Витязь на распутье

08.10.2009 01:49
Архив Редакция

Наша главная проблема состоит в том, что условия поставок российской сырой нефти для белорусской экономики имеют решающее значение.

 

Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел он алатырь-камешек,
И от камешка лежат три дороженьки,
А на камешке том написано:
«По первой дороженьке ехать — убитым быть,
По другой дороженьке ехать — женатым быть,
По третьей дороженьке ехать — богатым быть».
Стоит он да удивляется, головой качает, себе выговаривает:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А ещё такого чуда не видывал…»

«Три поездки Ильи Муромца»

Пару месяцев тому назад журналисты из австрийской газеты Die Presse в интервью с белорусским президентом спросили у него — что же все-таки для руководства Беларуси является наиболее приоритетным: «Союзное государство» с Россией, Таможенный союз с той же Россией и Казахстаном, включение в зону свободной торговли с Евросоюзом, вступление в ВТО, или еще что-то? Ответ у А.Лукашенко получился довольно неопределенным и расплывчатым. «Для нас приоритет то, что мы раньше сможем реализовать, — сказал он и далее продолжил — С Евросоюзом пока одни разговоры, с ВТО тоже ничего не ясно, если Таможенный союз с 2010 года заработает, то будем с казахами и россиянами куда-то двигаться…» В общем, напомнил мне тогда президент настоящего былинного витязя на распутье, стоящего во чистом поле перед «алатырь-камнем» с выбитыми на нем указателями. С одной стороны, направления там четко указаны, но с другой — ни одно из них не обещает всего и сразу… Да и стрёмно как-то от неопределенности: «убитым быть», понятное дело, не хочется, «женатым быть» — неизвестно еще на какой «царевне-лягушке» женят, «богатым быть» — круто, конечно, но что взамен потребуют… Короче, везде сплошной риск. Пожалуй, лучше дома переждать, может Соловей-разбойник, Змей-Горыныч или еще какие чудища с большой дороги сами в гости наведаются, и сами же чего-нибудь дельного предложат… Но тогда уж условия сотрудничества будут выставлять не они…

Примерно так президент обрисовал австрийцам нашу стратегию на ближайшее будущее, заявив: «Для нас приоритет — это время. Мы никогда не откажемся от Таможенного союза, потому что нам крайне выгодно. Мы бы не отказались от зоны свободной торговли, если бы завтра нам ее предложили, и мы могли бы воспользоваться ею». Но вот прошло время. Зону свободной торговли европейцы нам действительно предложили, причем еще вчера, но на условиях, для А.Лукашенко совершенно неприемлемых. А это значит, что воспользоваться любезным предложением Евросоюза смогут разве что наши дети. Теперь на очереди вариант альтернативный: Таможенный союз на троих — с Россией и Казахстаном, и на этот раз уже без всяких предварительных условий. В данном случае официальная Беларусь двумя руками «за», что вполне объяснимо. Тем более, что об этом союзе в последнее время говорят, как о проекте почти состоявшемся, для полной реализации которого недостает разве что нескольких мелких формальностей. Вот у меня и возник вопрос — так ли это на самом деле? А если так, то окажется ли новый Таможенный союз, создаваемый на многострадальном постсоветском пространстве, жизнеспособным, и не постигнет ли его печальная участь предшественников — СНГ, «Союзного государства», ЕврАзЭС и т.д.? Всем известный «философ-евразиец» А.Дугин утверждает: «Таможенный союз — это главная ставка в борьбе, это судьба России и всего постсоветского пространства, судьба мирового расклада сил»… Но будет ли прок от него Беларуси? Как бы нам на этом пути если уж не с жизнью, то по крайней мере с «конем» своей государственности не расстаться…

