"Интерфакс": "Не дотянули"

27.10.2009 17:48
Архив Редакция

Элитный российский авиалайнер разбился неподалеку от аэропорта Минска

Элитный российский авиалайнер разбился неподалеку от аэропорта Минска. Среди жертв катастрофы президент авиакомпании «С-Эйр», которой принадлежал самолет.

Самолет ВАе-125-800 с бортовым номером RA-02807, следовавший из Москвы, потерпел катастрофу при заходе на посадку неподалеку от Минска. Как сообщил агентству «Интерфакс-Запад» представитель авиационных властей Белоруссии, элитный лайнер бизнес-класса следовал из российского аэропорта «Внуково» в национальный аэропорт «Минск-2».

По не выясненной пока причине самолет не сумел зайти на посадку с первого раза и попытался приземлиться, сделав круг над аэропортом. «Внезапно лайнер пропал с радаров», — сказал собеседник агентства. Вот как позднее описал хронологию произошедшего директор департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Вадим Мельник: «В 21:14 пилоты самолета вышли на связь с диспетчером, самолет шел значительно правее курса. По команде диспетчера борт был отправлен на второй круг. При повторном заходе на посадку выяснилось, что в районе 2 км удаления от взлетно-посадочной полосы он начал уходить влево, после чего связь с самолетом прекратилась». При этом Мельник уточнил, что при уходе на второй круг пилот доложил диспетчеру, что с самолетом все в порядке.

Как рассказали «Интерфаксу» в Росавиации, обломки авиалайнера и человеческие останки были обнаружены около полуночи в 3-4 километрах от аэропорта.

Свидетелями падения лайнера стали жители расположенной вблизи аэропорта деревни Драчково Смолевичского района Минской области. Как объяснили «Интерфаксу» в департаменте авиации министерства транспорта Белоруссии, жертв и разрушений на земле нет, так как воздушное судно упало в лесную чащу.

В авиационном департаменте также отмечают слаженность и оперативность действий спасательных служб аэропорта и МЧС Белоруссии. «Возникший в результате катастрофы пожар на земле был локализован и потушен, несмотря на сложные погодные условия», — сказал собеседник агентства. Впрочем, помочь никому из пассажиров злополучного рейса все равно уже было нельзя — выжить никому не удалось.

По предварительным данным, на борту находились пять человек. Это президент авиакомпании «С-Эйр» Марат Ромашкин, его охранник и три члена экипажа: командир воздушного судна Александр Самойлов, второй пилот Сергей Снимщиков и борт-проводник Олеся Латутина. Третий пассажир, согласно данным Росавиации, на посадку не явился.

Останки всех погибших доставлены в одно из медицинских учреждений в Боровлянах (Минский район), сообщили агентству «Интерфакс-Запад» в Транспортной прокуратуре Белоруссии. «Предстоит идентифицировать тела, — рассказали в прокуратуре. — У нас есть списочный состав летчиков и пассажиров, но необходимо заключение экспертов, что погибли именно те, кто находится в списке».

Между тем, одной из основных причин катастрофы пока считаются плохие метеоусловия. Представитель администрации аэропорта Минска сообщил «Интерфаксу» по телефону, что в аэропорту, где при заходе на посадку разбился самолет ВАе-125-800, была сильная дымка, видимость в районе взлетно-посадочной полосы составляла не более 1,5 км. «Погодные условия можно назвать сложными, но не настолько, чтобы уводить самолеты на другие аэродромы», — сказал собеседник агентства. Он добавил, что сильная дымка была в районе аэропорта в течение всего вечера.

Схожего мнения придерживаются и в Минтрансе России. Источники в ведомстве сообщили, что, очевидно, в условиях слабой мороси, дымки и умеренного ветра экипаж не справился с заходом на посадку и ушел на повторный заход. При повторном заходе самолет задел деревья, затем столкнулся с землей и загорелся.

Впрочем, говоря о погодных условиях, в которых ВАе-125-800 заходил на посадку, директор авиационного департамента белорусского Минтранса Мельник сообщил, что «видимость в это время была более 2 км, высота нижней области — 60 метров». Минимум для данного аэропорта — 30 метров на 350. То есть, по словам Мельника, погода была в два раза «выше» существующего минимума, что позволяло успешно посадить самолет. В подтверждение своих слов он сказал, что в те минуты, когда произошла катастрофа, в минском национальном аэропорту успешно сели два других борта, в том числе из Москвы.

