The show must go on

22.10.2009 02:33
Архив Редакция

В условиях мирового экономического кризиса у России появился реальный шанс всех своих соседей поставить на колени.

 

Тысячу лет предупреждали нас предки: когда садишься с чёртом играть в карты – ты уже проиграл. В живых чертей нынче мало кто верит, тем не менее эта лаконичная народная мудрость не потеряла своего прикладного значения и в наши дни. Особенно в тех случаях, когда мы имеем дело с так называемыми «выборами», которые периодически случаются в Беларуси и других царствах-государствах нашего многострадального «Содружества». В последний раз в этом смысле отличилась Россия, власти которой в прошлое воскресенье блестяще сыграли с собственным населением в «подкидного электорального дурака», победив  фактически во всех без исключения партиях регионального уровня по всей России. Впрочем, официально этот «чемпионат» именовался «единым днём выборов», и проходил он одновременно в 77 регионах страны, где в общей сложности на семи тысячах разного уровня плебисцитах россияне выбирали себе местные советы, мэров и прочих власть предержащих и страною рулящих. Событие это действительно можно назвать экстраординарным, и не только по причине его территориальной грандиозности. Накануне многие теоретики сильно сомневались в благополучном для российской власти исходе региональных выборов, намекая на негативные последствия экономического кризиса и, якобы, возникшие при этом протестные настроения широких трудовых масс.  Результаты всенародного волеизъявления их сильно огорчили, потому как чертовски убедительно доказали – народ и партия («Единая Россия») в Российской Федерации по-прежнему едины, и делу Путина-Медведева верны, как никогда раньше…

Но если серьёзно, то по итогам последней российской избирательной кампании можно без всякого преувеличения констатировать: свободные выборы, как один из основополагающих демократических институтов, вслед за Беларусью окончательно приказал долго жить и в России. Превратившись и в этой стране в потешный, циничный, бессмысленный и ровным счетом ничего не решающий ритуал. Единственная цель таких «выборов» — формальное доказательство существования в России некой «демократии», адресованное прежде всего Западу, который на самом деле уже давно махнул на всех нас рукой — мол, это ваши страны, что хотите там, то и делайте… Мы и делаем, что хотим. Что же касается выборов как таковых, то и в Беларуси и в России их уже давно пора отменить за полной ненадобностью. Ведь если нельзя играть по каноническим европейским демократическим правилам, с обязательной в таких случаях политической борьбой, то зачем вообще играть в эту игру, затрачивая на этот спектакль с зашторенными кабинками и красными охраняемыми урнами значительные суммы бюджетных денег? К чему все эти «карусели», массовый вброс «левых» бюллетеней, поиски «мёртвых душ» на избирательных участках, сверхтайный «подсчёт» голосов, по форме напоминающий избрание кардиналами  Папы римского?…  Игра ради самой игры? Не лучше ли эти средства потратить на какие-то неотложные общественные нужды (например, можно купить ракетную установку «Искандер»), и при этом всем остаться при своих интересах. Власти не придётся врать и выкручиваться – назначил свою «вертикаль» снизу доверху и справа налево, окружил себя спецназом в три ряда для безопасности, заминировал подходы к резиденции, и спи спокойно. В Беларуси, собственно, всё так и происходит. Да и в России ничего нового не изобрели – вот перестали однажды выбирать губернаторов, и что, небо на землю от этого не упало…  

И людям будет значительно проще. Живи себе спокойно, не заморачивайся: работай, отдыхай, пей, ешь, ковыряйся на даче, воспитывай потомство, и всё это с по-детски кристально чистой совестью, понимая, что от тебя лично в этом грешном мире ну ничегошеньки не зависит… А наш постсоветский народ и не против, доверяя любой существующей власти как отцу родному. Вот и российские региональные выборы октября 2009 года в очередной раз показали: каковы бы ни были кризисные условия, население всегда голосует за власть. За Путина и Медведева. Придут им на смену Пупкин и Енотов, проголосуют за Пупкина и Енотова, потому как «лучше их всё равно никого не найти».  Ну, разве что более пожилая часть населения традиционно качнётся в сторону коммунистов, как это произошло в России. В целом же расклад по стране там получился такой: 70% от пришедших на выборы проголосовали за власть, то есть за «Единую Россию», 30% — за КПРФ. Дмитрий Быков в «Новой газете» итоги последних российских выборов даже воспел в стихах: «Преобразилась Родина моя: почти ни до кого не достучаться. В нас семьдесят процентов холуя и тридцать — холуёвого начальства». Думаю, нет смысла российские региональные выборы комментировать более подробно, при желании это могут сделать остальные участники блога. Лично для себя я сделал два основных вывода. Во-первых, совершенно очевидно, что на выборах федерального уровня впервые после распада СССР российская власть не просто осуществила удачную попытку по ограничению политической конкуренции, но и фактически установила тотальную политическую монополию на всей территории страны. И во-вторых, прошедшие выборы, особенно в Мосгордуму (90% голосов в пользу одной партии), можно рассматривать как генеральную репетицию политического цикла 2011-2012 годов, апофеозом которого должны стать выборы президента Российской Федерации.

