Аналитическая записка: декабрь 2012 года в Беларуси

11.01.2013 11:25
Архив Редакция

По итогу года можно констатировать провал заявленных властями планов роста ВВП. Нет никаких причин полагать, что в 2013 году ситуация улучшится. На этом фоне власти в лице Вице-премьера А. Тозика фактически объявили о готовности пересмотреть основы социальной политики.

Номенклатура не оставляет попыток получить политический статус, в этот раз посредством внесения изменений в Избирательный кодекс. Фактически, чиновники и «придворный» бизнес, объединенные в «Белую Русь», пытаются нарастить таким путем своё влияние.

Беларуские власти не оставляют попыток восстановить диалог с Западом и международными финансовыми институциями. Однако, в отсутствие готовности выполнить условия возобновления сотрудничества, усилия официального Минска остаются безрезультатными. Похоже, А. Лукашенко ставит невыполнимые задачи не только перед Премьер-министром М. Мясниковичем (рост ВВП), но и перед Министром иностранных дел В. Макеем (восстановить отношения с Западом при неизменности существующего политического строя). Однако, время и для первого, и для второго бездарно растрачено. Режим слабеет и его эффективность постоянно снижается. Проблема в том, что оппозиция, тоже не усиливается, продолжая пребывать в разделенном состоянии. Вместо определения адекватной повестки дня и решения вопросов, реально волнующих беларуское общество, часть оппозиции занимается борьбой с вымышленными проблемами.

В декабре продолжилась тенденция деградации оборонного потенциала Беларуси, свидетельством чему стало снятие с вооружения истребителей Су-27. При этом нет ясности, как беларуские власти собираются этот процесс остановить и собираются ли вообще. Текущие поставки и обнародованные планы по закупкам вооружений недостаточны. Кроме того, даже ближайший союзник Россия предпочитает поставлять Беларуси вооружения в экспортной комплектации.

 Прошедший саммит Организации Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) не продемонстрировал внятных результатов. Стало  очевидным, что в Москве с тревогой наблюдают за развитием обстановки в Афганистане. Однако конкретные планы реагирования пока предпочитают не оглашать. Можно только отметить, что Россия пытается создать подконтрольную себе буферную зону из центральноазиатских государств. На текущий момент это наиболее рациональное решение, однако, насколько этот буфер окажется надежным с учетом положения дел в регионе и устойчивости существующих там политических режимов — вопрос открытый. Кроме того, неясно как далеко готовы следовать местные политические элиты в фарватере российских интересов. Как мы отмечали в Записке за декабрь 2011 года, сообщество режимов, не имеющих общих идеологических ценностей и с сомнительной легитимностью, не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. Многолетний авторитарный стиль руководства приучает лидеров соотносить свои действия только с личными интересами, что затруднит координацию и выработку общих решений в рамках интеграционных объединений СНГ.

 

Внутреннее положение: устойчивость государственной власти.

Важнейшие события месяца. Наиболее важным событием декабря стало заявление Вице-премьера Правительства А. Тозика, курирующего социальную сферу. По мнению чиновника, уровень социальной защиты в Беларуси достаточный и наращиваться в дальнейшем не должен. Основная задача Правительства — рационализация существующих социальных расходов, повышение эффективности их использования. В целом, позиция А. Тозика не лишена оснований. Однако следует отметить, что основным лозунгом правления А. Лукашенко является строительство «государства для народа» (то есть системы, предоставляющей своим гражданам обширный социальный пакет). И хотя во многом это остается лишь лозунгом, тем не менее, в социальной сфере ведется значительная работа. Если инициативы Вице-премьера будут осуществлены, это станет фактическим расторжением социального контракта между режимом и народом.

В условиях постоянного снижения качества государственного управления, деградации кадрового потенциала властей по всем направлениям вероятность проведения даже авторитарной политической модернизации крайне мала. А без реформирования текущей системы собственности и управления экономикой, в условиях не подконтрольности чиновников обществу и роста коррупции свертывание существующего социального проекта может означать латиноамериканизацию Беларуси по образцу режимов 70-80-х годов прошлого века. Развитие по такому сценарию приведет к увеличению социального расслоения и преобразования существующей системы государственного управления в полноценный репрессивный режим. В крайней форме это может привести к установлению в стране системы «внутренней оккупации», когда за счет эксплуатации населения будет поддерживаться относительно привилегированное положение высшего и среднего чиновничества. И той части силового аппарата, которая отвечает за внутреннюю безопасность режима.