Мне, например, сама идея Таможенного союза представляется больше политической, чем экономической. Если повнимательней присмотреться к публикациям в СМИ по этой теме, то видно, что о реальных выгодах от введения единого таможенного тарифа (рост товарооборота, грузопотоков внутри союза и т.д.) в большинстве из них говорится как-то вскользь, а то и вовсе не упоминается… Похоже, не всех такая перспектива на самом деле радует. Беларусь — в первую очередь, не случайно мы отбиваемся от любого импорта, включая российский, как Илья Муромец от нашествия Батыева… Но зато как только речь заходит о Таможенном союзе, тут же возникает тема ВТО, от вступления в которую Россия всеми силами пытается уклониться. Другими словами, Таможенный союз скорее всего задумывается Москвой как средство самозащиты. То есть Москва таким образом пытается выстроить на подконтрольных ей остатках постсоветского пространства глубоко эшелонированную оборону, активизируя усилия по организационно-правовому оформлению зоны своего абсолютного экономического и политического влияния. Процесс этот начался давно, еще в 1995 году, когда правительствами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение «О таможенном Союзе». Тогда это решение было воспринята на «ура», в том числе и некоторыми другими странами СНГ. Собственно, вся идея ТС изначально сводилась к режиму беспошлинной торговли между странами-подписантами. Однако тогда телегу поставили впереди лошади, забыв про унификацию таможенных пошлин и выравнивание условий хозяйствования во всех странах — участницах союза. В результате быстро выяснилось, что союз в таком виде приносит национальным производителям и бизнесменам больше вреда, чем пользы. Мало того, в ряде случаев создает серьезные проблемы национальной безопасности. Ну как, например, можно бороться с нелегальной миграцией или наркотрафиком в режиме «прозрачных границ» России с Казахстаном и другими государствами Средней Азии? Или как поддерживать отечественного производителя, если коллеги по ТС откровенно демпингуют? Производим-то мы по сути одно и то же: у России с Казахстаном по товарным группам совпадает 90 % экспорта, у Беларуси с Россией — 60 %…

Правительство РФ долго терпело, и в июле 2002 года издало распоряжение, согласно которому вновь вводились пошлины при ввозе товара с территории стран СНГ. После чего Таможенный Союз моментально приказал долго жить. Способствовали его кончине и громкие российско-белорусские скандалы: то Минск запретит вывоз своих сельхозпродуктов, то Москва обвинит партнеров в поставках тростникового сахара под видом свекольного… А в 2007 году Россия и вовсе почти свернула беспошлинную торговлю, введя экспортные пошлины на сырую нефть, поставляемую в Беларусь. Не добавила популярности проекту Таможенного союза и «молочная война», разгоревшаяся между Россией и Беларусью этим летом. И вот теперь — новая попытка… По уверениям российских СМИ, с 1 января 2010 года на территории трех стран начнет действовать Таможенный кодекс и единый таможенный тариф на импорт, а на границе России и Беларуси больше не будет таможенного контроля. С 1 июля 2011 года он дожен исчезнуть и на границе с Казахстаном, то есть весь таможенный контроль будет вынесен на внешнюю границу союза, после чего внутренние таможенные границы будут фактически упразднены. При этом очевидно — решения РФ отказаться от всех наработок по вступлению в ВТО ради создания Таможенного союза с двумя небольшими (по численности населения) и довольно бедными странами с формирующейся экономикой и крошечным рынком, да еще в условиях кризиса, можно объяснить только либо сознательным желанием Москвы пересмотреть условия и (или) сроки присоединения к ВТО, либо чрезмерной, экстраординарной важностью для нее этой организации. Второй вариант мне предсталяется более реальным, особенно для премьера В.Путина. Впереди президентские выборы, что-нибудь снова взорвать или замутить новую «победоносную» войну будет очень сложно, значит нужен позитив. А лучшего позитива, чем собирание «земель русских», для российского обывателя нет и быть не может…

