Deutsche Welle: "Таможенный союз — синица в руке или журавль в небе?"

03.12.2009 10:49
Архив Редакция

Подписание соглашений о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана не сняло вопросов по поводу эффективности данного образования

Подписание соглашений о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана 27 ноября не сняло вопросов по поводу эффективности данного образования. Что выиграет и что проиграет Беларусь от создания нового союза?

Подписание в Минске 27 ноября пакета соглашений о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана не избавило от вопросов по поводу эффективности данного образования. Ведь минусы нового образования для Беларуси видны уже сейчас, а какие плюсы появятся — толком не известно.

Разбежка интересов

Понятно, что в Таможенном союзе без политики не обходится. Как отмечает политолог Андрей Федоров, очевидно, что с решением своих экономических проблем, Россия хочет сохранить свое политическое влияние в Беларуси и Казахстане. Однако в данном случае превалируют экономические интересы. Причем у каждой страны — свои.

Сценарий развития межгосударственного проекта таков: 18 декабря 2009 года в Алмате стороны принимают план совместных действий по созданию единого экономического пространства, с 1 января 2010 года — создают Таможенный союз, с 1 июля 2010 года — объединяют таможни. То есть с будущего года начинает действовать единый таможенный тариф.

Он выгоден России, так как сделает российские товары конкурентными на рынках Беларуси и Казахстана по сравнению с товарами третьих стран. В рамках данной процедуры Беларусь вводит заградительные ставки таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей юридическими лицами, повысив их до уровня российских. В результате, с января иномарки в Беларуси подорожают на 30 процентов.

Авторынок «замерзнет»

Такое новаторство, безусловно, сразу же отразится на автобизнесе. Как признается председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич, некоторые автодилеры уже сейчас еле сводят концы с концами. Повышение же пошлин будет для них «контрольным выстрелом».

И хоть из-за повышения пошлин, в конечном итоге, раскошеливаться придется автолюбителям, из-за Таможенного союза рынок автомобилей зимой в Беларуси может «заморозиться». По прогнозам Сергея Михневича, вероятно в декабре будут приостановлены все акции по распродажам автомобилей и дилеры будут продавать свои машины по более высоким ценам в течение ближайших месяцев в ожидании 1 июля. Ведь остается какой-то шанс, что после этой даты пошлины для юридических и физических лиц сравняются.

Летние надежды

Однако с будущим летом связывают свои надежды и чаяния не только автомобилисты. После образования с 1 июля 2010 г. единой таможенной территории должно последовать создание единого экономического пространства (ЕЭП). При этом Беларусь рассчитывает на равные цены на энергоносители на территории Таможенного союза.

Как отмечается в сообщении пресс-службы белорусского президента, в рамках ЕЭП будут действовать общий энергетический рынок, обеспечены равные условия работы субъектов хозяйствования, сформировано единое транспортное пространство.

Выглядят такие планы весьма заманчиво. Только вот если уровень роста цен на иномарки с 1 января понятен, то перспективные тарифы на энергоносители пока неизвестны. И это порождает сомнения в выгодности Таможенного союза.

Энергетические сомнения

Как отмечает экс-глава Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич, если только Россия откажется от взыскания экспортных пошлин с Беларуси по сырой нефти, которые сегодня составляют 270-280 долларов за тонну, то это будет большая выгода для Беларуси. Но будет ли это, Станислав Богданкевич судить не берется.

Аналогичные надежды можно питать и по поводу снижения цен на газ. Однако, подчеркивает Богданкевич, по этим ключевым для Беларуси вопросам решения пока не приняты. А без энергетических уступок новое образование будет мало чем отличаться от таможенного союза и ЕЭП, которые когда-то уже создавались в рамках Союза Беларуси и России.

В поисках консенсуса

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук также видит сходство новых интеграционных инициатив с предыдущими и считает, что протекционизм каждой из сторон ведет к девальвации отношений. И в таких условиях, по словам Романчука, говорить про выгоду для Беларуси нет смысла, равно, как и для России, которая тоже не надеется до чего-то договориться.

«Россия не впускает в Таможенный союз нефть и газ, а именно эти товары нужны Беларуси по внутрироссийским ценам», — отмечает экономист. По его словам, Беларусь также не собирается снимать нетарифные ограничения на продовольственные и непродовольственные товары. А именно этого добивается Россия.

Отношения же Беларуси и Казахстана не связаны большим товарооборотом, а потому, уверен эксперт, они могли бы развиваться и без Таможенного союза. Так что пока межгосударственные образования на постсоветском пространстве выявляют общую проблему — отсутствие взаимовыгодных решений.

Андрей Алехнович, белорусская служба Deutsche Welle.

Как вам новость?