Активация Голема

08.02.2010 10:45
Архив Редакция

Значение коллективного бессознательного потому и велико, что воздействие на человека происходит неосознанно. Соответственно, вывести человека из подобного заблуждения очень трудно.

Все почти с ума свихнулись —
Даже кто безумен был,
И тогда главврач Маргулис
Телевизор запретил.

Нет,
у нас «главврач» как раз-таки телевизор не запрещал. В нашем
богоугодном учреждении телевизор, наоборот, является основным
психотерапевтическим средством и смотреть его рекомендуется даже
буйным. Правда, не все каналы и передачи подряд, а только тщательно
отобранные и утвержденные администрацией клиники программы местного
больничного телевидения, которые исключительно полезно влияют на
психику пациентов, не раздражая ее всякими «бермудскими треугольниками»
и прочими негативными явлениями агрессивного внешнего мира. «Главврач»
у нас запретил Интернет, вернее,  даже не запретил, а «усовершенствовал
правила доступа» в глобальную Сеть, подписав соответствующий указ,
согласно которому «медицинский персонал» теперь получает право самому
определять — нужен данному конкретному пациенту персональный компьютер,
или нет, а также какие сайты больной может посещать без ущерба для
собственного здоровья. Глядя со стороны, с медицинской точки зрения это
решение может показаться совершенно правильным, потому как в целом
психическое состояние обитателей нашей клиники иногда вызывает самые
серьезные опасения. По крайней мере в этом нас настойчиво пытаются
убедить, в качестве неопровержимого доказательства стойкого
психического неблагополучия белорусов периодически публикуя результаты
официальных социологических опросов. Мне, например, на днях как-то
попался на глаза один из них, проведенный не так давно
Информационно-аналитическим центром при Администрации президента
Республики Беларусь. Если верить полученным данным, оказалось, что,
несмотря на финансовый кризис и всякие там сопутствующие ему
экономические, бытовые и прочие материальные  трудности, граждане
Беларуси своим существованием вполне довольны и твердо убеждены в том,
что наша страна «развивается в правильном направлении» (73,8% из
опрошенных)…

Большинство наших соотечественников (72,1%) также
утверждают, что нынешняя жизнь в Беларуси в целом их абсолютно
устраивает. Мало того, 62% опрошенных белорусов заявили, что и в
сегодняшних непростых условиях они «испытывают спокойствие, надежду,
уверенность, интерес, радость, воодушевление, чувство свободы (!?)», а
более 60% непоколебимо «уверены в завтрашнем дне». А уж как доверяют
белорусы властям, утверждают официальные социологи, то словами это
просто не передать. Лидером общественного доверия, как и всегда за
последние 15 лет, с большим отрывом от преследователей, продолжает
оставаться президент — около 80%, следом за ним, на почтительном
отдалении, идет Совет министров — 68,7%, затем парламент — 67%, и уже
после него местные органы власти — 59,5%… Сообщается, что данный
социологический мониторинг под названием: «Общественное мнение о
социально-политической ситуации в Республике Беларусь» был проведен ИАЦ
в конце 2009 года по республиканской выборке методом интервью «лицом к
лицу» во всех областных центрах страны, городе Минске, а также в ряде
районных городов и сельских населенных пунктов. Статистическая
погрешность при этом, якобы, не превышает 3%… Не буду ничего
утверждать насчет объективности очередного «социологического
мониторинга» (как и всех последующих), могу даже допустить, что люди,
опрашиваемые методом интервью «лицом к лицу» отвечали на поставленные
вопросы исключительно искренне и правдиво… Меня в данном случае
интересует другое. А именно — как много места в мышлении белорусов (и
не только) занимает  так называемое коллективное бессознательное, и
насколько сильно оно влияет на наши с вами поступки и умозаключения.

