Киевская Русь: перезагрузка

09.11.2009 03:42
Архив Редакция

Перспектива России в этой связи — получить то ли внутренне консолидированного, но дружественного украинско-белорусского соседа, то ли очередной «санитарный кордон».

«Весь мир увидел, насколько российскому президенту не хватает элементарного воспитания. Мне не хочется использовать острых эпитетов, но насколько это низко, примитивно и унизительно, в первую очередь, для самого Медведева, поскольку европейские политики так себя никогда не ведут. По этому поводу я хочу напомнить, как в коротком интервью украинским журналистам белорусский президент Александр Лукашенко с восторгом рассказывал о выступлении Ющенко на саммите в Кишиневе. Он сказал, что это был «хит дня». Может быть, Виктор Андреевич когда-нибудь расскажет, что же было в этом выступлении «за закрытыми дверьми», от которого пришел белорусский президент пришел в восторг, а этот московский неуч — российский президент — так себя повел. Такое отношение к Ющенко демонстрирует и такое же отношение ко всей Украине, но, в первую, очередь, это была демонстрация собственного бессилия, немощи и невоспитанности». Эти слова принадлежат депутату ВР Украины от партии НУ-НС Ярославу Кендзьору. Так в интервью изданию ForUm он отреагировал на демонстративное поведение российского президента Медведева, который на последнем Совете глав государств СНГ в Кишиневе принципиально «не нашел времени» для общения со своим украинским коллегой, и даже попытался не подать ему руки при встрече. Впрочем, благодаря настойчивости Ющенко, «историческое» рукопожатие президентов-антагонистов тогда все же состоялось… Тем не менее, уже сам этот факт красноречиво свидетельствует о том, что накануне очередных президентских выборов в Украине, официальные отношения между Москвой и Киевом окончательно зашли в тупик, и из обычной дипломатии превратились в настоящую «холодную войну» двух соседних славянских народов.

Масла в огонь периодически подливают российские генералы. Так, например, начальник ГРУ Генштаба ВС России Александр Шляхтуров на днях заявил, что Грузия, как и до конфликта с Россией, продолжает получать военную помощь от стран НАТО, Израиля и Украины. По его словам, украинцы поставляют Грузии танки и средства ПВО, пусть и «не по государственной линии, но не без ведома и покровительства высшего украинского руководства», что свидетельствует «о вероломстве и двурушничестве украинских властей». В том же духе высказался и другой высокопоставленный источник Генштаба РФ, пожелавший остаться неизвестным, цитирую: «Высшее руководство Украины, в том числе президент Ющенко, публично заявляют о решимости развивать отношения дружбы и стратегического партнерства с Россией, а в тайне от нее направляют в Грузию тяжелое оружие и военную технику. Тем самым украинское руководство прямо толкает неуправляемый грузинский режим на новые военные авантюры на Кавказе, чреватые новыми человеческими жертвами и резкой дестабилизацией обстановки в регионе». И это только небольшая часть претензий России к Украине, сюда можно добавить «антироссийский курс» украинской внешней и внутренней политики, стремление официального Киева в Евросоюз и НАТО, газовые проблемы, а также многое другое. Другими словами, извечный российский принцип: «Кто не под нами — тот против нас» на примере Украины особенно очевиден. А потому благополучно завершившийся двухдневный визит 5-6 ноября А.Лукашенко в Украину даже на фоне эпидемии «свиного» гриппа выглядит событием достаточно экстраординарным. С точки зрения России, конечно. Например, президент так называемого «Ливадийского клуба» Игорь Шатров высказался по этому поводу не очень дипломатично, назвав этот визит президента Беларуси — «жесткой антироссийской провокацией Батьки»…

