Белорусские «подснежники» для Кремля

04.01.2010 19:33
Архив Редакция

Прошедший год начался для белорусов внезапной девальвацией национальной валюты.

 

Прошедший год начался для белорусов внезапной девальвацией национальной валюты и закончился безрезультатно завершившимися 31 декабря в российской столице переговорами по условиям поставки нефти в Беларусь с 1 января 2010 года. Какими могут быть возможные последствия для Беларуси от «нефтяного демарша» Москвы и каковы дальнейшие перспективы политики Лукашенко?

На этот и некоторые другие вопросы журналиста белорусского издания Euramost Виктора Козака отвечает политический обозреватель Роман Яковлевский.

Как Вы думаете, насколько неожиданным стал провал переговоров в Москве по поставкам нефти?

— Это, смотря для кого. Если построчно воспроизвести сказанное 30 декабря на пресс-конференции Лукашенко на эту тему, то очевидна была жесткая неуступчивость, которую он намеренно адресовал Кремлю. Правда, сегодня не все решается в Кремле. Надо помнить и о московском Белом доме, посланец которого вице-премьер Сечин, якобы, накануне Нового года посетил Минск. Официальной информации на этот счет я не встречал. Зато было бы странным, если бы этот нефтегазовый кардинал не встречался в Москве, может быть, где-то в других местах, с посланцами, напоминавшими «подснежники», из Минска. Ведь сказал Лукашенко на своей последней встрече с представителями белорусских СМИ, что сегодня идет просто борьба, которую они не видят. Даже было сказано, что идет сражение за цену на газ и нефть. Так оно и есть.

Обращает на себя внимание, что не успели, как принято говорить, высохнуть чернила с подписями в документах о создании Таможенного союза, как в Минске стали давать понять, что предложенные Россией условия торговли нефтью в 2010 году делают такой союз для Беларуси бесперспективным. Насколько серьезными могут быть такие угрозы фактически ее выхода из Таможенного союза, провозглашенного президентами России, Казахстана и Беларуси?

— Я бы тут напомнил о вестях, пришедших недавно из Совбезов двух стран. Так, новый госсекретарь белорусского Совбеза Леонид Мальцев, после встречи со своим президентом, заявил о начале разработки новой концепции национальной безопасности Беларуси, где будут прописаны новые угрозы. Особенно в энергетической сфере. Понятно, что экс-министру обороны ведь надо что-то генерировать на новом месте работы. Кстати, перемещение генерала Мальцева из министерства обороны в Совбез нельзя назвать плановым или произведенным с подачи не президента страны. Просто рокировка руководителей двух структур показала существующий дефицит новых кадров. Не более того. Не планируется кадровое обновление и в руководстве МИД, о чем Лукашенко признался, выступая в здании Национальной библиотеки. А рассуждения о наличии «в верхах» некоей группы влияния младобелорусов представляются надуманными или, скорее всего, обыкновенным розыгрышем, лохотроном тех самых верхов, предназначенным, как для западных, так и для кремлевских наблюдателей.

Так вот, буквально вслед за заявлением госсекретаря Мальцева о концепции новых угроз, вечером 31 декабря, президент России Дмитрий Медведев провел неформальное заседание Совбеза страны, после чего продолжил неформальное общение с премьер-министром России Владимиром Путиным. Скорее всего, у них на предновогоднем столе был не праздничный торт, а своего рода белорусские «подснежники», появление которых требовавшее осмысления. Несмотря на уже выработанную привычку к неожиданностям от стратегического союзника, видимо, «подснежники» появились все же раньше, чем предполагалось.

Решимость белорусского правителя, с которой он выступает, порою, воспринимается просто угрожающе. Чиновники вдруг начали чувствовать, осознавать, что реэкспорт российской нефти и нефтепродуктов, получаемых на белорусских НПЗ из дешевой российской нефти и шедших на Запад уже по мировым ценам, прекращается. Очевидно, что для руководства Беларуси это может стать катастрофой. Поэтому, посылаемые в Москву угрозы выхода из Таможенного союза, другие угрозы, призваны стать сильнее исполнения. Тем не менее, все может быть.

Эта хроника предновогодних белорусско-российских происшествий может как-то повлиять на внутриполитическую ситуацию в Беларуси?

— Вполне предсказуемо, что отсутствие договоренности по нефти существенно повлияет на цену на бензин для белорусского потребителя. Ведь без дешевой российской нефти ее переработка на двух белорусских НПЗ в Мозыре и Новополоцке становится нерентабельной. И последствия этого будут куда значительнее для белорусских граждан, чем повышение пошлин на иномарки после вступления в Таможенный союз «трех».