При этом нельзя не заметить, что «новый» тип государственности, который сейчас формируется в России, до мелочей повторяет опыт построения управляемой демократии в соседнем Китае. Не случайно, как отмечают российские СМИ, за прошедшие несколько лет родственные по духу КПК и  «Единая Россия» спонсировали несколько закрытых конференций, на которых близкие к партии ученые и политологи обменивались опытом построения этих самых управляемых сверху  демократий. В частности, в российской «Стратегии-2020» и в основе агитационной кампании «Единой России» ещё на выборах в Госдуму в декабре 2007 года прослеживаются идеи, изложенные в  так называемой  «Белой книге» Госсовета КНР под названием «Система политических партий Китая».  В частности, там говорится: «КПК управляет страной, а остальные партии помогают ей в соответствии с законом, но не приходят ей на смену. Система многопартийного сотрудничества в Китае заменила борьбу и соперничество между партиями, устранив политическую нестабильность и частые смены правящего режима»…  Стремление Москвы к стабильности китайского образца чисто по-человечески понять можно, вопрос в другом – смогут ли россияне повторить трудовой подвиг китайцев, сумевших собственными руками всего за пару десятков лет изменить Поднебесную буквально до неузнаваемости? В противном случае любая политическая стабильность просто теряет всякий смысл. В условиях демографического провала, общей деградации населения, в сочетании с сырьевой зависимостью российской экономики, она неизбежно рискует выродиться во всё тот же застой времён дорогого Леонида Ильича, который, как известно, привёл советское общество  к катастрофическим последствиям, и в конце концов – к распаду Советского Союза.

Меж тем постепенно клонящийся к закату 2009 год во многих отношениях войдет в историю как переломный, обозначивший собой начало нового геополитического передела мира. Завершается двадцатилетний постреволюционный период в Европе, когда после падения в 1989 году Берлинской стены произошло политическое объединение Большой Европы, закончилась эпоха «железного занавеса» и биполярного мира. Но если государства Центральной и Восточной Европы закрепили свои национальные суверенитеты в рамках ЕС и НАТО, то страны, возникшие на руинах СССР, по-прежнему так и не смогли переступить некую роковую черту,  отделяющую их постсоветское прошлое от общеевропейского будущего. Практически полностью исчерпав за двадцать постсоветских лет свой экономический, политический и административный ресурс, накопленный за годы советской власти, «беловежские государства» вновь столкнулись с проблемой собственной легитимности. Не в последнюю очередь потому, что Российская Федерация эту самую легитимность своих бывших имперских окраин по большому счёту признавать не собирается. В крайнем случае она ставит её в прямую зависимость от нашего геополитического выбора или, как говорят политологи, от того, к какой международной идентичности мы будем стремиться.  Причём, никакая другая наша «международная идентичность», кроме как принадлежность к так называемому «русскому миру», Москву не устроит по определению. Отсюда и все эти военные эксцессы в Грузии, энергетические блокады Украины, «торговые войны» с Беларусью, попытки дестабилизировать ситуацию в Молдове и т.д. И тут надо признать, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса у России появился реальный шанс всех своих соседей вполне конкретно поставить на колени. Однако успех этих российских великодержавных устремлений во многом будет зависеть от того, с каким результатом закончится большой избирательный цикл 2010-2012 годов как в самой России, так и за её пределами. В первую очередь в Украине и в Беларуси. Другими словами, прошедшие российские региональные выборы можно считать лишь отправной точкой этого цикла, после которого у нас всё только начинается…

