Лампочка на каске Командора

17.12.2009 02:49
Архив Редакция

Отношение РПЦ к прекрасной половине человечества довольно противоречиво.

 

«…Мужчина, который не пьет, уже сделал для своей семьи все, что мог»

Из женских высказываний на одном из форумов.

Подводя итоги уходящего года, не могу не констатировать, что «за отчетный период» я и все мы слишком уж увлеклись всякой разной политикой и непростительно мало внимания уделяли женщинам. А ведь женщины в блоге присутствуют, они очень активны, хорошо образованы, умны, эрудированы, и по праву представляют лучшую часть нашего виртуального сообщества. Кроме того, женщины в блоге, как и в жизни вообще, заметно очеловечивают мужскую компанию, своим терпением и корректностью смягчая наши грубые неотесанные нравы. Я думаю, это такая светско-советская традиция — вспоминать о женщинах один раз в году, по весне. Хотя, на мой взгляд, приближающееся Рождество Христово в несравнимо большей степени можно назвать женским праздником, чем то же 8 Марта, не говоря уже о прочих «женских днях» новейшего времени. Надо признать, религиозные организации, как правило, проводят более системную и последовательную «женскую политику», нежели власть гражданская, которая озабочена не столько духовным состоянием подведомственного ей общества, сколько идеологическим обеспечением предстоящих выборов. К примеру, Русская православная церковь женщинам всегда уделяла повышенное внимание, призывая их стать «главными хранительницами христианских нравственных ценностей в семье и обществе». Именно об этом говорил патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 декабря на открытии первого Всероссийского форума православных женщин в Москве, призвав прихожанок РПЦ к сознательной активности на общественном поприще: «Необходимо активное участие женщин во всех сферах общественной жизни. …Церковь, отечество, не побоюсь сказать — весь мир ожидает активных действий верующих женщин».

Но при этом патриарх в очередной раз подтвердил, что консервативное, традиционное отношение к женщинам РПЦ пересматривать не намерена. В этой связи он заметил: «Но одновременно роль женщины как жены и матери, хранительницы очага, ни при каких условиях не может быть реформирована. …Счастье женщины, прежде всего — быть супругой и матерью. Если наше общество не научится поддерживать эту роль женщины, у него нет будущего. Женщина, какой ее замыслил Создатель, далека от неразумного мужеподобия…» Присутствующие делегатки встретили выступление Патриарха с великим воодушевлением, а их, надо отметить, было немало. На первый Всероссийский форум православных женщин, который прошел в начале декабря в храме Христа Спасителя и почему-то остался совершенно незамеченным, собрались более 1300 делегаток от 200 женских православных организаций. По официальной версии, сами женские общественные организации и обратились к патриарху с идеей провести подобное мероприятие, потому как роль и положение женщин в современном обществе вызывает у них очень серьезные опасения. Православная публицистка Олеся Николаева, например, особо удручена образом женщины, созданным в настоящее время на ТВ и в других средствах массовой информации. Вот что она сказала по этому поводу в своем интервью, опубликованном на сайте газеты домового храма при МГУ «Татьянин день»: «Если судить о современной женщине по телепередачам, то это — существо агрессивное, алчное, примитивное, относящееся к противоположному полу как к столь же тупому быдлу, падкому на лесть, «бабки» и всякие дамские «цацки». По ее словам, «непереносимая пошлость и этих домохозяек-хлопотушек с их «ванишем», и железных бизнес-вумен со стальным блеском в глазах, неподвижной маской и походкой Командора въелась в нашу жизнь». «Посмотрите любое ток-шоу с участием женщин, любой сериал — там непременно окажутся дамы или остервенело-агрессивные, или апатично-безучастные, что, по сути, скрывает (или выдает) одно и то же: жалкое существо, влачащееся по праху земному, бесчувственное к мистической подоплеке жизни и обуреваемое лишь собственными неудовлетворенными инстинктами и болезненным самолюбием», — утверждает О.Николаева.