Динамика развития положения за месяц. В декабре произошло очередное обострение взаимоотношений по линии М. Мясникович — А. Лукашенко. Если Премьер-министр выступает за реалистичную экономическую политику, то А. Лукашенко продолжает ставить амбициозные и практически невыполнимые задачи. Кроме того, за 2012 год коренного улучшения в экономике так и не произошло. Фактически, весь год Правительство пыталось удержать ситуацию под  контролем, избегая системных реформ (либо будучи неспособным их провести).

Отставке Премьер-министра может предшествовать некий кризис или обострение экономической, финансовой или социальной ситуации в стране. Либо же громкое коррупционное дело. Тем более, что в декабре А. Лукашенко продолжил восстанавливать свое реноме пламенного борца с коррупцией и защитника простых людей от произвола им же назначаемых чиновников. 28.12.2012 он обвинил руководство г. Минска в бюрократизме, несправедливости коррумпированности (что полностью соответствует действительности). После чего в очередной раз потребовал побороть эти явления, пригрозив в противном случае жесткими шагами со своей стороны. В данной ситуации А. Лукашенко оказался заложником собственной системы государственного управления. В условиях, когда уровень коррупции растет, факт концентрации всей власти в его руках бросает тень и на него самого, вне зависимости от персональной вовлеченности в коррупционные схемы. Без реформирования принципов государственного управления, введения прозрачной и ясной конкуренции за властные посты борьба с коррупцией в Беларуси будет являться борьбой с собственной тенью.

03.12.2012 стало известно о возможных новациях национального избирательного законодательства инициированных Центризбиркомом. Наиболее значимыми из них является придание права выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей общественными неполитическими организациями, в которых состоит не менее 1000 человек.  Фактически, речь идет об уравнивании неполитических объединений в части прав с политическими партиями. Не совсем понятна необходимость подобного шага с точки зрения сохранения существующей системы единоличного правления А. Лукашенко. Общественные организации в принципе не должны участвовать в борьбе за власть. Для этого есть политические партии. Большинство крупных официально зарегистрированных организаций являются провластными и находятся в той или иной форме на бюджетном содержании. Создать видимость конкуренции в избирательных округах, выдвигая нескольких кандидатов, для властей никогда проблемой не было: выдвижение прорежимных кандидатов — вопрос исключительно формальный.

Если предложенные поправки в Избирательный кодекс будут приняты, это может таить в себе угрозу для зарегистрированных оппозиционных общественных организаций (независимых профсоюзов, Руха «За свободу» и других). В настоящее время ликвидировать беларуские общественные объединения за финансирование политической деятельности из-за рубежа нельзя: формально они ею не занимаются. Однако, придание им черт политической организации логично повлечет и изменение правовых рамок их деятельности. Может быть ужесточен контроль за получением зарубежной финансовой помощи. При этом сама помощь может трактоваться расширительно (не только передача материальных ценностей, но и, например, предоставление во временное пользование помещений, проведение обучающих мероприятий и другое). Единственным, кто очевидно выигрывает от предложенных Центризбиркомом поправок в законодательство, оказывается объединение номенклатуры «Белая Русь». Таким образом оно получает возможность обойти фактический запрет А. Лукашенко на преобразование в политическую партию. 