Не менее ревностно отнеслись к едва наметившемуся сближению Беларуси с Украиной и основные московские СМИ, включая TV, стараясь визит президента Беларуси в Киев или вовсе проигнорировать, или придать ему явную «антироссийскую» окраску. На что А.Лукашенко поспешил сразу же отреагировать. «Если кому-то не очень понравится, что мы с вами встречаемся, то это его проблемы», — заявил он перед началом переговоров в Киеве, а завершил их еще более конкретным пассажем: «Наши отношения — Беларуси и Украины — в последнее время напрягают некоторых руководителей в отдельных государствах. Я не имею в виду только Россию…» Интересно, а почему белорусско-украинские отношения вообще должны кого-то напрягать? В конце концов, Беларусь, как и любое другое государство, может иметь собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами Москвы, или кого бы то ни было. Что же касается непосредственно Украины, то я почти готов согласиться с мнением политолога российского Центра восточноевропейских исследований Андрея Окары. В одном из интернет-обсуждений визита Лукашенко в Украину он написал: «…Пройдет совсем немного времени, и, вместе с трансформацией политических режимов, изменится и взаимовосприятие в украинско-белорусских отношениях: элита Беларуси будет считать своим главным союзником не Польшу, не Литву и не Россию, а именно Украину… Перспектива России в этой связи — получить в среднесрочном будущем на западном и юго-западном направлениях то ли внутренне консолидированного, но дружественного украинско-белорусского соседа, то ли очередной «санитарный кордон». Альтернатива — дружественный консолидированный сосед, либо «санитарный кордон» — зависит прежде всего от политики российского руководства…» Кто знает, возможно, в этом прогнозе есть свой резон. Хотя уже и теперь Украина постепенно становится одним из самых главных торговых партнеров Беларуси.

Так, в октябре этого года первый вице-премьер Беларуси В.Семашко констатировал, что за последние годы торгово-экономические отношения двух стран развивались очень динамично, и в 2008 году взаимный товарооборот достиг $5 млрд. «В этом году ситуация похуже, мы идем примерно по графику 2007 года и несколько выше. Думаю, что по итогам 2009 года товарооборот будет свыше $3 млрд. Этот показатель существенно лучше в сравнении с другими странами», — сказал он. Конечно, о настоящей политической и экономической консолидации Беларуси и Украины говорить пока еще слишком рано, но завершившийся визит Лукашенко безусловно является шагом в этом направлении. Хотя и несколько запоздалым. Достаточно вспомнить, что последний официальный визит белорусского президента в Украину состоялся аж 12 (!) лет тому назад, а неофициально А.Лукашенко посещал Киев (не Украину вообще) лишь в 2004 году, причем приехал он тогда вместе с Путиным, чтобы на пару с ним поддержать на президентских выборах кремлевского протеже В. Януковича … Но как быстро, однако, меняются времена. Прошло всего пять лет, и тема украинской «оранжевой чумы» для А.Лукашенко перестала быть актуальной, а В.Янукович на сей раз вообще не появился на горизонте. Впрочем, на качестве белорусско-украинских переговоров это ничуть не отразилось. В первый же день пребывания в Киеве президент Беларуси побывал в гостях у своего коллеги Виктора Ющенко. По результатам переговоров главы государств Украины и Беларуси приняли Совместное коммюнике с далеко идущими планами, помимо этого они почтили память жертв Голодомора, возложили цветы к Могиле неизвестного солдата и посадили кусты калины… Не менее теплым у белорусского лидера оказалось и rendez-vous с премьер-министром Ю.Тимошенко. «Мое сердце в Украине, это очень близкая нам страна и мы, также, близкие народы… Я чувствую, что здесь окружает теплая аура, и чувствую себя, как дома», — сказал он ей при встрече. А потом, как настоящий галантный рыцарь посочувствовал даме: «У вас очень сложные, трудные времена и я всякий раз, когда смотрю на вас, в основном — по телевизору, на эту бедную женщину навалилось столько проблем, и она среди мужиков воюет со всеми. Хочу просто пожелать, чтобы вы невредимой и здоровой вышли из этого побоища…»

