Отмена лицензирования в строительной сфере России

18.01.2010 12:48
Архив Редакция

С 1 января 2010 года российский строительный рынок начинает функционировать по новым правилам. Отныне, любая фирма, желающая заниматься строительной деятельностью, должна вступить в сро  и получить допуск на проведение строительных работ.  

СРО (саморегулируемая организация), является некоммерческим объединением юридических лиц, лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, с целью контроля и регулирования профессиональной деятельности в определенной отрасли. Деятельность сро в строительстве  и других профессиональных сферах регламентируется Федеральным Законом о саморегулируемых организациях № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. 

Вместе  с тем строительные лицензии, ранее  полученные строительными фирмами, более не являются действительными, а усилия, потраченные на их приобретение – напрасны. Комитет Госдумы по собственности обосновывает отмену лицензирования в строительной сфере тем, что условия рыночной экономики требуют новаторского подхода к развитию отрасли, прежние стандарты сковывают развитие строительного сектора, занижают качественные показатели строительства и степень ответственности строительных организаций за возводимые объекты.  

Прежняя система лицензирования строительной деятельности предусматривала государственное управление и контроль в строительстве, осуществляемые многочисленными государственными органами и чиновниками, из которых реальной ответственности за отсутствие надлежащего контроля и надзора, не нес никто. Это подтвердили многочисленные факты произошедших обрушений. А также факты самоликвидации и исчезновения со строительного рынка сразу после завершения строительных работ на объекте лицензированных организаций. Таким образом, права потребителей услуг недобросовестных застройщиков не обеспечивались соответствующими гарантиями, не смотря на рост цен на объекты жилищного строительства. Выходом в такой ситуации могло стать лишь кардинальное изменение подхода к выбору строительных организаций, соответствующих всем требованиям стандартов безопасности, нормативным отраслевым актам и способных к полной ответственности за свои действия.  

Вступление в сро  призвано обеспечить качественный отбор участников рынка, благодаря передаче части государственных полномочий в сфере контроля и регулирования строительного рынка непосредственно членам СРО. При этом согласно Федеральному Закону, за нарушение стандартов и правил профессиональной деятельности, в отношении членов саморегулируемой организации предусмотрена имущественная и дисциплинарная ответственность перед потребителями. В частности, за нарушение стандартов сро строительные организации могут получить предупреждения либо предписание о необходимости исправления допущенных нарушений в ходе строительных работ или нарушений, выявленных в процессе эксплуатации объекта. За регулярные нарушения и безответственность члены сро могут рекомендовать фирму к отчислению из состава саморегулируемой организации.  

Выдвинутый  законопроект, привлекателен еще  и тем, что позволяет ввести единый стандарт для строительной деятельности, что в значительной мере облегчит процесс контроля над участниками рынка и, в свою очередь, повысит качество работ и услуг в строительной сфере. Таково мнение членов Комитета. 

Итак, преимущества замены системы лицензирования системой сро в строительстве очевидны. Однако, велика вероятность возникновения существенных проблем. Учитывая статистические данные по долям выполненных строительных работ в России, шестьдесят процентов работ от общего объема, выполнено малыми строительными организациями, остальные сорок, приходятся на крупные и средние строительные фирмы. На деле, вступить в сро мелким строительным организациям не выгодно, поскольку компенсационный взнос в саморегулируемую организацию слишком велик для бюджета небольших фирм. А значит, с введением сро можно ожидать монополизации строительного рынка крупными организациями.  

Дмитрий Аристов, руководитель инспекции по государственному строительному надзору, контролю и надзору в области долевого строительства обозначил еще одну возможную проблему. По его данным, в 2007 году около сорока процентов зданий возводились без соответствующих разрешительных документов. При ослаблении государственного контроля над строительной отраслью и при условии монополизации рынка есть смысл ожидать ухудшения, а не улучшения качественных показателей в области проектирования и строительства, поскольку контроль за исполнением произведенных работ будет осуществлять заинтересованная сторона. 

Как бы там ни было, а объективной реальностью остается тот факт, что с 1 января 2010 года осуществление любой строительной деятельности на территории Российской Федерации возможно только лишь при наличии допуска на проведение строительных работ. Получение такого допуска гарантирует только вступление в сро, а прежние строительные лицензии являются недействительными. Последствия перехода отрасли на саморегулируемое положение имеет ряд преимуществ и недостатков. Пойдут ли на пользу строительному сегменту экономики нововведения Комитета Госдумы, можно будет почувствовать уже в скором времени.

Как вам новость?
Головоломки