"Завтра твоей страны": "Кто или что может стать брендом Беларуси?"

28.10.2009 13:11
Архив Редакция

У каждой страны есть своя “визитная карточка”. У Франции — Эйфелева башня, у Англии — Трафальгарская площадь, у Чехии — Карлов мост

У каждой страны есть своя “визитная карточка”. У Франции — Эйфелева башня, у Англии — Трафальгарская площадь, у Чехии — Карлов мост, у России – Кремль. Немцы гордятся Альбертом Эйнштейном, шведы – Нобелем и Цельсием. Морцарт, Шуберт и Штраус прославили Австрию. А что или кто является символом Беларуси, брендом нашей страны, выясняет «Завтра твоей страны».

«Полонез Огинского»

— Символ страны – это то, что должно говорить о Беларуси не только самим белорусам, но и тем, кто живет за ее пределами, — считает политолог Александр Федута. – Это не может быть конкретное лицо, потому что кто-то его, возможно, и знает, но оно ему несимпатично, чуждо.

Символом страны, по мнению политолога, не может быть и текст, потому что он написан на определенном языке и адресован только части мира.

— Единственный универсальный язык – это язык музыки, — говорит Александр Федута. — Есть такое музыкальное произведение, написанное белорусом, которое знают и в Беларуси, и за пределами нашей страны, которое понятно всем. Оно печальное, как судьба нашей страны и светлое, как ее будущее. Это «Полонез Огинского» под названием «Прощание с Родиной»

Александр Федута убежден, что на самом деле ничего не надо выдумывать. История дала нам «Полонез Огинского» как символ абсолютно мирный и понятный.

Александр Лукашенко

Директор турфирмы «Вокруг света» Марина Кондрашова говорит, что сегодня по узнаваемости за рубежом никто из белорусов не может тягаться с президентом.

— Его знают все, — отмечает Марина Кондрашова. – Наши партнеры, обычные посетители всевозможных выставок. Тем, с кем мы начинаем работать, не приходится объяснять, что эта за страна такая Беларусь. Достаточно сказать «Александр Лукашенко», и собеседник понимает, о какой стране идет речь.

Зубр

— Если говорить о символе Беларуси как страны для путешествий, то им мог бы стать зубр, — считает директор турфирмы «Вокруг света». — Символ нашей девственной и уникальной природы. Более 90 процентов территории нашей страны – это разнообразная растительность, а леса составляют 1/3 всего зеленого покрова страны. То, что мы сохранили зубра – одного из самых древних животных современной фауны и самого крупного зверя в Европе, не может не вызывать гордость. А если учесть, что более 10 процентов мирового поголовья зубров живет в Беловежской пуще, то, как говорится, не надо символ придумывать.

Марк Шагал

— Безусловно, символом Беларуси мог бы стать и величайший художник мира Марк Шагал, — считает Марина Кондрашова. — Нам надо только более активно напоминать о том, что он родился в Беларуси, что в Витебске есть Дом-музей Шагала. К слову, наша экскурсия «По местам Марка Шагала» очень популярна у зарубежных туристов.

Еўфрасіння Полацкая

Старшыня грамадскага аб’яднання «Згуртаванне беларусаў свету «Бацькаўшчына» Алена Макоўская прапаноўвае зрабіць брэндам Беларусі знакамітую праваслаўную святую:

— Я лічу: трэба мець вялікую мужнасць і моц духу, каб у вельмі патрыярхальным XII стагоддзі ісці насуперак волі бацькі, адмаўляючыся ад палітычна выгоднага для княства шлюбу, выбраць шлях служэння людзям, Радзіме, Богу. Еўфрасіння Полацкая — надзвычай адораная асоба, якая ўвасобіла рысы палітыка, грамадскага і рэлігійнага дзеяча. З яе меркаваннем лічыліся князі і іншы дзяржаўны люд. Пры ўсім гэтым ў яе не было палітычных амбіцый ці прагі да ўлады. Яе функцыя ў тагачасным грамадстве найперш гарманізуючая: яна аддавала свае сілы асвеце, гуманітарнай дзейнасці, пашырэнню хрысціянства, міру і згодзе на нашых землях. Больш за тое — яна сама стала стваральніцай яшчэ аднаго брэнда Беларусі – Крыжа Еўфрасінні Полацкай, які па сёння з’яўляецца святыняй для беларускіх вернікаў і вялікай культурнай каштоўнасцю нашай краіны.