Впрочем, если Россия и на этот раз «провалит» президентские выборы в Украине, то на этом интрига для неё может и закончится. Что тоже чревато самыми серьёзными последствиями, ибо тогда во взаимоотношениях двух крупнейших постсоветских государств станет возможным всё, вплоть до прямого столкновения. Не случайно сразу после того, как президент В.Ющенко 19 октября дал старт президентской кампании у себя в стране, российские депутаты от партии «Единая Россия» немедленно целой делегацией метнулись в Киев – «налаживать отношения с Партией регионов» В.Януковича. Как будто до сих пор они не были налажены… Собственно, кроме как на Януковича с его партией, да на Рината Ахметова с его миллиардами, Кремлю в Украине и опереться-то не на кого. Всякие карликовые пророссийские партии-маргиналы я в расчёт не беру. Но в любом случае президентская кампания в Украине обещает быть жаркой, а её результаты заранее предсказать не берётся никто. Пока в общественных опросах лидируют несколько претендентов на пост президента, один другого краше. Лидер Партии регионов Виктор Янукович, которого сейчас называют фаворитом, обещает избирателям «выслушать каждого». Лидер «Фронта перемен»  Арсений Яценюк ещё с лета гарантирует Украине «боеспособную армию, продуктивное село и новую индустриализацию». Действующий премьер-министр Юлия Тимошенко — самый яркий участник стартовавшей кампании, воздействует на электорат силой слова. Её команда выпустила серию слоганов, утверждающихих: «Они болтают – она работает», «Они блокируют – она работает», «Они предают – она работает»… Недавно появилось важное уточнение: «Она – это Украина»… Более скромно смотрятся заведомые аутсайдеры: неоднократный председатель парламента Владимир Литвин с лейтмотивом «Только он», банкир Сергей Тигипко, обещающий стать «сильным президентом» и лидер украинских коммунистов Пётр Симоненко со своим недавно созданным «Левым блоком». Последний, как и нынешний президент Украины В.Ющенко пока от какой-либо наглядной агитации в свою пользу благоразумно воздерживаeтся…

Не выбивается из основного политического мейнстрима и Республика Беларусь. Практически одновременно с объявленным стартом президентского дерби в Украине, подготовка к будущим электоральным баталиям началась и в нашей стране. Инициатором процесса, как обычно, стал президент А.Лукашенко, который 20 октября встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Беларуси Лидией Ермошиной и обсудил с ней, цитрую БЕЛТА, «ряд предложений, направленных на воплощение некоторых предложений ОБСЕ и белорусских политических партий». Главным итогом этой встречи стало решение о датах предстоящих в Беларуси выборов. Так, было заявлено, что очередные президентские выборы пройдут у нас в 2011 году, не позднее 7 февраля. Они не будут совмещены с выборами в местные советы, которые планируется провести в апреле 2010 года. Соответственно, ближайшая избирательная кампания в Беларуси стартует уже в январе будущего года. По словам А.Лукашенко, «это будут необычные кампании, они ничем не будут похожи на предыдущие, хотя и предыдущие для нас не были легкими, но в силу многих обстоятельств это будут особые кампании, особенно президентская». Трудно сказать, какие обстоятельства имел в виду президент, возможно речь идёт о том, что за нашими будущими выборами скорее всего будет самое пристальное внимание со стороны Запада, и что они станут своего рода экзаменом белорусской власти на демократическую зрелость. Учитывая белорусскую избирательную традицию, сдать этот экзамен официальному Минску будет чрезвычайно трудно. Тем не менее, как сообщают белорусские СМИ, последующие избирательные кампании в РБ пройдут уже по измененному законодательству.  По информации Лидии Ермошиной, ЦИК на днях внесёт президенту ряд предложений, на которые глава государства предварительно уже дал своё согласие.