10.12.2012 А. Лукашенко во время встречи с Послом Ирана заявил о заинтересованности Беларуси в развитии сотрудничества с этой страной и о схожести позиции по международным вопросам. К сожалению, беларуские власти проводят непоследовательную и бессистемную внешнюю политику. И этим практически пресекают возможность выстраивания стратегического партнерства с Тегераном. Участие в антииранских военных учениях («Разгневанный сокол» в Катаре) не способствует налаживанию отношений высокого уровня с Ираном. А за счет произраильской позиции по ряду чувствительных вопросов и с арабскими странами. Официальный Минск до настоящего времени не может определиться с внешнеполитическими приоритетами в странах Третьего мира. Эта дезориентированность приводит к крайне низкой эффективности взаимодействия с этой категорией государств по всем направлениям. Не способствует этому и уровень кадрового обеспечения внешнеполитического ведомства Беларуси: достаточно вспомнить поведение беларуского дипломата во время встречи стран Движения неприсоединения в августе 2012 года в Тегеране.

19.12.2012 А. Лукашенко принимал участие  в саммите государств ОДКБ. Поездка беларуского лидера сопровождалась информационными «сливами». Так, через государственное информационное агентство от имени неназванного представителя беларуской делегации было заявлено, что для Беларуси прагматичными целями интеграции являются среди прочих выход на равнодоходные цены на газ и сохранение их на нефть; обеспечение равного доступа сторон к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа, железнодорожного транспорта; максимально полное исключение изъятий во взаимной торговле товарами и услугами. При этом было отмечено, что основной проблемой интеграционных проектов (Таможенного союза) является то, что каждая из сторон по-своему видит и понимает границы и задачи интеграционных процессов без полного раскрытия своих позиций перед партнерами. Говоря проще: между участниками постсоветских блоков нет взаимного доверия. А. Лукашенко воспользовался саммитом ОДКБ чтобы обсудить с В. Путиным критически важный для сохранения экономической стабильности Беларуси вопрос поставок нефти в 2013 году. Судя по тональности беларуского официоза, встреча двух лидеров не привела к желаемым результатам.

Беларуско-российский нефтяной торг продолжался в течение всего месяца и в конце декабря были согласованы объемы поставок нефти в Беларусь в первом квартале 2013 года исходя из заявленных Минском потребностей. Однако, отсутствие годового баланса не позволяет беларускому руководству спланировать доходы и продолжает держать его в напряжении.

Декабрь отмечен активностью в беларуско-европейских отношениях. Месяц начался с информации о прекращении военного сотрудничества между нашей страной и Германией по инициативе последней. Данный шаг носит скорее символический характер. Открытым остается вопрос о том, сохраняется ли у беларуской стороны возможность приобретения двигателей, используемых для производства беспилотных летательных аппаратов. Необычно активными были  контакты беларуского внешнеполитического ведомства с представителями стран ЕС:

— 07.12.2012 состоялась встреча Министра иностранных дел Беларуси В. Макея с Послом Финляндии;

— в тот же день В. Макей встретился с Послом Литвы; 

— 14.12.2012 прошли консультации с представителями МИД Франции;

— 17.12.2012  состоялся телефонный разговор В. Макея с Министром иностранных дел Чехии;

— в тот же день В. Макей встретился представителем Европейской службы внешних действий Г. Вигандом;

— 21.12.2012 В. Макей принял Посла Эстонии;

— в тот же день Министр иностранных дел Беларуси встретился с Послом Великобритании.

Относительно тематики бесед беларуский МИД ограничился общими фразами о том, что обсуждались отношения Беларуси с ЕС и перспективы их нормализации и развития. Однако о тональности дает представление сообщение МИДа Чехии о том, что во время телефонной беседы В. Макея и К. Шварценберга затрагивалась тема неудовлетворительного состояния дел с правами человека в Беларуси и судьба политических заключенных. Маловероятно, чтобы при встречах с другими европейскими дипломатами беларуской стороне удалось уклониться от неприятных для нее тем.  А 19.12.2012 последовало достаточно жесткое заявление Посла США в Беларуси, посвященное событиям 19.12.2010 и последующим шагам беларуских властей. Таким образом, в настоящее время нет оснований полагать, что режиму посредством лоббистов в ЕС удается разрешить стоящие перед ним задачи без принципиальных для себя уступок. Определенная пассивность Запада по «беларускому вопросу» связана с периферийным статусом нашей страны и обострением обстановки в других регионах планеты. Однако статус глобального центра влияния, на который претендуют ЕС и США, вынуждает их отслеживать и реагировать на состояние дел в Беларуси с фундаментальными для них ценностями (права человека, политические свободы и тому подобное).  Таким образом, угроза тайного сговора властей с Западом в настоящее время неактуальна.

