения твердо пообещали, что жизнь «антисоветчика» отныне разделится на две неравные части — до статьи и после, и, судя по всему, полны решимости свое обещание исполнить. Опасаясь за собственную жизнь, А.Подрабинек сейчас вынужден скрываться, о чем он сообщил на своей страничке в ЖЖ. Он пишет: «Ситуация, возможно, хуже, чем это кажется на первый взгляд. Дело не в «Наших». Их атака на меня и моих близких — это только пропагандистский трюк, имитация «народного возмущения». За ними стоят серьезные люди с серьезными намерениями. Я получил информацию из достоверных источников, что на достаточно высоком уровне принято решение расправиться со мной любым способом. Кто намечен исполнителем — я не знаю. Сомневаюсь, что «Наши». В любом случае, ответственность свалят на них, так будет удобнее всем. Кампания «народного гнева», столь усиленно раздуваемая в последнюю неделю, должна послужить прикрытием намеченной расправы. Если что-то и может остановить нашу криминальную власть, то только общественный протест. Я хочу поблагодарить всех, кто выступает в мою защиту. В настоящее время в целях безопасности я несколько ограничил свои контакты. Приношу извинения всем хорошим людям, которые хотели бы со мной пообщаться и не могут этого сделать». А тем временем «охота на Подрабинека» в самом разгаре — его квартира постоянно пикетируется «Нашими», в Интернете не прекращаются урозы физической расправы, причем не только над ним самим, но и над его семьей, в 20 регионах России «Нашими» начат сбор подписей под обращением в Генеральную прокуратуру РФ с требованием возбудить уголовное дело в отношении Александра Подрабинека по статье 129 УК РФ «Клевета». А на днях «Наши» распростанили обращение, в котором вообще требуют выслать А.Подрабинека из страны…

Вот такая произошла история с продолжением. Что касается меня лично, то с некоторыми суждениями А.Подрабинека я готов согласиться, с некоторыми нет, надеюсь, посетители блога выскажутся по этому поводу. Но в любом случае я остаюсь при своем глубочайшем убеждении в том, что более важной общественной ценности, чем свободное выражение мнений нет и быть не может. Это касается всех — Беларуси, России, или какой угодно другой страны, которая только имеет претензии называть себя цивилизованной. Как говорил еще Вольтер: «Я ненавижу ваши взгляды, но буду сражаться за ваше право высказывать их свободно», и он был абсолютно прав. Никто не должен становиться «антисоветчиком», изгоем общества, скрывающимся от расправы органов правопорядка или от «суда Линча» бесноватых «хунвейбинов» только за то, что он высказал точку зрения, идущую вразрез официальной идеологии. Не нравится? — Возражайте! Приводите собственные аргументы, подавайте в суд, наконец… Но применять насилие к инакомыслящему, причем в любой форме, бегать за ним по улицам, устраивать под его окнами ночной «патриотический» шабаш и тем более угрожать его близким — такого права ни у кого быть не должно. А что касается обиженных московских ветеранов, то их праведный гнев даже многим москвичам показался несколько избирательным. Некоторые тут же заметили, что шашлычная «Антисоветская» ветеранов здорово задела, а вот процветающая неподалеку сеть из четырех пивных ресторанов под общим названием «Старина Мюллер» почему-то оставила совершенно равнодушными. Хотя прямые ассоциации с добрейшим глуповатым толстяком, шефом Гестапо, группенфюрером СС Генрихом Мюллером (тем самым, которого постоянно дурачил умнейший и обаятельнейший Штирлиц) там возникают просто автоматически…

Впрочем, оно и понятно — Генрих Мюллер ведь не был антисоветчиком… Однако, пора закругляться. А закончить эту статью мне бы хотелось словами российского журналиста Владимира Тучкова, который в связи со скандалом вокруг шашлычной «Антисоветская», написал: «В то время как с шашлычной снимали неправильные буквы, в центре Москвы, в Леонтьевском переулке, происходило абсолютно симметричное событие: устанавливалась мемориальная доска члену Политбюро КПСС Михаилу Сергеевичу Соломенцеву, скончавшемуся в декабре в возрасте 92 лет. Как было сказано в анонсах, «видному советскому политическому деятелю». На торжественном мероприятии присутствовали представители как столичной, так и федеральной администрации. В частности, Владимир Ресин и Сергей Степашин. То есть событие было не частным, а государственным, отмечающим неоценимый вклад в историю отечества человека, который в компании с соратниками загонял страну в задницу. Откуда мы до сих пор и пытаемся выбраться, уповая на свет в конце туннеля. Но в конце туннеля лишь мерцает телеэкран, навевающий нам сон золотой о распрекрасном недавнем прошлом, где бесконфликтно существовали советские и антисоветские люди, запивавшие шашлык портвейном «Три семерки»».

 

Как вам новость?
Головоломки