Между тем, считает она, женщина создана для того, чтобы украшать жизнь, делать мир более утонченным, изящным, эстетичным: «Недаром она сама так любит всякие украшения, подробности, нюансы и так хочет быть красивой. Она как раз призвана смягчать мужскую жесткость, веселить суровость, разряжать напряженность, утешать печаль, просветлять сумерки уныния. Недаром в русских сказках образ Василисы Премудрой или Елены Прекрасной явлен нам со звездой во лбу: «А во лбу звезда горит»»… Все это так, но, к сожалению, современная женщина, по крайней мере на просторах СНГ, пока вынуждена не столько «веселить, разряжать и просветлять сумерки», сколько банально вкалывать на производстве, часто даже «за себя и за того парня». Этот прискорбный факт был вынужден признать и патриарх Кирилл. Вот только некоторые фрагмены из его выступления: «Огромно влияние женщин в нашей системе образования. Подавляющее большинство и школьных учителей, и вузовских преподавателей — это женщины. Сегодня работники образовательной сферы — это целое сословие, которое нуждается в особом попечении, так как именно от него, от его нравственного состояния зависит будущее наших детей, а значит будущее всей страны. … В наше время большинство медицинских работников — женщины. Им часто приходится трудиться в условиях материального недостатка, тяжелых физических и психологических нагрузок. То свидетельство веры, любви и милосердия, которое несут православные врачи, медсестры, социальные работницы, особенно драгоценно». Патриарх, правда, запамятовал другие массовые «женские» профессии, куда менее «благородные», без которых не одна только наша «очень легенькая» промышленность немедленно накроется медным тазом… Так что у современной женщины «звезда во лбу» может и горит, но, глядя со стороны она сильно напоминает лампочку на каске у шахтера…

Не случайно патриарх Кирилл тут же делает оговорку: «Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных…» В целом нельзя не заметить, что отношение РПЦ к прекрасной половине человечества довольно-таки противоречиво. С одной стороны, как сказал патриарх, «сегодня женщины по-прежнему составляют большинство паствы Русской православной церкви», а значит просто проигнорировать и «не заметить» их нельзя по определению. Кроме того, ни для кого не секрет, что женщины — это самая массовая и надежная часть электората, не склонная к переменам и всегда голосующая в пользу существующей власти. Да и демографическую проблему без женщин разрешить никак не получится… Но, с другой стороны, наши глубоко патриархальное общество и не менее патриархальная церковь пусть пока мягко, но в то же время очень настойчиво и последовательно пытаются указать женщине ее «истинное» место в обществе и определить рамки «женского» поведения, выходить за которые ей строго не рекомендуется. Очень показателен в этом отношении совсем недавний пример, настоящий дипломатический скандал, который разразился между РПЦ и крупнейшей протестантской церковью Западной Европы — Евангелической лютеранской церковью Германии. Причина: главой германских лютеран избрана женщина. Что, по мнению православных иерархов, противоречит основополагающим евангельским принципам. Для тех, кто не в курсе, поясню — 28 октября на 11-м синоде Евангелической лютеранской церкви Германии, объединяющей около 24 миллиона протестантов и более 20 лютеранских и реформатских церквей, большинством голосов духовным главой была избрана епископ из Ганновера Маргот Кессман. Ей 51 год, разведена, имеет четырех дочерей.