В этой ситуации единственное, что остается беларуским властям — это громкое апеллирование к обязательствам, ранее принятым Западом в отношении Беларуси. 19.12.2012 в МИД были вызваны Послы США и Великобритании. В ходе встречи было отмечено, что Великобритания и США, введя односторонние ограничительные меры в отношении Беларуси, нарушают взятые на себя международные обязательства (Будапештский меморандум Великобритании и США в связи с добровольным отказом Беларуси от статуса ядерной державы). Позиция беларуского МИДа выглядит по меньшей мере наивной: в международной политике значение имеют возможности, а не намерения и принимаемые на себя обязательства. Беларуские власти не нашли ничего лучшего, кроме как пригрозить «привлекать внимание международного сообщества к факту нарушения Великобританией и США Будапештского меморандума». Более яркой демонстрации беспомощности трудно представить.

Выводы. Сохранение премьерства М. Мясниковичем зависит от комплекса факторов. И экономика является далеко не ведущим. Контакты М. Мясниковича в Москве не могут не вызывать раздражения и подозрительности со стороны А. Лукашенко. Тем более, что сам М. Мясникович обязан своим назначением на пост внешнему давлению. Определённое влияние на его дальнейшую судьбу может оказать внутриполитическое положение: уровень поддержки А. Лукашенко застыл на достаточно низком уровне, возможно, потребуется переложить на кого-то ответственность за положение дел в стране.

Кроме того, не последнюю роль сыграет и наличие в среде высшей номенклатуры людей, которые желают и готовы возглавить Правительство в случае смещения М. Мясниковича. Кадровый резерв А. Лукашенко невелик. Из числа публичных чиновников, способных по своим деловым характеристикам возглавить Совет Министров, можно отметить А. Кобякова, А. Тозика и В. Семашко. Возрастает влияние и Министра финансов А. Харковца. Интерес представляет фигура А. Калинина, который сделал карьерный скачок с поста директора предприятия в сфере коммунальных услуг в г. Барановичи в 2009 году до Вице–премьера Правительства уже в 2010 году. Однако он курирует второстепенные вопросы и не имеет достаточного опыта для руководства Правительством. Несмотря на очевидную симпатию к нему со стороны А. Лукашенко (ничем иным нельзя объяснить столь стремительней карьерный взлет). 

Предложенные Центризбиркомом изменения избирательного законодательства являются вызовом для правящей группы: номенклатура стремится обрести рычаги политического влияния. То, что это делается фактически открыто и вопреки четкой позиции А. Лукашенко может свидетельствовать об ослаблении контроля с его стороны. Либо о прогнозируемом ослаблении позиций беларуского руководителя в обозримом будущем. 

 

Внутреннее положение: оппозиция и протестное движение.

Важнейшие события месяца. В целом декабрь не отмечен сколь-либо значимыми событиями в оппозиционной среде. Продолжились вялотекущие дискуссии относительно формата участия в президентских выборах 2015 года. По их итогу предварительно можно констатировать, что реального желания объединяться у противоположных лагерей оппозиции нет. Само обсуждение возможности выдвижения единого кандидата является в настоящее время дежурной темой и имеет целью привлечение дополнительного внимания СМИ к оппозиционным лидерам. Кроме того, не последнюю роль играет и позиция доноров, которые до настоящего времени не определились в стратегии кампании -2015.

Следует отметить, что сама по себе тема необходимости единого кандидата во многом искусственная. И служит фактически прикрытием слабой работы оппозиции непосредственно с населением, отсутствием продуманной системы рекрутинга и рекламы оппонентов режима. Без притока новых активистов, роста узнаваемости брендов политической оппозиции  наличие или отсутствие единого кандидата мало на что повлияет. Выборы 2010 года продемонстрировали неразвитость оппозиционных структур. Тогда из всех альтернативных кандидатов только трое оказались способны собрать 100 000 подписей. Остальные были зарегистрированы властями исходя из политической целесообразности.