На
самом деле эта проблема очень серьезная, потому как давно известно —
помимо рационального индивидуального сознания и самосознания, а часто
даже вопреки ему, в любом обществе огромную роль играет еще и то, что
обычно называют иррациональным или бессознательным. Многие знают, что
впервые понятие коллективного бессознательного дано К. Г.Юнгом.
Согласно его учению, коллективное бессознательное представляет собой
сложную систему установок и типичных реакций, незаметно определяющих
жизнь человека. То есть, считал Юнг, под влиянием неких врожденных
программ и универсальных образцов в человеческом мозгу филогенетически
сформировались не только элементарные поведенческие реакции, но также
стереотипы восприятия, мышления, воображения, потребностей и т.д.  Эти
образцы или «прообразы» получили название «архетипов коллективного
бессознательного». Юнг сравнивает их с системой осей кристалла —
невещественным полем, которое распределяет частицы вещества и
преформирует кристалл в растворе. В человеческой психике таким
«веществом» являются внешний и внутренний исторический опыт,
организуемый согласно врожденным унаследованным установкам. Говоря
современным языком, «архетипы» чем-то напоминают компьютерные
программы, которые и управляют нашим поведением.  Источник информации
об архетипах — мифы, сновидения, ритуалы, народные сказки, произведения
искусства, государственная идеология, а теперь уже и реклама. Допустим,
что это так. В то же время нельзя не заметить, что  коллективное
бессознательное усредняет, нивелирует личность, пробу¬ждает самые
примитивные и неуправляемые самим человеком, однако поддающиеся
манипуляции извне биологические инстинкты. При этом сопротивление, как
таковое, в данном случае становится абсолютно невозможным, ибо если
человек не подозревает об оказываемом на него воздействии, — то чему же
он, собственно,  должен сопротивляться? Все принимается им как должное.
Да и вообще, значение коллективного бессознательного потому и велико,
что воздействие на человека происходит неосознанно. И поступки,
совершенные им, —  как ему кажется, хотя это далеко не так, — 
становятся возможны по его воле и согласию. Соответственно, вывести
человека из подобного заблуждения очень трудно.

Но при
определенных усилиях, думаю, все же возможно. Не случайно действующая
власть  всеми силами наше коллективное бессознательное пытается
законсервировать, всячески его эксплуатируя и находя в нем для себя
поддержку и опору. К.Юнг в связи с этим писал: «Появление диктаторов и
все несчастья, которые они принесли, происходят от близорукости и
всезнайства, отнявших у человека все, что находится по ту сторону
сознания, фактически превратив его в жертву бессознательного. Задача же
человека, напротив, заключается в том, чтобы проникнуть в
бессознательное и сделать его достоянием сознания, ни в коем случае, не
оставаясь в нем, не отождествляя себя с ним. И то и другое было бы
ошибочным. Насколько мы в состоянии сегодня понять, единственный смысл
человеческого существования состоит в том, чтобы зажечь свет во тьме
примитивного бытия. Пожалуй, можно предположить, что бессознательное
имеет над нами такую власть, какую имеет над ним наше сознание…» Да,
хорошо бы, конечно, каким-то образом проникнуть в коллективное
бессознательное белорусов, если оно на самом деле существует.  Еще
интереснее было бы разобраться в нашем национальном архетипе. Коль
скоро это своего рода компьютерная программа, то неплохо бы понять —
кто, когда и каким образом нас запрограммировал…  Когда я об этом
думаю, то сразу вспоминаю одну старинную легенду, о которой мне бы и
хотелось в этот раз рассказать. Называется она «Легендой о Големе», а
описываемые в ней события произошли в XVI веке  в Праге — самом
мистическом городе средневековой Европы, населенном в то время
алхимиками, чернокнижниками и еврейскими мудрецами. Кстати, примерно в
те же годы в столице Богемии жил и работал наш замечательный Франциск
Скорина, сумевший за короткий период с 1517 по 1519 годы перевести,
отредактировать, прокомментировать и подготовить к печати 22 книги
Ветхого Завета…

Уж не знаю, наблюдал ли Скорина за всем
происходящим вживую (шутка), но случилось тогда вот что. Однажды, во
времена царствования императора Рудольфа II Габсбурга, увлекавшегося
мистицизмом и покровительствовавшего алхимикам, в Прагу прибыл
каббалист Иегуда Лёв бен Бецалель, который уже очень скоро стал
верховным раввином города. Именно он и решил создать некое «живое»
существо из неодушевленной материи, названное впоследствии Големом (от
еврейского «gelem» — «сырой материал», «что-то, лишенное формы»).
Зачем? На этот счет имеются по крайней мере три разные версии: для
исполнения самой грязной и черной работы по хозяйству (в том числе в
субботу); для проверки колдовского искусства; и третья, наиболее
популярная — для защиты еврейского гетто от погромов городской черни.
Для соблюдения магического ритуала необходимо было дождаться
определенного положения звезд, после чего выждать 7 дней, найти
подходящую глину и чтобы в создании участвовали 4 стихии и 4
темперамента. Что и было в точности соблюдено — на седьмой день рабби
Лёв, его зять и ученик Соссон тщательно вымылись в бане, оделись во все
белое и отправились к Влтаве. В четыре часа утра рабби Лёв из речной
глины слепил человеческую фигуру в полтора метра высотой, а с началом
рассвета прочитал формулу из 2-го стиха 7-й главы книги Бытия, где
говорится о сотворении человека, и вложил в рот (или, по другой версии,
прилепил на лоб) Голема табличку (камешек) с так называемым шемом
(чип?), или shem-ha-m-forash (то есть — Имя Неназываемого или
Тетраграмматон) — с тайным именем Бога, которое нигде в святых книгах
не названо и которое можно только вычислить, обладая высокой мудростью,
способным вдохнуть жизнь в мертвую материю. Источники расходятся во
мнении, сколько символов должен был в себе содержать шем: от 12-14 букв
до 72 слов… Конец ритуала был обозначен поклонением на все четыре
стороны света, с произнесением библейских слов: «И создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни…(Быт.
2,7) После этих слов Голем ожил…