Правда, внутренний голос мне почему-то подсказывает, что и на этот раз проскочить между Сциллой наживы и Харибдой имперских амбиций России не удасться. Как только союзники перейдут от патриотических лозунгов к подсчету доходов и убытков, так этот Таможенный союз моментально накроется медным тазом. Как всегда, «святое» дело «единения братских народов» закончится дележкой экспортных пошлин, о чем уже недвусмысленно намекнул начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы России В.Ивин. Проблема в том, что экспортные пошлины в Беларуси и Казахстане практически отсутствуют, Россия же экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. По словам В.Инина, соглашение союза по экспорту рамочное — «там прописано, что пошлины должны быть взяты, но кем, в каком порядке и по каким ставкам — пока не ясно». Если механизм взимания экспортных пошлин не отрегулировать, пострадают российские производители, считает Ивин. И приводит такой пример: «Создается легальная схема, когда казахский предприниматель на единой экономической территории беспошлинно ввозит российский лес, а затем беспошлинно отправляет его в Китай…» Впрочем, механизм распределения пошлин намечено рассмотреть только на втором этапе создания союза, к тому же экспортное соглашение между странами союза предусматривает взимание пошлин по стране происхождения сырья — то есть по закону «тот самый» казахский предприниматель должен будет предоставить документы, подтверждающие происхождение экспортируемого сырья». Что же касается нашей страны, то между Россией и Беларусью имеется отдельное соглашение по экспорту российской нефти и нефтепродуктов, и вот на этом моменте мне бы хотелось остановиться чуть более подробно.

Наша главная проблема состоит в том, что условия поставок российской сырой нефти для белорусской экономики имеют решающее значение. Ведь кроме России, других поставщиков нефти у нас нет (Венесуэла с Ираном пока не в счет), а на своей территории мы добываем не более 20% от общего объема перерабатываемой нефти. Но по каким правилам РФ будет поставлять нефть в Беларусь, начиная с 2010 года? Пока этот вопрос остается открытым. При этом нефть и нефтепродукты хотя и не играют определяющей роли в энергетическом балансе Беларуси (выработка электроэнергии в стране на 90% обеспечивается электростанциями, работающими на газе), однако нефть для нас исключительно важна для сведения торгового баланса, она является важнейшим источником поступления в республику валюты и одной из главных составляющих доходов казны. Цифры примерно таковы: ежегодно белорусские комбинаты ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» перерабатывают около 22 млн. тонн нефти, а собственная наша добыча составляет немногим более 1,7 млн. тонн. Причем, львиную долю своей нефти Беларусь экспортирует. Например, в 2008 году объем экспорта белорусской нефти составил 1,4 млн. тонн. Это очень выгодный бизнес: на экспорте собственной нефти Беларусь зарабатывает около полумиллиарда долларов в год, предпочитая для загрузки отечественных НПЗ использовать российскую нефть. Причина тому чисто технологическая: на территории Беларуси добывается так называемая «легкая» нефть с очень высоким октановым числом — и, соответственно, более дорогая. А из России поступает «тяжелая» нефть. Европейцы уже на своей территории разбавляют российскую нефть белорусской, чтобы получившаяся смесь в полной мере соответствовала западным стандартам. Как многим известно, Россия перешла с Беларусью на новые условия поставок нефти два года назад — после острейшего конфликта в начале 2007 года, когда были остановлены поставки российской нефти в Беларусь и ее транзит по территории страны в направлении Европы. После этого 12 января 2007 года главы правительств обеих стран подписали в Москве 3-х летнее соглашение по условиям поставок нефти в Беларусь и межбюджетного распределения экспортной пошлины на нефтепродукты. Согласно этому соглашению, с 2007 года по конец 2009-го поставки российской нефти в Беларусь облагались экспортной пошлиной: в 2007-м она составляла 29,3% от пошлины на сырую нефть, поставляемую в другие страны, в 2008 году этот показатель был увеличен до 33,5%, а в 2009-м — до 35,6%.

Таким образом, соглашение от 12.01.2007г. регламентировало раздел прибыли от экспорта нефтепродуктов из Беларуси. Если в 2007 году 70% экспортной пошлины передавалось России, а 30% оставалось в Беларуси, в 2008 году — уже 80% России, а 20% — Беларуси, то в 2009-м, соответственно, в бюджет России перечисляется 85%, а Беларуси остается 15%. Этот механизм позволяет российской стороне забирать свою прибыль от экспорта нефтепродуктов еще до того, как российская нефть будет переработана на белорусских НПЗ и экспортирована в виде нефтепродуктов. Для России такой механизм выгоден, поскольку обеспечивает гарантированные платежи. Получив в свой бюджет спецпошлину при поставке нефти, далее российская сторона к своей нефти уже не имеет никакого отношения. Сегодня для Беларуси крайне важно сохранить принцип дележа экспортной пошлины на нефтепродукты хотя бы в прежней пропорции — 15:85. В противном случае Беларусь ждут большие финансовые (и не только) неприятности, ибо в условиях кризиса экспорт нефтепродуктов становится для Беларуси почти единственным рычагом поддержания устойчивости национальной валюты… Но как тогда быть с Таможенным союзом, условия взаимной торговли в рамках которого не предусматривают взимание экспортной пошлины? Вот этот момент и может стать настоящим камнем преткновения между двумя «братскими народами» уже к концу этого года. Понятно, что Беларусь руками и ногами голосует за норму Таможенного союза, в этой связи вице-премьер РБ А.Кобяков недавно заявил: «Экспортной пошлины на российскую нефть, поставляемую в Беларусь, быть не должно, это — рудимент или атавизм во взаимной торговле двух стран». Россия публично вроде и не возражает, но в то же время пока не может предложить гарантированный механизм перечисления в российский бюджет части прибыли от экспорта горючего, произведенного на белорусских НПЗ.