Так и не состоялся анонсированный на 23.12.2012 учредительный съезд Центристской партии А. Левковича. То, что первоначально выглядело как авантюра, закончилось как анекдот. А. Левковича, провозгласившего себя «мамонтом беларуской политики», постигла закономерная для всех мамонтов участь: вымирание. В данном случае – политическое.  

Динамика развития положения за месяц. В отсутствие консолидации по принципиальным вопросам, оппозиционные организации, зачастую враждующие,  демонстрируют редкое единодушие по вопросам, которые мало интересуют беларуское общество. 04.12.2012 состоялось подписание Меморандума по реализации Национальной гендерной платформы. Данный факт представляет собой имитацию  деятельности и демонстрирует слабую связь ряда политиков с текущей повесткой дня. Фоном является критическая зависимость от внешних источников финансирования. Напомним, что вопросы полового равноправия, в целом мало волнующие беларуское общество, являются принципиальным для ряда европейских политических элит (особенно Скандинавии). А, следовательно, и донорских структур. Оторванность от беларуских реалий, неспособность (или нежелание) донести объективную информацию о положении дел в стране и скорректировать позицию доноров, вынуждают действовать зачастую в искусственно навязываемых рамках. Что предопределяет слабость большинства оппозиционных политиков.   

Партия БХД предприняла попытку получить официальный статус для своих региональных структур, зарегистрировав их в качестве общественных неполитических организаций. Вероятность того, что власти пойдут на регистрацию, невелика. При этом правовая сторона вопроса никакой роли не играет. Решение по регистрации структур БХД является сугубо политическим. После проведенной партией кампании бойкота выборов в Палату представителей сомнительно, чтобы власти позволили БХД узаконить свою деятельность в любой форме.

К числу реально значимых событий декабря можно отнести инициативу гомельской демократической общественности по созданию механизма эффективного взаимодействия между неправительственными организациями области. 18.12.2012 более полутора десятков региональных организаций и структур договорились о формировании общей информационной площадки с целью более активного продвижения актуальной информации о собственной деятельности. Определены местные новостные  ресурсы, которые выступят в роли канала распространения информации об организациях, участвующих в соглашении.

Отметим, что одной из основных проблем гражданского общества Беларуси наряду с малочисленностью структур является их отчужденность друг от друга, неготовность работать сообща или хотя бы оказывать информационную поддержку друг другу. Гомельская инициатива является практически единственным примером, когда координация усилий неправительственных организаций проводится планомерно, в течение длительного срока и поэтапно.

В других регионах попытки объединения предпринимаются спорадически, как правило, в преддверии избирательных кампаний. В межвыборный период иногда проводятся совместные мероприятия несколькими оппозиционными структурами в регионе. Однако, как показывает наш анализ организационных сайтов, зачастую факт участия в событии других оппозиционеров замалчивается, скрываясь формулировками типа «… и другие местные демократические активисты», «… и представители общественности».

28.12.2012 состоялось второе по счету учредительное собрание по созданию общественной организации «Европейская перспектива». Ранее в ноябре инициаторы  уже пытались получить официальный статус, однако тогда органами юстиции им было отказано в регистрации. Маловероятно, чтобы власти изменили свое решение и в этот раз. Тем более, что «Европейская перспектива» относится к числу реально действующих структур гражданского общества, её деятельность направлена на развитие самоорганизации и активности местных сообществ в деле отстаивания локальных интересов. Организация добилась заметных успехов и смогла выдвинуть на прошедших выборах двух кандидатов в депутаты Палаты представителей, каждый из которых был известен и популярен в своем округе. Однако властями было принято решение о их недопущении к участию в избирательной кампании. С учетом предыстории, маловероятно, чтобы в этот раз  власти придали официальный статус своему активному и эффективному оппоненту.

Выводы. Пока нет оснований полагать, что беларуская оппозиция придет к широкому консенсусу относительно единого кандидата на выборах президента 2015 года. В этой ситуации решающее значение приобретает позиция внешних доноров. 