Главные мировые конфессии на это событие никак не отреагировали (говорят, даже мусульмане не возмутились, заявив: «На все воля Аллаха!»), а вот для РПЦ, не признающей женское священство в принципе, это стало настоящим оскорблением. Так, в письме главы Отдела внешних церковных связей МП архиепископа Волоколамского Илариона новоизбранной главе ЕЦГ, в частности говорится: «Несмотря на то, что мы и ранее не признавали наличие священства в протестантских общинах, а следовательно, не признавали их «Церквами» в нашем понимании этого слова, мы вели диалог с некоторыми из них в формате «Церковь-Церковь». Однако, ныне ситуация изменилась, и женщина стала главой Евангелической церкви в Германии. А это уже ставит принципиальный вопрос о возможности продолжения диалога в указанном формате». По словам архиепископа, такое избрание свидетельствует о том, что, несмотря на 50-летний диалог с православием, «другая сторона идет по пути, драматически усугубляющему различия между нашими традициями». «Мы не можем к тому же не учитывать мнение наших верующих, а для них встречи и собеседования с Церковью, главой которой избрана женщина, являются абсолютно неприемлемыми», — сказано в письме. Архиепископ также добавил: «Я сожалею о том, что юбилей нашего диалога, принесшего столь много добрых плодов в прошлом, стал одновременно и концом этого диалога в том формате, в каком он существовал на протяжении полувека». По мнению специалистов, прекращение диалога и возможный разрыв дипломатических отношений между немецкими христианами и православными России может привести к крупнейшему за последние годы межхристианскому конфликту. А один из известных правозащитников России, исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев прокомментировал это событие так: «Если люди верят в Христа, то какая разница, кто будет проповедовать — мужчина или женщина? РПЦ все больше сдвигается в область идеологического радикализма, тогда как западные христиане адаптируются в современном мире, где права мужчины и женщины равны».

Очевидный сдвиг в сторону «идеологического радикализма» РПЦ всеми силами старается сгладить, но стоит только взглянуть на содержание большинства православных сайтов, чтобы убедиться — дело обстоит именно так. Вот один из образчиков, опубликованный на вполне легальном православном сайте, автор — иерей Николай Кокурин (священник, рукоположенный РПЦ). Приведу текст полностью, с сохранением стиля: «Итак, за что я ратую, о чем печалюсь? 1) Да будут уничтожена вся косметика; золотые украшения; открытые, облегающие и прозрачные одежды; салоны «красоты», цирюльни и т.п. предметы и заведения. 2) Женщинам категорически запретить участвовать в политических движениях и публичных СМИ. Даже если, как ей кажется, она способна сказать, сделать, написать это лучше. А если имеет что сказать по-существу, пусть говорит мужу, отцу, брату, соседу, с их позволения, чтобы он это вынес на обсуждение. 3) Родившая женщина должна заниматься только ребенком, лет до десяти, получая при этом ежемесячно от государства 10 000 рублей (на сегодняшний день — 01.09.2006), если соблюдает целомудрие, т.е. не красится, не оголяет себя перед другими мужчинами, не курит и т.д. Для этого назначается экспертизионная слежка. 4) Но лучше, если женщина вовсе не будет работать. В этом случае государство должно предоставить мужчине рабочее место с достойным заработком. 5) Женщина ни в коем случае не должна повышать голос на мужа, указывать ему свысока, как бы ей ни казалось, что он не прав или пьян вдрыбаган. Но да выкажет смирение и покорность, дабы муж, проспавшись и подумав, восхитился терпению жены. Ибо женщина первой упала (в Раю), женщине первой и вставать. 6) Так же и мужчины не должны одеваться так, чтобы женщина, увидев их в окно дома, авто или телевизора пожелала его. Пиджаки — в костер, халаты на плечи! Бриться строго запрещается, ибо это естественная чадра мужчин, разве что подравнивать ради причастия. 7) В театрах, кино и пр. женщина, если ей позволяет супруг или, если такового нет, ближайший ответственный за нее мужчина (отец, брат), да выступает в чадре и оба пола да играют без эмоций, без обниманий, целований, постельных сцен и т.д. (См. например «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки, приблизительно так, хотя и требуются доработки). Должно быть имплицитно понятно когда «герои» должны по сюжету нарушить Божий Закон своим прелюбодеянием, который иногда именуют Священным Словом — ЛЮБОВЬ. 8) Школы срочно разделить на мужские и женские. Девочкам пусть преподают женщины, мальчикам мужчины. Классическая гимназия. 9) Но до этого, вероятно, нужна Религиозная Революция в стране и мире. Переворот Ума в мировом масштабе. Чем мы, в принципе и займемся, начав этот разговор. Присоединяйтесь, мужи-воины, под хоругви Поста и Молитвы!»