Резкое падение доходов от белорусского экспорта нефтепродуктов в Европу неминуемо приведет к резкому падению уровня жизни населения Беларуси. В этом случае, я бы не стал снисходительно и предсказуемо говорить о поведении участников предстоящих в этом году выборов в местные органы власти и президента страны. ЦИК им напомнил, что предельный срок проведения президентских выборов назначен на февраль 2011 года.

Некоторые эксперты склонны ждать их старта и раньше. А генерировавшиеся до сих пор слухи, что, якобы, действующий президент может в них не участвовать, каких-либо серьезных оснований не имеют. В премьеры он точно не собирается. Да и статус национального лидера Лукашенко не нужен. Он им и так является. Похоже, эти слухи из той же песни про младобелорусов и их мифическую группу влияния. Пусть их потребители помучаются в догадках, фантазиях, гипотезах. Что касается появления «подснежников» в виде новых, до сих пор неизвестных, кандидатов в президенты Беларуси, то я бы полностью такого явления не исключал. Даже вопреки всем заверениям местного российского посла о поддержке только Лукашенко.

Если так и не получится «разрулить» нынешнюю ситуацию с ценами на российскую нефть, то можно ли тогда прогнозировать усиление интереса к возможным ее последствиям со стороны Запада?

— Все зависит от того смысла, который Вы вкладываете в своем вопросе в слово «интерес». На Западе, почти все политики дружно говорят о заинтересованности видеть Беларусь независимым, суверенным государством, а не частью другого государства. С некоторых пор, к слову «независимая» стали неотрывно добавлять слова: демократическая, европейская. Хотя, как это произошло с Беларусью в последние 15 лет, географическое положение страны еще совсем не предполагает принятия ею, вернее ее руководителями, тех или иных общепринятых ценностей, стандартов. Беларусь продолжает находиться в реликтовом Движении неприсоединения. Кстати, единственное в Европе государство. Вместе с тем, для объединенной Европы не может и не должна быть безразлична судьба 10-миллионной страны, расположенной в центре Европы. Особенно, для исторических соседей, членов и стремящихся в Евросоюз. Но стремления, желания развивать отношения должны носить обоюдный, взаимовыгодный характер. К сожалению, в действительности многое не так.

Как вы думаете, почему?

— Это только у бравых иностранных бизнесменов и их лоббистов существует уверенность, что можно удачно вести бизнес в стране, где только один строгий хозяин. Про законы, право они вспоминают только тогда, когда им делают больно. Лично у меня такое впечатление от недавнего скандала с литовскими бизнесменами, поверившими в белорусский бизнес-рай. Это фрагмент про бизнес.

А вот, как следует понимать поведение нового министра обороны Беларуси, которого ждали в Литве, а он оказался в Ливии? Приглашение литовского коллеги было фактически проигнорировано. Насколько известно, в Вильнюсе предполагалось обсудить и взаимовыгодные проекты. К примеру, по налаживанию транзита грузов в Афганистан. Беларусь, по секрету всему свету, но тайком от своих граждан, ведет переговоры на эту тему с НАТО. Очевидно, что в этом может оказать содействие и натовская Литва, которая очень заинтересована, в том числе и материально, в таком транзите. Однако, Минск предпочел более актуальным, важным для себя, послать в Ливию своего министра обороны. Кстати, в лучших традициях оборонного ведомства, официально сообщили об этом визите только по возвращению министра домой. Мотивы такого поведения известны только его командиру.

Странностей хватает и в сегодняшних отношениях с Польшей. Как только стала появляться информация о возможном визите в Польшу главы МИД Беларуси, снова стали прессовать непризнанный властями Союз поляков, приезжих ксензов, инициировать в государственных СМИ недружественные к Польше материалы. По некоторым данным, визит Мартынова откладывается на неопределенное время. Это в чем-то напоминает происшедший фальстарт в Варшаву главы президентской администрации Владимира Макея. По идее, эти сложности должен компенсировать объявленный визит в Минск польского вице-премьера Вальдемара Павляка.

Своих непредсказуемых сюжетов хватает и во взаимоотношениях Минска с Киевом, где продолжают наблюдать, как в белорусских властных органах неспешно, то ли совершают, то ли нет, внутригосударственные процедуры по запуску в жизнь подписанных двумя президентами документов. Неким моментом истины во взаимоотношениях Беларуси с Украиной может стать встреча глав МИД стран-участниц «Восточного партнерства» Беларуси, Украины и Азербайджана, намеченная на февраль. К тому времени уже натуральные «подснежники» появятся. И натуральные цены для Беларуси на российскую нефть. Не секрет, что за таким форматом партнерства внимательно наблюдают на Западе и в Москве.





Как вам новость?
Головоломки