В результате стороны вновь автоматически оказываются в ситуации, которая существовала до 2007 года… А ведь тот нефтяной конфликт между Москвой и Минском разгорелся именно из-за того, что прежнее соглашение не выполнялось, а российский бюджет фактически ничего не получал от переработки нефти на белорусских НПЗ. Для белорусской стороны возврат к прежнему нефтяному соглашению, безусловно выгоден — нефтяникам не придется заранее перечислять экспортную пошлину, то есть авансом делиться прибылью от экспорта нефтепродуктов с российским бюджетом. Но вряд ли такой вариант устроит Россию, руководство которой в свою очередь делиться сверхдоходами с А.Лукашенко больше не намерено. Да еще и в таких объемах. Не случайно 7 октября в интервью «Интерфаксу» посол РФ А.Суриков поспешил подчеркнуть, что главное для Беларуси — это отсутствие таможенных пошлин на нефть и газ, констатируя при этом: «Это просто сумасшедшие деньги. Энергоносители в процессе поступления, переработки и вывоза составляют больше 30% белорусского бюджета». Какое же решение будет в конце концов принято? На этот вопрос посол А.Суриков ответил весьма уклончиво. Он сказал: «Я не исключаю, что может быть найдено некое промежуточное решение. Если ущерб белорусского бюджета и граждан страны будет достаточно приличным, то при демонтаже таможенной границы можно будет найти некое решение. Например, оставить на какой-то период времени существующий порядок. Я этого не исключаю». Так и хочется спросить — а если ущерб окажется «недостаточно приличным»?…

Кроме транзита углеводородов, российскую сторону сильно беспокоит еще один момент, а именно тот факт, что в рамках будущего Торгового союза Беларусь и Россия до сих пор не синхронизировали пошлины на импорт автомобилей, по поводу чего Суриков заметил: «Россия побаивается того, что в случае несинхронизации пошлин при полном открытии таможенного белорусско-российско-казахстанского пространства на нас может хлынуть поток «серых» автомобилей»… Короче, с этим Таможенным союзом пока одни сплошные вопросы и почти никаких ответов. Думаю, после того как руководство «Газпрома» назовет цену на газ для Беларуси на 2010 год этих вопросов станет еще больше… В заключение этой статьи могу только сказать, что какой-никакой Таможенный союз в идеале наверное все же лучше, чем таможенный протекционизм, когда страны наглухо закрывают собственные рынки при помощи пошлин, ограничений импорта и т.д. Но вот заинтересованы ли по-настоящему Россия, Беларусь и Казахстан к подобной интеграции? Лично я в этом сильно сомневаюсь. И потому скорее всего вместо полноценного Таможенного союза мы в итоге получим очередной постсоветский «бумажный» долгострой, реальной пользы от которого так и не дождемся. А вот чего мы можем дождаться наверняка, так это очередного налёта на нашу хрустальную Беларусь или Дракона газового, или Змея нефтепроводного… А то и обоих сразу. К Новому году у них обычно сезон охоты начинается. Как закружат они опять над синеокой, как заревут, пламя углеводородное из своих голов извергая… Как бы однажды они нас ненароком не склевали. Вся надежда только на Илью Муромца да на его коня богатырского…

 

Как вам новость?
Головоломки