На второй день визита А.Лукашенко совершил поездку в Ивано-Франковскую область на западе Украины, где отмечена наибольшая заболеваемость «свиным» гриппом. В этот регион была также доставлена белорусская гуманитарная помощь — груз расходных медицинских материалов, остро необходимых для преодоления пика заболеваемости (надо полагать, у нас таких материалов хватает с избытком). В связи с чем президент В.Ющенко заметил: «Своим приездом мы даем хороший пример — не надо создавать ажиотаж. Вон, президент Беларуси приехал с сыном (!?). Каждая страна справиться с этим, по сути, ординарным заболеванием, с этой проблемой. Вся ситуация надуманна, создана искусственно. Из всего этого надо извлечь правильные уроки…» Там же, в Ивано-Франковске оба лидера подвели окончательные итоги своих переговоров. По их словам, все самые сложные вопросы были обсуждены, а «узлы разрублены». В первую очередь поставлена точка в вопросе с государственной границе и даже анонсированы следующие шаги — соглашение по реадмиссии и совместное обустройство пограничных и таможенных пунктов. Причем, этот проект Беларусь и Украина собираются реализовать в рамках Восточного партнерства — уже в декабре месяце он в числе других будет представлен в Брюсселе. Напомню о самой проблеме. Договор о госгранице Украина и Беларусь подписали еще в 1997 году, при этом Украина договор ратифицировала, а наша страна тянула с ним до самого последнего времени. В Минске ратификацию увязывали с другим документом — Договором об урегулировании финансовых обязательств Украины перед Беларусью. Дело в том, что украинский долг (сначала называлась цифра в $228 млн, потом $135 млн, затем 80, 60 млн., и т.д.) образовался еще с советских времен, и почти 20 лет Киев и Минск никак не могли договориться о погашении задолженности, что, в свою очередь, мешало ратификации пограничного договора. И вот этот многолетний спор, наконец, разрешился. В итоге Киев согласился на сумму в $50 миллионов «с копейками», одобрив вариант погашения украинского долга через поставки в Беларусь украинской электроэнергии по преференциальному тарифу.

Для Беларуси это крайне выгодно, и не только в связи с льготными ценами на электричество. До конца года в соседней с нами Литве должна быть закрыта Игналинская АЭС, в результате чего Вильнюсу придется закупать значительные объемы электроэнергии за границей. Получив дешевые киловатты из Украины, Минск сможет перепродавать их Литве, но уже по европейским ценам. Впрочем, одной только энергетикой результаты визита А.Лукашенко в Украину отнюдь не исчерпываются. Наряду с важными общегосударственными договорами был подписан еще целый ряд документов: соглашение между Кабинетами министров двух стран о выездной ярмарочной торговле в пограничном районе; соглашение между Львовской облгосадминистрацией и Минским облисполкомом о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве; соглашение об установлении побратимских отношений между городами Чернигов и Гомель. В ходе визита также состоялась церемония открытия центра белорусского языка и культуры в Киевском национальном университете им. Т.Шевченко и памятного камня на месте будущего памятника Владимиру Короткевичу, который учился в КНУ. Кроме того, А.Лукашенко было присвоено звание почетного доктора Киевского университета, а также прошла его встреча с членами ученого совета КНУ. Таким образом, выражаясь современным языком, произошла настоящая «перезагрузка» белорусско-украинских отношений. При благоприятном стечении обстоятельств для Беларуси это может иметь стратегическое значение, ибо тесное сотрудничество с Украиной дает Минску уникальный шанс резко снизить белорусскую зависимость от поставок российской нефти. Что особенно актуально на фоне маниакального стремления Кремля перенаправить нефте- и газотрубопроводы в обход как Украины, так и Беларуси (пример — БТС-2).

