"Независимая газета": "Ритуально-таможенный союз"

01.12.2009 10:48
Архив Редакция

Бумажное соглашение не гарантирует от возникновения торговых конфликтов

Судьбоносное соглашение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, подписанное в субботу главами трех государств, не устранило фундаментальных противоречий между странами-участниками. Интересы Москвы и Минска по-прежнему прямо противоположны в отношении поставок ключевых товаров — нефти, газа, продовольствия, автомобилей и сельскохозяйственной техники. Между тем для России участие в новом союзе, по мнению экспертов, означает фактическую отмену ранее достигнутых договоренностей по условиям присоединения ко Всемирной торговой организации (ВТО).

Стороны одобрили договор о Таможенном кодексе, который вступит в силу с 1 июля 2010 года, а также приняли единый таможенный тариф, который, как отметил вице-премьер Игорь Шувалов, на 92% основан на существующих российских пошлинах.

При этом участники не скупились в представлении выгод, которые несет Таможенный союз его участникам. В частности, грядущие материальные блага успел подсчитать президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Общий эффект от создания Таможенного союза составляет 400 миллиардов долларов для России и 16 миллиардов — для Белоруссии и Казахстана», — отметил он. Впрочем, остались нерешенные проблемы: белорусские власти рассчитывают на полное снятие торговых барьеров, что позволит восстановить экспорт в Россию, сократившийся в этом году более чем на 40%. А Игорь Шувалов отметил, что сильно волнующий белорусское руководство вопрос об отмене введенной с начала 2007 года пошлины на ввоз в Белоруссию российской нефти, так и не был решен. Его попытаются урегулировать в первом полугодии 2010 года.

Между тем опрошенные «НГ» эксперты как в России, так и в Белоруссии, которую новое соглашение затрагивает в большей степени, настроены довольны скептично. По их мнению, перечислять «подводные камни», которыми чревато создание трехстороннего Таможенного союза, довольно сложно ввиду их многочисленности. Однако есть несколько главных препятствий, решения которых до сих пор не предложено.

«На мой взгляд, никаких «подводных камней» нет по той простой причине, что никакой договоренности о создании реального Таможенного союза нет, — уверен президент научно-исследовательского центра МISES Ярослав Романчук (Минск). — Стороны как были, так и остались на прямо противоположных позициях в отношении ключевых товаров. Для РФ это нефть и газ, для Белоруссии — продовольствие, его доступ на внутренний рынок, автомобили, то есть товары, которые являются чувствительными для Минска». То, что львиную часть противоречий снять не удалось, не особо скрывается даже на официальном уровне, отмечает эксперт. «Стороны сами отметили, что до 1 июля они должны определить размеры пошлин по 400 подобным чувствительным позициям, а последние декларации ничем не отличаются от ранее озвученных, — говорит Романчук. — Я не вижу никаких принципиальных отличий между ранее подписанными соглашениями, декларациями и т.д. Так что и в этом случае можно отметить лишь смысловую пустоту. Это похоже на ритуальные танцы сторонников интеграции.

Количество торговых войн не уменьшается, а растет, и как могут три протекционистские страны прийти к единому знаменателю, непонятно до сих пор».

По мнению белорусского аналитика, президент Александр Лукашенко наверняка будет использовать вопрос нефти и газа, поскольку в Таможенном союзе не может быть внутренних пошлин, тем более экспортных. То же самое — в отношении допуска белорусских товаров на российский рынок, прежде всего продовольственных. И то и другое — вполне логично, раз уж страны подписались под соответствующими документами. Но в ответ РФ будет говорить о жестких ограничениях и недопуске российских товаров на белорусский рынок, о невозможности участия в белорусских тендерах и т.д. — и тоже будет права. «Вряд ли можно будет ждать громких конфликтов до 1 июля 2010 года, но потом — наверняка, если решения не будут перенесены еще на полгода, год и т.д., — отмечает Романчук. — Учитывая политическую ситуацию, Лукашенко сложно будет решиться на то, чтобы пустить российские товары на белорусский рынок, иначе около 80% производства в Белоруссии просто остановится. То же самое — по поводу импорта автомобилей: если вводить российские таможенные пошлины, то около 20 тысяч рабочих мест будут ликвидированы. Наши люди не знают, что такое Таможенный союз, но когда им говорят, что за растаможку придется платить на 3-5 тысяч евро больше, этот факт действует на них куда более сильно, чем любое заклинание». Очевидно, что Лукашенко был бы готов обменять эти потери на нефтяные или газовые привилегии, но вопрос — пойдет ли на это Россия. Между тем вопрос о пошлинах также не решен, хотя бизнес уже говорил о проблемах, которые могут возникнуть уже перед российским автопромом (см. «НГ» от 13.11.09).

«Можно говорить сколько угодно о возможных потерях, но главное, что трудно не заметить бревна, — поясняет, в свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Одного большого бревна, которое если вдарит, то мало не покажется, — это перспектива вступления в ВТО. Если мы становимся единой таможенной территорией, то это фактически означает, что все договоренности, которые были достигнуты Россией, надо будет пересматривать с учетом того, что Москва теперь в Таможенном союзе еще с двумя странами». И никакие последующие отговорки по поводу «самостоятельного» вступления никакой роли играть уже не будут: «с учетом того, что союз оформился юридически, «самим» вступить не получится».

Гарантии от новых торговых войн последнее соглашение также не дает, полагает Николаев. «У нас Россельхознадзор давно превратился в оружие урегулирования, мягко говоря, внешнеэкономических отношений, — продолжает аналитик. — И если захотят, то по той же сельхозпродукции могут запретить все что угодно, найдя кучу претензий».

Как считает консультант департамента Due Diligence компании НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский, приоритетные задачи таможенно-тарифной политики у всех стран разные. «Для России характерна высокая фискальная роль таможенных пошлин, а также защита своих производителей, — перечисляет он. — Казахстан и Белоруссия также пытаются защитить своих производителей, учитывая интересы потребителей, но фискальная составляющая при утверждении тарифов не так высока. Отсюда и сложности, которые могут встретить страны, переходя на единый таможенный тариф».

В свою очередь, первый вице-президент — исполнительный директор компании «Сумма Капитал» Марат Шайдаев предупреждает о том, что, если Россия вступит в союз на невыгодных условиях, не обеспечив защиту интересов отечественного производителя, участники российского рынка не смогут выдержать конкуренции. «Основная задача для российской стороны — создание условий, обеспечивающих защиту интересов отечественного производителя, — полагает эксперт. — Система согласований конкретных тарифных позиций, таких как квотирование, сертифицирование и т.д., займет не меньше двух лет. Важно, чтобы в процессе согласования единого тарифа не было слишком много исключений».

Сергей Куликов, «Независимая газета».

Как вам новость?
Головоломки