Секреты строительства дорог в 2010-2012 году

13.10.2009 10:20
Архив Редакция

Почему-то у нас в России, стране с различными геоклиматическими условиями, использованию геосинтетики при проектировании, строительстве и ремонте региональных муниципальных дорог долгое время не уделялось заслуженного внимания.

Почему-то у нас в России, стране с различными геоклиматическими условиями, использованию геосинтетики при проектировании, строительстве и ремонте региональных муниципальных дорог долгое время не уделялось заслуженного внимания.

А ведь применение геоматериалов таких как геотекстиль, геомембрана, георешетка, габионы выгодно и экономически, и экологически. Надежность объектов, построенных с применением правильно выбранных геосинтетических материалов намного выше. А срок службы таких материалов продолжительней, чем расчетный эксплуатационный срок самого объекта.

Не случайно в последнее время интерес к этим материалам в России значительно возрос, а по прогнозам специалистов спрос только на нетканые геотекстильные материалы к 2010 г. составит (если не помешает кризис) 290 млн кв. м по сравнению с 175 млн на сегодняшний день.

В данной публикации ведущими специалистами отрасли рассматривается проблема, связанная с применением и продвижением геосинтетических материалов таких как геотекстиль, геомембрана, георешетка, габионы на российском рынке.


По каким причинам региональные проектировщики недостаточно используют геосинтетические материалы для строительства, реконструкции и ремонта дорог и дорожных покрытий? Это связано:

— с удорожанием строительного объекта?

— с отсутствием гарантийного обслуживания и системы страхования дорожных покрытий?

— со слабой информированностью в конечном экономическом эффекте их применения?

 

Юрий Викторович Горбачев, генеральный директор ООО «ЭФФЕКТ»

— официального дилера ОАО «МОГИЛЕВХИМВОЛОКНО»:

— Недостаточное использование региональными проектировщиками геосинтетических материалов связано не только со слабой информированностью, но и с отсутствием элементных сметных норм и расценок на технологии применения современных ГМ.

Соловьев Михаил Аркадьевич, генеральный директор ООО «Гранд-Массар»:

— Региональные проектировщики достаточно часто используют геосинтетики для решения поставленных задач. Но в ряде случаев натыкаются на препятствия в виде экспертизы и заказчика.

Иншаков Александр Михайлович, технический директор ООО «Габионы Маккаферри СНГ»:

— Особенно верно то, что это связано с увеличением стоимости строительного объекта и со слабой информированностью проектировщиков о преимуществах геосинтетических материалов, их свойствах и областях применения. Кроме этого, хотелось бы добавить, что недостаточное использование геосинтетики при проектировании объектов обусловлено еще и тем, что у проектировщиков нет возможности опоры на существующие методики расчетов. Также отсутствует систематизированная база нормативных документов.

Хайретдинова Галина Захаровна, генеральный директор ООО «Фабрика нетканых материалов» (Республика Башкортостан):

— Отсутствие единой нормативной базы, несомненно, затрудняет работу, как производителей, так и проектных организаций.

Тереханов Антон Евгеньевич, технический специалист отдела продаж геосинтетических материалов ООО «МИАКОМ»:

— На мой взгляд, необходимо рассматривать комплекс причин, по которым проектными организациями в регионах недостаточно применяются геосинтетические материалы. Тут и удорожание проекта с применением дополнительных материалов, и отсутствие должного гарантийного обслуживания, и отсутствие четкой нормативной базы по применению данного вида материалов, недостаточное количество современных программных продуктов по геосинтетичестким материалам. Ну и, конечно, главное: слабая информированность проектировщиков, как в целом о геосинтетике, так и областях ее применения, широких возможностях, которые она дает в строительстве и о постоянно появляющихся новых видах геоматериалов и их свойствах.

Мухамеджанов Габит Кульжабаевич, заведующий лабораторией ОАО «НИИ нетканых материалов», к.т.н. (г. Серпухов):

-Хотелось бы, чтобы среди участников «круглых столов» были и представители заказчиков, специалисты из круга чиновников — чем скорее они будут вовлечены в обсуждение проблем применения геосинтетики в дорожном строительстве и в строительстве искусственных сооружениях, тем быстрее будут решатся конкретные вопросы и проблемы в целом.

Почему и по какой причине в Западной Европе и США, где климатические условия гораздо благоприятнее, в огромных количествах и широко используют геосинтетики в дорожном строительстве — в основном на увлажненных и переувлажненных участках. В России же, с ее пятью климатическими зонами и перепадом температур от -60 до +43 0С, а также с резко различными почвенно-минералогическими условиями, так недооценено применение геотекстилей в дорожной одежде. На мой взгляд, на стадии проектирования отдельных участков, как федеральных, так и региональных муниципальных дорог, проектировщики в погоне за удешевлением проектной стоимости дорожной одежды просто игнорируют применение геосинтетики.

В действительности, в начальной стадии при применении геосинтетики происходит удорожание, а конечный результат и эффект получается улучшением качество, уменьшением трещинообразования и увеличением срока эксплуатации до первичного ремонта и долговечности дорожной одежды. Ведь эффект от применения геосинтетики получается из-за длительности и долговечности эксплуатации дорог.

Еще один фактор — это разные подходы к тем, кто строит дороги (строители) и кто их эксплуатирует. На мой взгляд, у строителей автодорог отсутствует экономическая выгода от применения ГСМ, так как они далеко не всегда отвечают за эксплуатацию автодорог и увеличение срока службы объекта.