В данном случае речь прежде всего идет об использовании нефтепровода «Одесса-Броды» для перекачки каспийской нефти для нужд белорусских НПЗ. Судя по всему, А.Лукашенко к такому повороту событий вполне готов, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Стоит только договориться Беларуси и Украине, и конфигурация экономических и политических отношений в этом регионе изменится,- сказал он.- Это крайне выгодно белорусам, а еще выгоднее украинцам. И возможности для этого есть». Теоретически и практически такие возвожности действительно имеются. Как известно, идея проекта строительства Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск возникла еще в середине 90-х годов, но до конца так и не была реализована. Входящая в его состав труба «Одесса — Броды» позволяет прокачивать сырую нефть в направлении западной границы Украины, а оттуда — на нефтеперерабатывающие заводы Европы и западной Украины. В идеале это способствовало бы повышению конкуренции на нефтяном европейском рынке, а также укреплению Украины в статусе ключевой транзитной страны в Европе… В 2002-2004 годах были созданы необходимые условия для запуска если не всего «коридора», то, по меньшей мере, нефтепровода «Одесса — Броды». Однако Россия, не желая терять статус монопольного поставщика нефти в Европу, руками своих лоббистов в Украине фактически заблокировала этот проект, развернув движение нефти в обратном направлении и интегрировав нефтепровод в свою нефтетранспортную систему. В итоге, с осени 2004 г. нефтепровод «Одесса — Броды» используется в реверсном режиме для прокачки российской нефти в черноморские порты. После избрания президентом В.Ющенко, украинское руководство заявило о необходимости вернуться к первоначальному, аверсному варианту работы «Одесса — Броды», что абсолютно логично. Ключевыми поставщиками нефти для маршрута «Одесса — Броды» должны стать Казахстан и Азербайджан. И если Астана высказывала определенные сомнения в рациональности своего участия в данном проекте, то Баку практически сразу заверил партнеров в готовности к нему присоединиться. Президент Азербайджана И.Алиев неоднократно утверждал, что нефть в Каспийском регионе в будущем будут добывать в больших количествах, поэтому ее вполне хватит и для снабжения трубопровода «Одесса — Броды». В год Украина могла бы получать порядка 40 млн тонн каспийской нефти, что для украинских НПЗ явно избыточно. Но, учитывая, что от трубопровода «Одесса-Броды» целых три трубы идут в Беларусь, до 20-25 млн тонн мы могли бы переправлять в страны Балтии, а значительную часть нефти перерабатывать на своих НПЗ в Мозыре и Новополоцке…

Так что это как раз тот редкий случай, когда белорусский и украинский интересы взаимно пересекаются. Кроме того, согласие Лукашенко на решение всех пограничных вопросов для Ющенко — настоящий подарок перед выборами. Ощутимых внешнеполитических успехов за годы его правления не так уж много, а желание вступить в НАТО у Киева до сих пор остается преобладающим. Что даже формально невозможно в том случае, если у Украины останутся нерешенными ее пограничные проблемы. Теперь, на исходе своего президентства, у Ющенко появилась редкая возможность решить этот вопрос хотя бы в отношении границы с Беларусью. Ради этого он вполне может пойти на уступки А.Лукашенко в вопросах транзита электроэнергии и нефтепродуктов. По крайне мере определенная готовность к этому в Киеве имеется. О чем свидетельствует, например, принятие по итогам переговоров украинско-белорусского специального коммюнике о развитии совместных мероприятий с целью увеличения объемов транзита нефти, газа и электроэнергии через территории двух стран. Соответствующие переговоры министерства энергетики Украины и Беларуси проведут уже в нынешнем году. Предполагается также, что в 2010 году состоится украинско-белорусский экономический форум под эгидой глав двух государств, а до конца текущего года — очередное двухстороннее заседание комиссии по сотрудничеству в сфере науки и технологий. По мнению некоторых аналитиков, если белорусские и украинские политики сумеют грамотно разыграть энергетическую карту, они смогут не только ослабить давление Москвы на свои страны, но и полностью переформатировать «Восточное партнерство». Сейчас этот европейский проект многие недооценивают, указывая на мизерность его бюджета, необязательность решений, отсутствие коллективного руководящего органа и т.д. А ведь это фактически первый интеграционный проект на постсоветском пространстве, инициированный не Россией, а Европейским Союзом. Который при желании в любой момент может найти реальные деньги на его дальнейшее развитие. По некоторым данным, такое желание имеется, по крайней мере отдельные достаточно мощные европейские страны, такие как Германия или Швеция, готовы инвестировать в него в него реальные средства.