На этом фоне важным является факт консолидации организаций гражданского общества гомельского региона. Ограниченность в доступных ресурсах подталкивает местных лидеров к объединению усилий и поиску приемлемых схем сотрудничества. Интересно и то, что региональные организации не просто пытаются выжить, но и демонстрируют определенную амбициозность, говоря о необходимости формирования региональной повестки дня. Уязвимым моментом является факт консолидации преимущественно благодаря усилиям одного лидера – П. Кузнецова.

В целом, беларуским неправительственным организациям пока не удается избавиться от персонализма, зависимости существования от наличия сильного лидера. Исключение составляют, пожалуй, только Партия БНФ и правозащитный центр «Весна». Смена руководства не привела к прекращению их деятельности.

Таким образом, наравне с низкой дисциплинированностью, о чем мы уже говорили ранее, следует отметить недостаток идейности беларуских демократических активистов в том плане, что их объединяет скорее фигура лидера, чем конкретная идеологическая платформа. Парадокс ситуации в том, что соответствующая индоктринация – насущная необходимость как для власти (в отношении номенклатуры и населения), так и для оппозиции (в отношении активистов и сторонников). И обоими сторонами идеологическая работа преимущественно провалена. Исключение может составлять только Партия БНФ, где активистов объединяет более-менее стройный набор идей, а не персона партийного руководителя. 

 

Экономическое положение.

Важнейшие события месяца. После первого в истории Беларуси осуществленного погашения суверенных облигаций, размещенных за рубежом, котировки беларуских евробондов продемонстрировали существенный рост и на конец года обновили абсолютные максимумы на мировых биржах (достигли уровня 103,5-104% номинала). В результате на первых торгах 2013 года доходность по семилетним бондам Belarus-2018 опустилась ниже 8% годовых, а по пятилетним Belarus-2015 – практически до уровня 7% годовых. Таким образом, в начале года складывается крайне благоприятная конъюнктура для анонсированных Правительством новых размещений суверенных облигаций на азиатском и европейском рынках. На текущий момент стоимость заимствований здесь практически сравнялась с их стоимостью на внутреннем рынке Беларуси, при том, что первый из них значительно более глубокий по потенциальному объему.

Динамика развития положения за месяц. В декабре власти расширили практику размещения валютных долговых бумаг на внутреннем рынке. Наряду с очередным выпуском облигаций для юридических лиц на сумму USD 60 млн (суммарно с октября 2012 текущего года уже на USD 278 млн) были осуществлены первые размещения и для физических лиц (суммарно на USD 50 млн под ставку 7% годовых).

Несмотря на это золотовалютные резервы по итогам декабря продемонстрировали некоторое падение. Это в первую очередь связано со значительными платежами по обслуживанию государственного долга: было осуществлено очередное погашение кредита МВФ в размере USD 84,3 млн, а также погашен дебютный выпуск государственных облигаций, размещенных в России, на сумму RUR 7 млрд. Также негативно на динамику резервов сказалось падение цен на золото. 

Государственный долг Республики Беларусь на 01.12.2012 составил Br 122,8 трлн, увеличившись по сравнению с началом года  на 5,5%. Внутренний государственный долг с начала 2012 года увеличился на Br 1,3 трлн (в том числе за ноябрь текущего года на Br 320 млрд), и по состоянию на 01.12.2012 составив Br 19,1 трлн при установленном лимите Br 34 трлн. Внешний государственный долг по состоянию на 01.12.2012 составил USD 12,1 млрд при установленном лимите USD 14,3 млрд, увеличившись с начала года на USD 289,9 млн (при этом увеличение за ноябрь составило USD 14,3 млн).   

По итогам ноября золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ увеличились на USD 184,3 млн и на 01.12.2012 составили USD  8,224 млрд в эквиваленте. В национальном определении объем золотовалютных резервов увеличился на USD 195 млн. и составил USD 8 913,8 млн. в эквиваленте.

По итогам декабря золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на USD 112,6 млн и, по предварительным данным, на 01.01.2013 составили USD 8,095 млрд в эквиваленте. В национальном определении объем золотовалютных резервов сократился на USD 134,3 млн и составил USD 8,763 млрд в эквиваленте.