Вероятно, пролить свет на причины трагедии помогут автоматические устройства записи переговоров экипажа. Один из «черных ящиков» упавшего лайнера уже обнаружен, сообщил журналистам позднее все тот же Вадим Мельник. «Один из бортовых самописцев найден. Будем искать второй, резервный самописец», — сказал он.

По словам чиновника, о предварительных версиях катастрофы говорить «пока сложно». Версии могут быть самыми разными. Все они будут проверяться, сказал Мельник. В том числе, по его словам, «будет проверено количество топлива, находившегося на борту, его соответствие качественным параметрам».

Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, говорят в свою очередь в Транспортной прокуратуре Белоруссии. Причиной крушения, считают здесь, мог стать выход за пределы координат, заданных экипажу с земли. «По предварительным данным, воздушное судно при заходе на посадку не вписалось в заданные координаты», — сообщили агентству «Интерфакс-Запад» в транспортной прокуратуре.

В то же время, как сообщили Interfax-Russia.ru в Росавиации, пилоты разбившегося лайнера имели опыт управления данной маркой самолетов. Так, командир потерпевшего бедствие ВАе-125-800 Александр Самойлов имел почти 12 тысяч часов общего налета, в том числе 1,5 тысячи ночью. В ноябре 2007 года Самойлов переучивался на управление ВАе-125 в Великобритании, после чего успел налетать на этом самолете 725 часов.

Его помощник, второй пилот Сергей Снимщиков имел более скромные данные — в 2006 году перевелся в гражданскую авиацию из военной. Общий налет на пассажирских самолетах у него составил 825 часов. Он, как и Самойлов, в феврале 2007 года проходил специальное обучение на управление ВАе-125.

Так или иначе, окончательные выводы о причинах ЧП сделает специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета, которую возглавил начальник отдела расследований авиационных происшествий МАК Борис Горюнов. В ближайшее время члены комиссии вылетят на место происшествия. Ожидается, что позднее в комиссию войдут представители американо-британской компании — производителя самолета.

Пресс-служба Минтранса добавляет, что в ходе телефонного разговора утром во вторник министры транспорта РФ и Белоруссии Игорь Левитин и Иван Щерба договорились о взаимодействии авиационных властей в выяснении всех обстоятельств и причин ЧП. Вместе с тем, Росавиация и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта РФ намерены провести внеочередную проверку летной работы и состояния безопасности полетов в авиакомпании, которой принадлежал упавший самолет.

Отметим, что «С-Эйр» — небольшая, ориентированная главным образом на бизнес-клиентов компания. Согласно информации на ее официальном сайте, она выполняет чартерные рейсы маломестными самолетами по индивидуальным заказам, а также заявкам корпораций, госучреждений и частных структур. В парке авиакомпании 10 воздушных судов, базирующихся в аэропорту «Внуково».

Группа «С-Эйр» основана в 2004 году на базе авиакомпании «С-Эйр Сервис» и организованного ею ЗАО «Авиакомпания «С-Эйр». Согласно информации базы данных «СПАРК» по состоянию на 11 сентября 2008 года, 100% акций компании находились в собственности ее президента Марата Ромашкина.

Если говорить о самом самолете BAE-125-800, то это скоростной реактивный пассажирский самолет, который используется на аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой. Воздушное судно предназначено для перелетов на расстояние не более 5 тыс. километров, рассчитано на перевозку восьми пассажиров, разработано для бизнес-авиации. С 1962 года было произведено 763 таких машины.

Как уточнили Interfax-Russia.ru в Росавиации, воздушное судно с бортовым номером RA 02807 было произведено в 1987 году, последнее техобслуживание проводилось в сертифицированном сервисном центре TAG Farnborough Engineering Ltd. (UK) 14 мая этого года. В авиапарке «С-Эйр» судно находилось всего около полутора лет.

Обозреватель Максим Кирчатов, «Интерфакс».

Как вам новость?
Головоломки