Само собой разумеется, что все это пока — лишь красивые планы. На нашем веку у руководства Беларуси случались планы и куда более грандиозные. К сожалению (а иногда и к радости для нас), большинство из них оказались реализованными только на бумаге. А потому совсем не исключено, что белорусско-украинскую «консолидацию» в итоге постигнет судьба «союзного государства» Беларуси и России. Особенно если учесть, что пути нашего президента неисповедимы, а сам он не всегда бывает склонен строго следовать ранее принятым обязательствам. Во всяком случае недостатка в скептиках в отношении нового белорусско-украинского энергетического проекта не наблюдается. Один из них, директор украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» В.Фесенко в этой связи заметил: «Визитом в Украину Лукашенко демонстрирует две вещи. Не секрет, что он воспринимает Украину как некоего посредника в контактах с Евросоюзом. И хочет показать Москве, что если на него будут давить (скажем, в вопросах энергоносителей), то он начнет искать себе других партнеров. Другое дело, что Лукашенко не совсем верно представляет себе степень влияния Ющенко в Украине. Александр Григорьевич просто не может представить себе, что у президента страны могут быть ограниченные полномочия. Ездит он по одной простой «схеме». Сначала встречается с Ющенко, который воодушевлен идеей совместного газотранспортного концерна. После чего неизменно отправляется на встречи с Путиным и Медведевым, где эти мифические договоренности помогают ему добиваться каких-то уступок в переговорах с Кремлем. Скажем, в цене на газ или условиях торгового сотрудничества. А Украина, как всегда, остается с носом». Примерно того же мнения придерживается и один из кандидатов в украинские президенты С.Тигипко, который уверен — новая украинская политика в отношении Беларуси вообще продиктована извне. Он пояснил, что в последнее время Запад реализует новый проект по ослаблению влияния России на постсоветском пространстве — за счет отрыва от нее традиционных союзников и, в первую очередь, Беларуси. Именно поэтому А.Лукашенко так неожиданно легко простили отсутствие гражданских свобод в стране, репрессии против оппозиционеров и даже вытеснение западных компаний из белорусской экономики. В свою очередь Ющенко в этой игре отведена роль посредника в налаживании контактов с Лукашенко, с которым западные лидеры предпочитают лично не встречаться. «Зачем это Лукашенко — понятно. Он торгуется со всеми и пытается играть на противоречиях Москвы и Запада. Но польза от такой «дружбы» для Украины, по меньшей мере, сомнительна», — заявил Тигипко.

Так что по большому счету в наших отношениях с Украиной пока ничего не ясно. В конечном итоге все будет зависеть от того, кто персонально в этой стране победит на будущих президентских выборах. Но уже сейчас можно смело утверждать — борьба там будет не на жизнь, а, в буквальном смысле, на смерть. Слишком уж велики ставки, в том числе и для нас с вами. Последний визит А.Лукашенко в Украину показал, что в этой «игре» Беларусь принимает самое непосредственное участие. Пока белорусский президент сыграл с украинцами партию с условным названием: «враг моего врага — мой друг». При этом прекрасно понимая, что в большой политике настоящих друзей не может быть в принципе. Но в политике ради какой-то определенной цели, как написал когда-то К.Маркс, «можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не он тебя». Что ж, поживем — увидим… До сих пор провести А.Лукашенко не удавалось еще никому.

Как вам новость?
Головоломки