"Частный корреспондент": "Почти в прах"

09.10.2009 13:40
Архив Редакция

Белоруссия и Россия снова поругались


Белоруссия снова поругалась со «старшим братом». Причём очередной конфликт спровоцировал лично президент «синеокой» Александр Лукашенко. Накануне очередного заседания правительства Союзного государства Батька в пух и прах раскритиковал российского премьера в интервью российским СМИ. Он обвинил Путина в открытом и беспрецедентном давлении на Минск и саботировании процесса строительства Союзного государства.

Российский премьер отвечать на обиды не стал. Вместо Путина выступил Кудрин, заявив, что денег Белоруссии больше не дадут. Что это — очередная ссора любимых на кухне или полноценный развод? Похоже, скорее, на второе. Если это и не окончательный разрыв, то долгосрочный — точно.

Во вторник в подмосковной резиденции премьер-министра Владимира Путина Ново-Огарёво состоялась его встреча с белорусским премьером Сергеем Сидорским. По официальной информации, во время диалога вторых лиц обоих государств речь шла о «торгово-экономическом» сотрудничестве. Если говорить неформализованным языком, то Сидорский в очередной раз приехал решать экономические трудности за счёт России. Просил он, в частности, отменить госпошлины на сырую нефть, поставляемую из РФ, ещё шире раскрыть российский рынок для белорусских товаров, а главное — отдать-таки обещанные весной прошлого года 500 млн долларов. И вроде бы обо всём договорился, кроме главного: денег в чистом виде Россия больше не даст. Собственно, другого в данной ситуации и ждать было нечего. Дело в том, что накануне визита в интервью российской прессе белорусский президент Александр Лукашенко открыто раскритиковал Путина, причём так жёстко, как не позволял себе критиковать российского коллегу уже много лет.

Сначала Лукашенко поведал об истории пятилетней давности, когда, по его словам, лично Путин принял решение перекрыть Белоруссии газ. «Путин летел тогда в Киев, у нас состоялся разговор этот, — поведал Лукашенко. — Ну, он говорит: «Александр Григорьевич, не переживай, мы разберёмся». Через час снова мне звонит и говорит: «Вот тут мои мне говорят, что это не так и так далее. Мы вот вынуждены». Я говорю: «Не делай этого, потому что это приведёт к страшным потерям в белорусско-российских отношениях. Этот рубец потом не зарубцуешь. Ничем». Уже на повышенных тонах шёл разговор. «Нет, я не могу… » Я бросил трубку. И ночью был перекрыт природный газ», — рассказал Батька. Затем он обвинил Путина в подрыве военного сотрудничества двух стран: в 2007 году Путин и вправду не поехал на военные учения под Минском. Затем Лукашенко разошёлся и начал говорить, будто именно Путин перекрыл доступ «дешёвого и качественного белорусского продовольствия в Россию» и якобы именно премьер предпринимал активные попытки «сорвать интеграционные процессы между Россией и Белоруссией». Жёстко, чего уж и говорить. Ещё более громкие высказывания Лукашенко позволил себе лишь однажды, во время разгара газовой войны в 2004 году, которую он назвал «актом терроризма на самом высоком уровне».

Ранее российская сторона нелестные высказывания со стороны Лукашенко прощала. Простит ли на этот раз — вопрос. Путин комментировать заявления белорусского коллеги не стал, зато Кудрин в понедельник, за день до прибытия Сидорского в Подмосковье, заявил, что денег Белоруссии не даст. Таким образом, премьер «синеокой» приехал к Путину, уже подозревая, что ответ по главному вопросу будет отрицательным.

Вместо кредита Путин лишний раз напомнил, кто спонсирует пресловутое «белорусское экономическое чудо». «Белоруссия продолжает пользоваться самыми льготными в СНГ, да и в мире, ценами на энергоносители», — сказал он в беседе с представителем Белоруссии, добавив, что страна получает от перепродажи российской сырой нефти, переработав её на своих перерабатывающих заводах, «серьёзные» деньги. Собственно, Сидорский, очевидно, пытался поднять и эту тему, выразив желание отменить экспортные пошлины на российскую нефть. Ответа не последовало. Вместо этого стороны договорились встретиться ещё раз — 28 октября. Также Путин упомянул, что и газ Белоруссия получает от России по самым низким в мире ценам. Не забыл премьер и про то, что российский рынок покупает 80% белорусского молока и 90% мяса. Дабы у встречи был хотя бы один явный положительный итог, Путин пообещал начать работы по восстановлению двустороннего товарооборота (по словам Сидорского, в этом году он упал на 40%) и заверил, что в случае с госзакупками Россия приравняет товары союзника к своим собственным, то есть предпочтение им будет оказываться даже в тех случаях, когда, скажем, продукты из Западной Европы будут на 15% дешевле. После этих «напоминаний» глава белорусского правительства понял: просить у России денег на этой встрече будет не то что неуместно, но даже как-то и неэтично.