Францыск Скарына

— Мінула больш, за 500 гадоў, але ніхто і ніколі не аспрэчваў унёсак у сусветную культуру беларускага першадрукара, — кажа старшыня Саюза беларускіх пісьменнікаў Алесь Пашкевіч. – Гэта быў пяты прыклад перакладу Бібліі на мову народа.

Францыск Скарына распачаў сваю выдавецкую дзейнасць дзеля асветы свайго народа. І стаў вядомы на ўвесь свет. Ён – сімвал нашай краіны, брэнд, калі хочаце.

Беларуская мова і колер

— Напэўна, брэндам, сімвалам краіны павінна стаць штосьці знакавае, аднаметнае, як егіпетскія піраміды альбо Эйфелевая вежа, — разважае Алесь Пашкевіч. — Альбо матэрыяльнае, як Мерсэдес ці Бэнтлі. На жаль, Беларусь гэтым пахваліцца не можа. Бо васілёк, бусел, рамонак ці бульба растуць і жывуць не толькі ў Беларусі.

Мае пошукі сімвала засяроджваюцца на тым, што адрознівае Беларусь ад іншых краін свету. Таму хачу прапанаваць брэндам нацыянальную мову і каларыстыку.

Беларусь заўсёды існавала пад бел-чырвона-белым колерам. Колерам, які ўжо трэцяе тысячагоддзе знаходзіцца на службе ў Хрыста. На ўрачыстым аддзенні і Патрыярха Усея Русі, і Філарэта Мінскага і Слуцкага ёсць бел-чырвона-белыя ленціі.

Беларус

— Разважаючы пра брэнд Беларусі, я б не ўзяўся ацэньваць у сусветным маштабе, — кажа рэдактар партала “Будзьма разам” www.budzma.org Cевярын Квяткоўскі. – Наша краіна на палітычнай мапе адносна новая, таму лепш гаварыць пра Цэнтральна-Еўрапейскі регіён, дзе Беларусь рэальна ведаюць.

Мне здаецца, што самы галоўны брэнд Беларусі – сам беларус, які, калі мае рукі-ногі сам усяго, што трэба, дамагаецца. Мне здаецца, што беларус – гэта такі цэнтральнаеўрапейскі швед. Нам кажуць: загана, што мы такія дысцыплінаваныя, бо праз гэтую памяркоўнасць маем аўтакратыю на нашай тэрыторыі. Але мне падаецца, што самадысцыпліна, адказнасць, ахайнасць у побыце, больш руплівае стаўленне да працы гуляюць на карысць беларусам. І з усіх нашых усходніх суседзяў, у беларусаў найбольш шанцаў вярнуцца ў Еўропу, дзе мы і былі. Таму галоўны брэнд Беларусі – беларус.

Толерантность

— Беларусь очень удобно расположена, на пересечении Востока и Запада. Это тоже можно использовать, особенно вкупе с пиаром нашего национального характера – толерантности, терпимости, гостеприимства, — считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. – Национальный характер белорусов – тоже бренд. Но, к сожалению, потенциал пиара, создания образа страны ограничен. В правительстве не понимают, что это такое и этим не занимаются. Нет в стране единой команды, которая бы работала над созданием бренда. А лицо Беларуси в виде трактора «Беларус», МАЗа, БелаЗа и девушек с караваем попахивает нафталином и едва ли соответствует современным стандартам.