Голем представлял собой
довольно уродливого мужичка плотного телосложения, ростом первоначально
150 см, на вид 30-летнего, очень сильного, но неповоротливого, с
коричневым цветом кожи. Ему было дано имя Йозеф, или Йосиле. Голем был
лишен дара речи, но силы его  были огромны, он легко управлялся со всей
хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях, и,
если взять за основу сюжет с обороной от погромов — изрядно распугал
всех посягателей на безопасность еврейского гетто. Лёв управлял
Големом-Йосиле следующим образом — каждый вечер он доставал шем (чип) у
него изо рта, и тот становился недвижимым. На следующее утро шем
возвращался на положенное место и Голем вновь активировался, выполняя
каждое поручение хозяина. Но однажды произошло непредвиденное — в один
из вечеров Лёв  попросту забыл вытащить шем изо рта у Голема и тот
начал действовать не по приказам раввина, а самостоятельно. 
Бездуховная материя (к тому времени значительно увеличившаяся в
размерах) взбунтовалась и стала громить еврейский квартал, убивая всех
его жителей. Утихомирить Йосиле не удавалось никак, но раввин Лёв
все-таки смог добраться до рта Голема, вытащить из него шем, лишив тем
самым глиняный колосс  признаков жизни. После чего, прочитав формулу,
употреблявшуюся при создании монстра, но уже в обратном порядке, Лёв и
его приближенные отнесли глиняное тело, ставшее вновь бесформенным,  на
чердак Староновой пражской синагоги, и завалили его богослужебными
одеяниями и книгами, строжайше запретив кому бы то ни было туда
входить… Так он там до сих пор и находится.
 
Удивительная
сказка, с большим смыслом. Я бы даже сказал — гениальное предвидение
того, что произойдет в Европе и мире несколькими веками позже. Ведь по
сути Голем — это народ (сырой материал, лишенный формы), которому
только надо всунуть в рот (или вбить в голову) специальный программный
чип, прочитать заклинание, и он будет делать все, что прикажет ему
хозяин. Проблема лишь в том, что надо знать формулу (код), способную
«оживить» Голем и заставить его повиноваться… Причем этот код должен
быть универсальным, способным вскрыть коллективное бессознательное не
одного человека, и даже не группы людей, а всего Голема — целого народа
или даже всего человечества. В истории по крайней мере два раза это
удавалось. Я имею в виду национал-социализм А.Гитлера и коммунизм
Маркса-Ленина-Сталина. В первом случае один разбушевавшийся Голем напал
на другого и был повержен, а во-втором каким-то чудом у
Голема-победителя удалось вытащить шем (идеологию) изо рта, отчего он
тоже пришел в полную негодность и благополучно развалился… Тем не
менее попытки активировать Голем еще раз то тут, то там неустанно
продолжаются, правда, пока безрезультатно. Есть ли вероятность в
будущем создание нового Голема из какой-то части человечества? Я думаю,
безусловно есть, но для этого сначала должны появиться на свет
«мудрецы» уровня рабби Лёва или хотя бы К.Маркса с В.Лениным. Таких я
пока не вижу, даже в разрешенном телевизоре. Но все же расслабляться не
следует, желающих «големизировать» нас  хотя бы по-отдельности более,
чем достаточно. Равно как и поуправлять нашим коллективным
бессознательным, как сказал Юнг — «не позволяя зажечь свет во тьме
примитивного бытия».

В непроглядной темноте Големы обычно и
оживают. Старые пражане, например, утверждают, что своими глазами
видели, как по ночным улицам Праги, пошатываясь, бродит низкорослый
неуклюжий человек с темно-коричневым лицом. Встретить его можно в любой
день недели, кроме субботы — в этот день слово жизни у него отнимается
и он замирает в оцепенении. Однако по истечении суток он вновь начинает
двигаться, отправляясь по ночному городу выполнять поручения своего
хозяина. На самом деле он не живет, а только механически функционирует,
в соответствии с заданными правилами, и если подойти к нему поближе, то
на его лбу можно разглядеть  четыре буквы на иврите — «эмет», что
означает — «истина».  Но если кто-то осмелится и сотрет первую букву,
то останется слово «мет», означающее «смерть». И тогда Голем
окончательно рассыплется в прах, полностью прекратив свое существование
на Земле…

Как вам новость?
Головоломки