"Наше мнение": "Экспортеры воздуха в Европу"

12.10.2009 12:17
Архив Редакция

Органы юстиции ежегодно регистрируют лишь только то количество объединений, которое позволяет восполнить их убыль по естественным причинам либо в результате судебной ликвидации – и не более.

В
министерстве юстиции Беларуси
сообщили, что парламент Беларуси рассмотрит законопроект, который упростит процедуру регистрации общественных объединений.
По сведениям Минюста по состоянию на первое октября в Беларуси было зарегистрировано 15 политических партий, 5 профессиональных союзов, 2224 общественных объединения, 22 союза (ассоциации) общественных объединений. Минюст убежден, что эти цифры свидетельствуют о том, что «В Беларуси идет активный процесс создания гражданского общества». Однако эти цифры без динамики и конкретных примеров регистрации/отказов в регистрации общественным объединениям и партиям малоинформативны Можно ли говорить, что Беларусь демонстрирует прогресс в этом ключевом направлении, учитывая его значение для ноябрьского рассмотрения «белорусского вопроса» в ЕС?
?

Действительно, второе чтение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» подоспело как раз вовремя. Этот законопроект предусматривает внесение изменений в законы «О политических партиях» и «Об общественных объединениях» в части регулирования процедуры регистрации новых организаций. Таким образом, реформируется законодательство в той сфере, которая непосредственно затрагивается в повестке дня диалога между Беларусью и ЕС.
Однако при этом оправдались сомнения, высказанные накануне рассмотрения этого законопроекта в первом чтении: белорусские парламентарии подошли к рассмотрению законопроекта некритически, и его содержание по прежнему никоим образом не создает новых возможностей для регистрации общественных объединений. Напротив, существенно расширяются возможности для отказа в регистрации по надуманным либо малозначимым основаниям. Если теперь специалисты органов юстиции искусственно раздувают опечатки в предоставленных для регистрации документах до масштаба «грубых нарушений законодательства», то при новой процедуре необходимость в таком творческом подходе отпадет, отказ можно будет давать практически произвольно.
Таким образом, процедура упрощается с точки зрения регистрирующего органа – и остается практически труднопреодолимой с точки зрения инициаторов создания новых объединений.
Так же нет ничего нового и в том, как белорусское государство пытается «продать» европейцам этот законопроект в качестве позитивного, либерального шага, «упрощения процедуры регистрации». Белорусским независимым профсоюзам в свое время стоило немало усилий в ходе коммуникации с европейскими структурами убедить последние в том, что проект новой редакции Закона «О профессиональных союзах» на самом деле практически уничтожит независимое от власти профсоюзное движение. А ведь этот дискриминационный проект демонстрировали МОТ и ЕС в качестве акта либерализации, шага по выполнению претензий МОТ. Дескать, проект призван «комплексно и системно урегулировать вопросы, связанные с созданием, регистрацией и деятельностью профсоюзов, их организационных структур, союзов (ассоциаций) профсоюзов, и при этом опирается на международные правовые нормы в этой сфере, обязательства, принятые Беларусью в рамках МОТ, сложившуюся практику функционирования профсоюзов в нашей стране» — так тогда сообщала пресс-служба президента.
Такое ощущение, что белорусские законодатели осознали перспективность схемы «законопроектная риторика в обмен на европейские деньги». Вопрос в том, согласны ли европейские политики участвовать в этих торгах на подобных условиях, либо же для сближения будут необходимы некие реальные шаги с белорусской стороны.
В качестве таких возможных шагов могло бы рассматриваться реальное изменение практики регистраций общественных объединений. Например, если не переход к полноценному заявительному или уведомительному принципу регистрации по европейским стандартам, то хотя бы создание тех условий, которые сейчас существуют в Беларуси для коммерческих юридических лиц. Пока же в стране сложилась парадоксальная ситуация: для занятия коммерческой деятельностью необходимы минимальные усилия по подготовке документов и один-два дня на саму регистрацию, а регистрация некоммерческого объединения граждан, даже местного, остается трудоемким процессом, который требует денег, времени и не гарантирует конечного успеха. Десятки организаций из года в год подают пакеты документов на регистрацию!
Так что представителям министерства юстиции можно сколько угодно жонглировать на международных конференциях цифрами ежегодной регистрации неких общественных объединений – этим можно обмануть только того, кто сам обманываться рад. Вот показательная таблица, составленная по  официальным сообщениям министерства юстиции:

 

30 октября 2003 г.

1 января  2004 г.

1 января  2005 г.

1 января  2006 г.

1 марта  2007 года

1 января 2008 г.

1 января 2009 г.

1 октября 2009 г.

Число новых зарегистрированных объединекний
(в целом за соответствующий год)

94

155

61

85

100

94

63*

Общее количество объединений

2248

2214

2259

2247

2248

2255

2221

2224

* За период январь-сентябрь 2009 года.
Очевидно, что вот уже многие годы число общественных объединений в Беларуси не изменяется. Точнее, для гражданского общества выделена делянка «2200-2260 организаций» (включая местные!) – и за эти пределы оно выйти не может.
Таким образом, органы юстиции ежегодно регистрируют лишь только то количество объединений, которое позволяет восполнить их убыль по естественным причинам либо в результате судебной ликвидации – и не более. Ни о каком количественном росте общественного сектора тут говорить не приходится. К этому стоит добавить, что с 2000 года в стране не зарегистрировано ни одной новой политической партии.
Таким образом, что бы преодолеть имидж душителей гражданского общества, который обоснованно сложился у белорусских властей в глазах европейских наблюдателей, необходимо:
— провести реальное (а значит – радикальное) упрощение процедуры регистрации общественных объединений, с перспективой выхода на уведомительный принцип регистрации;
— продемонстрировать применение этих процедур на практике через регистрацию тех объединений и партий, которым ранее неоднократно было отказано в регистрации;
— отменить абсурдный запрет на деятельность незарегистрированных общественных, религиозных, политических объединений, в том числе исключить из Уголовного кодекса одиозную статью 193-1.
Это были бы реальные шаги, после которых вопрос о свободе деятельности неправительственных объединений, скорее всего, утратил бы свою актуальность в структуре белорусско-европейского диалога. Разумеется, в этой сфере много и иных проблем, направлений для совершенствования законодательства множество (аренда помещений некоммерческими организациями, проблема юридического адреса по месту жительства учредителей, оформление пожертвований и зарубежной помощи, регулирование социального заказа и т.д.). Но решение этих проблем не требовало бы столь активного привлечения внешних источников давления – тут скорее было бы открыто пространство для внутреннего диалога и вдумчивого обсуждения.
Роль же экспортера воздуха может быть эффективной только в кратковременной перспективе – шарлатанство становится очевидным даже для некоторых благожелательно настроенных европейских структур. Но если белорусская сторона руководствуется  логикой «пудрить мозги, развести на очередной кусок инвестиций или кредитов, а там и кризис закончится, и все вернется на круги своя» — тогда конечно, стратегия выбрана адекватная задачам.

Юрий Чаусов, «Наше мнение».

Как вам новость?
Головоломки