Настойка “Беловежская”

— Когда едешь за границу, то, как правило, в подарок везешь настойку «Беловежскую», — говорит известный минский ресторатор, владелец кафе «Upteka» Роман Бодров. – Это прекрасный белорусский бренд, национальный колоритный напиток, узнаваемый всеми. В каждой стране мы можем найти определенный символ: в Италии и во Франции – вино, в Дании – джин, в Англии – виски, в Японии – саке. Хороший напиток объединяет не только людей за столом, но и народы. Хороший напиток может быть и хорошим брендом.

Белорусский спорт

Руководитель исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что визитной карточкой нашей страны, ее позитивным образом могли бы стать и спортсмены.

— Сегодня большой спорт – это не только личные достижения. Олимпийские чемпионы – это гордость страны, — говорит экономист. – Во всем мире люди гораздо более активно реагируют на спортивные достижения, чем на любые другие, например, экономические. Думаю, что многие знают шестикратного олимпийского чемпиона Виталия Щербо, но не всем известно, что он родился и состоялся как спортсмен в Беларуси. И таких именитых спортсменов, за которых не стыдно и которые известны во всем мире, много.

Оценка “Завтра твоей страны”

— У Беларуси, на мой взгляд, узнаваемого бренда нет (и никогда не было), поэтому ни у кого из опрашиваемых «Завтра твоей страны» и не было одинаковых ответов на этот вопрос, — оценивает редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК. — Но если очень надо, то бренд нужно придумать, по мере сил культивировать и разносить по свету. Все наши привычные образы в данном случае не годятся. “Бульба”, васильки, тракторы, Лукашенко, Слуцкие пояса, аисты, зубры — все это только для внутреннего употребления.

Те страны, которым, как и нам, к началу XXI века так и не удалось обзавестись стопроцентно узнаваемым брендом, пошли другим путем. Например, Швейцария — это часы, банки, шоколад, сыр. А какой, скажите, бренд у Латвии — кстати, гораздо более шикарной туристической дестинации, чем Беларусь? Не найдя четкого ответа на этот вопрос, латвийские имиджмейкеры долгое время пропагандировали Латвию как «страну, которая поет». Красивый вербальный образ и чистая правда — в Латвии потрясающее хоровое пение. Но это обстоятельство так и прошло бы незамеченным для иностранцев, если бы латвийское правительство не вложило в раскрутку слогана деньги.

Наш будущий бренд — это тоже придуманный образ-слоган. Например: «Беларусь — тоже Европа!». І контекст имеется, и художники, обладающие юмором, думаю, смогут предложить массу подходящих визуальных образов.

— Бренд не бывает чем-то однозначным, одним словом или предметом. Бренд – это представление, направленное на получение лояльности у определенной аудитории, — поясняет директор по развитию коммуникационного агентства «АРС Коммюникейшнз» Роман КОСТИЦЫН. — Если говорить о бренде Беларуси на международной арене, то я бы взял за основу историческое предназначение Беларуси как центра объединения культур, финансовых потоков, религий. Такая концепция, на мой взгляд, объединяет сейчас все необходимые потребности Беларуси на международной арене. А именно: потребность в культурном обмене, в инвестициях, в общественном согласии.

Кроме того, Беларусь – это транзитная точка объединения: потоки из Европы идут на Восток и наоборот. Это и есть основа бренда Беларуси. Сюда люди должны приезжать, здесь они должны встречаться, здесь должно проходить огромное количество бизнес-конференций.

Из вышеперечисленных мне наиболее близки предложения сделать брендом самого белоруса, его национальные черты. Только я бы, скорее, назвал не толерантность, а другое, на мой взгляд, более ёмкое слово, характеризующее белоруса – «лагоднасць». Толерантность – понятие, которому легко можно дать некий политический оттенок. А «лагоднасць» – это та замечательная черта белоруса, которая должна лечь в основу представления страны за ее пределами. И уже дальше технологическими способами этот бренд должен быть качественно преподнесен внешним аудиториям.

Мария Ковальчук, «Завтра твоей страны».

Как вам новость?
Головоломки