В настоящее время более 100 видов и типов ГСМ выпускаются российскими производителями, а насколько информированы о свойствах и характеристиках региональные и муниципальные проектировщики и строители никому не известно.

На мой взгляд, проблема заключается в отсутствии осведомленности и информированности проектировщиков и строителей, главным образом региональных и муниципальных, о свойствах характеристиках и конкретных областях применения ГСМ. На местах в основном знают и судят о ГСМ только по ДОРНИТу, ПОЛИФЕЛТу, ТУПАРу.

В это кризисное время широкое применение ГСМ отечественных производителей в дорожном и др. объектах строительства взамен импортных пойдет только на пользу. Происходит удорожание традиционно используемых материалов (песка, щебня, гравия) и необходимость транспортировки их к объекту строительства, подчас на большие расстояния, транспортное удорожание все это подталкивает строителей к применению ГСМ, это объективная реальность.

Введение гарантийного обслуживания дорог и системы страхования дорожного покрытия позволит и строителям, и проектировщикам, и эксплуатационщикам дорог наконец-то иметь общую заинтересованность и работать в одном русле.

Когда и проектировщики, и строители, и эксплуатационщики будут заинтересованы в конечном результате и совместно отвечать за качество дорог, долговечность и длительность эксплуатации до первичного ремонта, только тогда вопросы применения будут решаться комплексно, при общей и обоюдной заинтересованности в конечном результате.

Например, если проектировщики при строительстве дорог в почвенно-минералогических условиях, содержащих мел, доломит, заложили в проект ГМ из ПЭ-волокна, то при длительной эксплуатации в щелочной среде происходит разрушение и теряется эффект от их применения и т.д. Поэтому выбор ГСМ для конкретного строительства должен быть произведен с учетом природы сырья и других характеристик.

Таскаев Олег Геннадьевич. (ГИП ОАО «Сибгипротранс»):

— Проблема также заключается в отсутствии нормативно-технических документов по расчету и использованию ГМ. Применяемый метод расчета представляет собой эклектику методов расчета по разрушающим нагрузкам, по допускаемым напряжениям и по предельным состояниям, что и определило ее не жизненность и неработоспособность.

Кроме того, отсутствуют надежных и обоснованных методов конструирования дорожных одежд с синтетическими материалами.

Акимов Иван Дмитриевич, главный инженер проектов ОАО «Трансмост»:

— В отношении искусственных сооружений, на мой взгляд, проблема связана не с вопросами экономической эффективности применения геосинтетических материалов, а, в первую очередь, — с отсутствием опыта проектирования такого вида конструкций у региональных организаций. К ОАО «Трансмост» неоднократно обращались с запросами организации, которые, желали бы запроектировать какой-то проект с использованием геосинтетики, однако, не знали «с чего начать». Как правило, в письме следует стандартный набор вопросов: какие существуют нормативные документы на проектирование подобных конструкций, какой геосинтетический материал наиболее эффективен, какую конструкцию вы бы рекомендовали запроектировать в нашем конкретном случае т.п.

Как ни странно, здесь сказывается уже не недостаток информации по геосинтетике, а ее переизбыток. Открыв Интернет, вы найдете большое количество рекламных предложений геосинтетики и геоконструкций на их основе от разных фирм. При сходных параметрах и одинаковых исходных полимерных материалах, все они позиционируются как эффективные, надежные и пр. Не оспариваю их утверждений — просто хочу отметить, что проектная организация, если она не имеет соответствующего опыта, боится утонуть в этом информационном море, и, вместо того чтобы долго разбираться в данном вопросе, часто выбирает вместо конструкций с геосинтетикой привычное и опробованное традиционное решение, — например, классические подпорные стенки.

Вместе с тем имеется еще и определенное недоверие к геосинтетике со стороны заказчиков на местах. Они, как правило, мотивируют свои отказы в использовании транспортных сооружений с применением геосинтетики, недостаточно проверенной на практике долговечностью геосинтетических материалов в условиях России, связанных с длительной зимней эксплуатацией. Разубедить их в этом бывает достаточно сложно.

Что же касается экономической эффективности — то мне кажется, что, сейчас, этот вопрос для всех проектировщиков и строителей, имеющих опыт работы с геосинтетикой, ясен, и, фактически, закрыт. Опыт нашей организации показывает, что геосинтетика экономически эффективна всегда, если только площадки строительства не стеснены застройкой и позволяют надлежащим образом уложить геосинтетический материал.

В отношении гарантийного обслуживания и страхования построенных сооружений — это государственная проблема. Она должна быть решена на законодательном уровне. И объекты с использованием геосинтетики здесь отнюдь не должны являться париями.

 

Гришин Дмитрий Владимирович, технический директор ООО «Дор-М»:

Мы в Москве, Питере другие люди, у нас отдельная страна. А там, в регионах, 2000 год. У них другой путь развития, суждения — мама не горюй. Предлагаешь новые технологии, их никто не берет, они просто никому не нужны! Люди к новым технологиям относятся с недоверием. Вялы и статичны, учатся новому с неохотой… Приходится долго убеждать, это вызывает доверие. Главное, что бы терпения хватило!                                                                                                                             

Продолжение следует…

 Секреты строительства дорог в 2010-2012 году

Как вам новость?