Какими могут быть планируемые изменения выборного законодательства, в прошлый вторник озвучила сама Л.Ермошина. Как и следовало ожидать, их оказалось совсем немного, да и те в основном касаются каких-то чисто технических процедур. Планируется, в частности, законодательно оформить положение о деятельности общественного Совета по решению информационных споров, повысить охраняемость урн (!?) и даже упросить процедуру выдвижения кандидатов в депутаты местных советов от политических партий. Но самым интересным новшеством может стать разрешение кандидатам создавать свои индивидуальные избирательные фонды. Которые, по словам Л.Ермошиной, будут формироваться за счет личных перечислений кандидатов, поступлений спонсоров — прежде всего организаций Беларуси, граждан и коммерческих структур. Как отметила Л.Ермошина, создание таких индивидуальных финансовых фондов «позволит кандидатам проводить более яркую агитационную кампанию», но при одном условии, что в эти фонды не вправе будут перечислять средства иностранные граждане и организации, предприятия с иностранными инвестициями, а также структуры, которые финансируются из государственного бюджета. Честно говоря, мне кажется, что идея с фондами больше похожа на какой-то отвлекающий маневр, чем на правду. Да и маневр получился довольно неуклюжим — не успела эта идея быть озвучена, как в Центризбиркоме, якобы, разгорелся настоящий скандал. Яростным противником создания таких фондов выступил  второй человек в этом органе, секретарь ЦИК Николай Лозовик. Он заявил: «Лично я выступаю против создания таких фондов, и тут моя позиция противоречит позиции Лидии Михайловны, которая считает, что мы должны постепенно отказываться от бюджетного финансирования агитационных кампаний. На мой взгляд, создание индивидуальных фондов кандидатов нарушает принцип равенства всех кандидатов. Он превращает выборы в состязание кошельков, а не идей и программ»…

Всё это, конечно, буря в стакане воды, а «индивидуальные избирательные фонды» — просто хохма местного значения. После исчезновения бизнесмена Анатолия Красовского не думаю, что кто-то из состоятельных белорусов ещё раз рискнёт здоровьем профинансировать политических оппонентов А.Лукашенко. Да и предполагаемые либеральные послабления белорусского выборного зконодательства вызывают большие сомнения.  Достаточно послушать самого президента, чтобы убедиться в том, что ничего революционного он, по сути, и не обещает. На встрече с Л.Ермошиной президент особо подчеркнул, что выборы должны пройти в рамках белорусской Конституции и тех законов, которые сегодня существуют. «Если только мы отступим от Конституции, будь то по требованию Европы, Америки, восточных соседей или еще кого-то, значит, мы будем подвергать сомнению сам документ», — отметил А.Лукашенко. «Нас тоже критиковали за это, но мы стойко и мужественно действовали в рамках нашей Конституции. Конституция — это святое, поэтому будем проводить наши выборы в рамках нашей Конституции, в рамках тех законов, которые сегодня существуют», — заявил он. Так и хочется задать пару встречных вопросов президенту: А как же подписание документов по участию Беларуси в ОДКБ и Коллективных силах оперативного реагирования? Не подвергает ли он тем самым сомнению божественную святость нашей Великой Конституции? Правда, президент тут же делает небольшую оговорку, обращённую скорее к Европе: «Если в рамках этих законов можно сделать наибольший либеральный климат (а мы имеем опыт), мы с вами должны это сделать, чтобы нас опять же не упрекали в том, что мы узурпировали власть, что тут диктатура и мы проводим выборы так, как надо нам. Этого быть не должно. Поэтому я сторонник самых либеральных выборов».

Стремление президента впервые за пятнадцать лет провести в стране действительно свободные либеральные выборы, конечно, похвально, и его можно всячески приветствовать. Только я готов держать пари с кем угодно — эта очередная игра в «либеральные» выборы закончится ровно с тем же результатом, что и все предыдущие.  Ставлю на кон что хотите, за исключением разве что своей бессмертной души, утверждая: в Беларуси на местных выборах 2010 года не пройдёт ни один кандидат от оппозиции (максимальный допуск – 1-2 человека по всей стране в одном-двух сельских советах).  С той же степенью уверенности называю следующий результат: на президентских выборах 2011 года при явке не менее 75% от общего числа избирателей, порядка 82-85% от проголосовавших отдадут свои голоса кандидату на пост президента РБ А.Г.Лукашенко.  Ну как, забьёмся?  Могу предложить и третье условие: уверен, что вся белорусская оппозиция без исключения в едином порыве примет участие как в местных выборах, так и в президентских. Объясняя своё участие в игре исключительно благими намерениями – желанием достучаться до каждой двери, донести до каждого избирателя свою программу и т.д., и т.п. А потом всё повторится сначала – подсчёт голосов, «ошеломляющая» победа переизбранного президента, митинги на Октябрьской площади, массовый «хапун» демонстрантов, суды, посадки, протесты возмущённой европейской общественности… Удасться ли нам хоть когда-нибудь разорвать этот порочный круг? Не знаю… Судя по итогам прошедших недавно в России региональных выборов, случится это ещё очень не скоро. А пока, как пел когда-то незабвенный Фредди Меркьюри — The show must go on…

Как вам новость?
Головоломки