Вы мне можете возразить, мол, мало ли чего насочиняет отдельно взятый эксцентричный поп, в Интернете и не такое пишут. Так-то оно так, но иерей Кокурин — не просто безликий анонимный лузер, и «проповедует» он не только в виртуальном пространстве, но, в первую очередь, в своем вполне реальном приходе. Конечно, самой пастве решать — следовать странностям мышления своего пастыря, или нет, но таких Кокуриных в РПЦ (и в БПЦ тоже) с каждым годом становится все больше, и они все сильнее пытаются влиять на общественное сознание, собирая народ «под хоругви Поста и Молитвы». Так и до «православного шариата» докатиться недолго. Кстати сказать, отдельные пункты Декларации, принятой на первом Всероссийском форуме православных женщих, тоже не могут не настораживать. Складывается такое ощущение, что РПЦ откровенно начинает диктовать свои условия государству, причем делает она это все более настойчиво. Повнимательнее присмотритесь к этим формулировкам. Итак, участницы форума считают необходимым: «Создание механизмов влияния и продвижения православных женщин в представительных органах власти разного уровня, чтобы политические решения …принимались с их учетом»; «Предоставить право на самоопределение в вопросах религиозного воспитания детей в образовательных учреждениях: право на выбор государственной или негосударственной школы, право на изучение по свободному выбору своей религиозной культуры, право на выходные по великим церковным праздникам, право не обучаться у педагогов, пропагандирующих несовместимые с православным вероисповеданием взгляды и убеждения»; «Предоставить право на защиту семьи от чрезмерного вмешательства государства в ее мировоззренческом самоопределении»; «Создание проектов, выступающих против стереотипов общества потребления, транслирующихся через СМИ…» и т.д. В общем, ничего нового — руководство РПЦ в очередной раз использовало православных женщин в качестве безотказного инструмента в борьбе за власть, а все те средневековые предрассудки, которые до сих пор существуют в православии (в обычной жизни их не меньше) в отношении «слабого пола» (включая «ритуальную нечистоту» женщин) какими были, такими и остались.

Впрочем, кое-что все же изменилось. Не прошло и двух недель после женского православного форума, как все тот же архиеписком Волоколамский Илларион вдруг выступил с по-настоящему «революционным» заявлением. Он призвал паству и церковнослужителей «с пониманием относиться к женщинам, пришедшим в храм в брюках». Он считает неправильным, когда приходящих в храм девушек в брюках и молодых людей в неформальной одежде «встречают окрики и ругань» вместо понимания и сочувствия (?!). Архиепископ Илларион назвал такое отношение к приходящим в храм «болезнью, с которой надо бороться», заметив, что женские брючные костюмы производятся и на Западе, и в России уже более 80 лет, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя. «Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье», — уверен глава ОВЦС. И это очень похоже на правду. Более того, я сильно сомневаюсь, что там, где все мы рано или поздно окажемся, «специальная небесная гендерная служба» будет сортировать нас по половому признаку. Как мне кажется, употребление слова «пол» применительно к человеческой душе абсолютно не корректно. Хотя, если мне не изменяет память, швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг придерживался другой точки зрения. Он утверждал, что душа человека вообще имеет противоположный пол. И целостность личности обретается только в том случае, когда человек воссоединяется со своей душой в одно целое. Где и когда наступает эта гармония? Возможно, в семье. Или еще где-нибудь, далеко за пределами этого бренного мира. Да и зачем человеку знать то, что ему знать не положено? Только я почему-то уверен в одном — церковь к этому процессу не имеет ни малейшего отношения…









Как вам новость?