Афганское "приданое": этническая ситуация

22.12.2012 13:18
Архив Редакция

Представляем вашему вниманию первую часть аналитического обозрения белорусского политолога Андрея Поротникова, посвященного ситуации в Афганистане и отношению к ней лидеров ОДКБ.

19.12.2012 состоялся очередной саммит руководителей стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Одной из основных тем встречи стало положение в Афганистане в свете предстоящего вывода оттуда контингента войск ISAF. Мягко говоря, ситуация там уже незавидная, а будет еще хуже.

Вторжение американцев в Афганистан было продиктовано идеологическим моментом: священной войной против "Аль-Каиды". Сейчас ее отец-основатель Усама бен Ладен мертв, сама организация в значительной мере разгромлена. И дальнейшее пребывание США в этой стране, по сути, утрачивает смысл. Проблема талибов – по большому счету проблема внутриафганская и соседних стран. Талибан интересам США не угрожал и не будет иметь такой возможности в будущем чисто технически. Именно поэтому надо понимать, что слова о продолжении поддержки нынешнего кабульского режима после 2014 года не более чем слова: своих проблем хватает у Вашингтона и без Афганистана. Высока вероятность того, что режим Х. Карзая очень скоро рискует остаться один на один с талибами без сколь-либо значительной внешней поддержки.

Похоже, руководители стран ОДКБ не питают иллюзий относительно способности кабульского правительства удержать власть без западных штыков. Угроза превращения Афганистана в очаг дестабилизации всего региона рассматривается как более чем реальная. Афганская война вполне может вновь стать частью беларуской действительности: наша страна приняла на себя обязательства в обеспечении стабильности в регионе Центральной Азии, при этом характер и объем этих обязательств преимущественно скрыт от глаз общественности. Помимо того, в Беларуси в принципе мало известно об Афганистане.

Итак, какое же наследство после себя оставляют войска ISAF? И что так взволновало автократов СНГ, вынудив их оперативно договориться об усилении ОДКБ?

Как утверждают многие исследователи, одной из главных причин неудач военной миссии СССР в Афганистане являлся тот факт, что советское руководство не уделяло должного внимания этноконфессиональной ситуации в данной стране, руководствуясь лишь идеологическим фактором. В первую очередь следует подчеркнуть, что Афганистан не является и никогда не являлся моноэтническим государством: в Афганистане проживают представители различных народностей, и ни одна из них не является доминирующей в плане численности.

На сегодняшний день население страны составляет приблизительно 26 миллионов человек, из которых только 5,7 миллиона являются жителями городов, остальные же проживают в сельской местности.

Несмотря на войны и связанную с ними экономическую и гуманитарную нестабильность, население Афганистана неуклонно растет. Как утверждает Агентство по изучению населения (Population Reference Bureau), при сохранении текущих темпов роста к 2050 году количество жителей Афганистана должно составить около 82 миллионов человек. При этом рост населения касается всех этнических групп без исключения.

Если взглянуть на этническую карту Афганистана, то видно, что страна условно может быть разделена на две части: пуштунский юг и непуштунский север. Движение "Талибан" по сути дела является пуштунской националистической военной группировкой. Талибы в ходе продвижения на север, получая контроль над новыми непуштунскими территориями Афганистана, занимались их пуштунизацией, вылившейся в откровенный геноцид. Так, резня хазарейцев в 1998 и 2001 годах в Бамиане (в 1998 году было убито более 1000 человек, столько же в 2001 году) и обнаружение в районе Талукана массового захоронения убитых талибами таджиков и узбеков, среди которых было множество детей и женщин, свидетельствовали о широком применении политики этнических чисток. В случае с Бамианом, после захвата города талибы провели не только его "зачистку", но и устроили рейд по близлежащим селам: они убивали всех хазарейцев мужского пола старше 13 лет, не разбираясь в их причастности к обороне Бамиана.

В провинциях с преобладающим таджикским, узбекским и хазарейским населением лидеры движения "Талибан" пытались укрепить свою власть, переселяя пуштунов из других районов, предоставляя им лучшие земельные участки, различные льготы и пособия. Такие действия талибов были продиктованы желанием ассимилировать непуштунское население страны. Однако планам "Талибана" было не суждено сбыться не только из-за негативного отношения к пуштунским переселенцам коренного населения захваченных территорий, но и его строгих традиций, не позволяющих вступать в брак с представителями других народностей.

Это не могло не вызвать негативной реакции у непуштунского населения и только усилило его ненависть не только к "Талибану", но и к пуштунам в общем.

Таким образом, ассимиляция даже небольших групп непуштунского населения пуштунами практически исключена вне зависимости от региона страны. Все предположения зарубежных экспертов о том, что рано или поздно в Афганистане должна сформироваться "нация" в европейском понимании этого слова являются необоснованными. Некоторые западные исследователи уже употребляют термин "афганская нация", что в принципе не соответствует действительности, так как в данном государстве сохраняется племенное деление. Учитывая мизерное количество межнациональных браков, а также изолированность проживания этнических групп нельзя говорить о скором формировании единого "афганского народа", который будет выступать как неделимая нация.

Еще одним интересным моментом, касающимся изолированности популяций внутри афганского социума в силу географических, политических и культурных факторов, является вопрос генетической предрасположенности к ряду опасных инфекционных заболеваний.

Учитывая, что по традиции за невесту необходимо выплачивать калым, зачастую бедные слои населения, не имеющие возможности произвести такую выплату (а в теперешнем Афганистане таких людей абсолютное большинство, особенно в сельской местности), берут в жены двоюродных сестер, за которых калым выплачивать не нужно. К чему может привести подобное кровосмешение из поколения в поколение, тем более в границах далекой деревни, изолированной от внешнего мира (коих в Афганистане предостаточно), объяснять не стоит. Именно широкое распространение близкородственных браков является одной из причин (наряду с антисанитарией) распространенности полиомиелита в Афганистане. Однако в силу ложно понимаемых политкорректности и уважения культурного разнообразия обсуждение этой темы находится под негласным запретом в течение многих десятилетий.

Продолжение следует…

Афганское "приданое": этническая ситуацияАндрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog

Как вам новость?
Головоломки