В итоге Сергей Сидорский вернулся в Белоруссию без денег и с чётким пониманием, что дальше вести диалог с Россией будет не так уж просто. Сложно говорить, что разрушило то понимание, которое, казалось, возникло между двумя странами несколько недель назад. Возможно, Россия просто устала от манёвров Лукашенко по ключевым для неё вопросам (тот же вопрос Абхазии и Южной Осетии). Возможно, всему виной последние обвинения Батьки. Сегодня же это не совсем важно.

Важно то, что белорусская экономика находится на грани выживания, несмотря на все заверения Батьки, что выход из кризиса уже близко. По официальным данным, в январе — июле 2009 года отрицательное сальдо внешней торговли Белоруссии составило 3,3 млрд долларов — колоссальные деньги для страны. Этот показатель оказался на 48,6% хуже показателей в аналогичном периоде прошлого года. Внешнеторговый оборот упал на 39%, до 29,119 млрд долларов. Экспорт снизился на 43,9%. Золотовалютные резервы составляют 3 млрд 877 млн долларов. В сравнении с началом года они выросли лишь на на 816,4 млн. Это значит, что почти все кредитные деньги, которые Лукашенко выторговал сначала у России и президента Венесуэлы Уго Чавеса, а затем у МВФ, страной уже «проедены». Существующих запасов, конечно, ещё хватит на несколько месяцев, но понятно уже всем: не будет кредитов — экономика «ляжет». Даже если МВФ даст ещё 2 млрд долларов (на эти деньги Минск рассчитывает как никогда), надолго их не хватит. Впереди у страны, кстати, ещё один амбициозный проект — постройка АЭС, которая также требует миллиардных вложений. За год Белоруссия «тратит» примерно 2,6 млрд долларов, а это значит, что если новых кредитов не будет, денег в стране на год, максимум на два.

Как страна будет выкручиваться? По мнению белорусских экономистов, курс национальной валюты нужно девальвировать как минимум на 50%. Зарплаты бюджетникам (учителя, врачи) также не мешало бы урезать процентов на тридцать. Однако в случае применения этих мер имидж власти упал бы ещё более значительно. По последним оценкам экспертов из НИСЭПИ, сегодня в Белоруссии действующую власть поддерживает меньше 45% населения. А в стране через полтора года выборы. Понятно, что Лукашенко будет баллотироваться и на четвёртый срок. Поэтому спасать страну от финансового краха надо. Насколько эффективно это делать угрозами и обвинениями — сказать сложно. «До сих пор белорусский президент всегда разговаривал с Россией с позиции силы, и это работало. Других инструментов общения здесь нет, и показывать свою слабость нельзя. До сих пор Лукашенко изумительно играл на внешнеполитическом поле: ещё ни одна страна не получала одновременно кредит и от России, и от МВФ. Ему это удалось. Как будет дальше, сказать сложно. Но кроме как просить ещё денег, вариантов нет», — говорит белорусский политолог Виктор Мартинович.

Спасёт ли Россия Белоруссию в очередной раз? Ответ на этот вопрос мы получим до конца года: Путин ответит на него решением, стоит ли поднимать цену на газ для Белоруссии. Сидорский уже попросил российского премьера сохранить прежние цены. Если цену повысят и Россия откажется от прямого финансирования «белорусского тигра», то он умрёт — примерно так же, как вымерли саблезубые тигры… Впрочем, такое развитие событий неминуемо приведёт к тому, что Белоруссия будет ещё активнее смотреть в сторону Запада. А это России в свете потери Украины и ряда других стран СНГ ой как невыгодно. Что ж, поживём — увидим.

Валентин Мальцев, «Частный корреспондент».

Как вам новость?
Головоломки