Удивительно легко прошло принятие решения Советом Антикризисного фонда ЕврАзЭС о выделении Беларуси очередного транша кредита в размере USD 440 млн. Руководство Совета, несмотря на значительные нарушения Правительством Беларуси согласованного плана антикризисных мероприятий, в том числе программы приватизации, публично не озвучило никаких претензий, и перевод суммы транша состоится в январе 2013 года.

Менее продуктивно, хотя и вполне ожидаемо, развиваются отношения страны с МВФ. По результатам постпрограммного мониторинга руководителем миссии Фонда было заявлено, что для сохранения макроэкономической стабильности властям следует ужесточить денежно-кредитную политику и отказаться от планов ускоренного роста ВВП в 2013 году. При этом переговоры о новой программе могут быть начаты только после согласования на уровне высшего руководства страны мер экономической политики, направленных на реализацию глубоких структурных реформ. Фактическим ответом на это было заявление Лукашенко о том, что проведение приватизации как основы структурных реформ не соответствует национальным интересам страны и Беларусь откажется от программы с такими условиями. При этом основной источник роста эффективности экономики он видит в модернизации (фактически техническом перевооружении) существующих промышленных госпредприятий.

В декабре в очередной раз повторились «качели» на денежном рынке. Если в начале месяца высокие ставки на депозитном и кредитном рынках привели к росту рублевой денежной массы и возникновению избыточной ликвидности у банков (например, 11 декабря излишняя ликвидность в банковской системе составила Br 1,4 трлн), то к концу месяца очередной сезонный рост девальвационных ожиданий и резкое увеличение спроса на валюту обернулись стремительным ростом дефицита банковской ликвидности (до уровня выше Br 4 трлн). Ставки на межбанковском рынке вновь выросли до уровня близкого к 40% годовых, и Нацбанк был вынужден аккуратно начать операции по поддержке ликвидности, пытаясь стабилизировать рынок на уровне 35% (ставка по предоставляемым ломбардным кредитам). Очередной качек ставок на рублевом рынке удлиняет период дорогих кредитов для реального сектора экономики и фактически является следствием потрясений 2011 года. Однако самопогашающая сила таких колебаний, а также выполнение прогноза по инфляции на 2012 год (по итогам года составит порядка 22%) позволяют считать реальными планы властей по сокращению ставки рефинансирования к концу 2013 года как якоря рынка до уровня 20-22% годовых.

Объем широкой денежной массы в Беларуси на 01.12.2012 года составил Br 156 трлн (за ноябрь выросла на 3,16%). Рублевая денежная масса на 01.12.2012 года составила Br 62 954,6 59 409,5 млрд, увеличившись за ноябрь на 5,97% (источник). Денежная база за ноябрь сократилась на 1,07 %, составив на 01.12.2012 года Br 27,5 трлн. Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за декабрь не изменилась и на 01.01.2013 составляла 30%.

По предварительным данным, обнародованным Министерством финансов Беларуси (источник), исполнение республиканского бюджета по итогам 2012 года вопреки плану сложилось дефицитным. Правда размер дефицита оказался незначительным и составил BYR 0,5 трлн, или около 0,1% ВВП. При этом суммарный бюджет центрального правительства (республиканский бюджет и бюджет ФСЗН) по предварительным данным исполнен с профицитом в BYR 0,2 трлн.

Незначительное отклонение от запланированных показателей по исполнению бюджета связано с продолжающимся падением роста ВВП Беларуси: так, по итогам января-ноября 2012 года этот показатель составил лишь 2% после 2,2% по итогам января-октября 2012 года.

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-ноябрь 2012 года сложились в сумме Br 190,2 трлн рублей, или 88,0%  уточненного годового плана. Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-ноябрь 2012 года составили Br 184,4 трлн рублей, или 85,1 % уточненного годового плана. Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-ноябрь 2012 года составил Br 5,8 трлн, или 1,3%  к ВВП.    

Выводы. По итогам декабря можно констатировать сохранение финансовой стабильности в стране и даже некоторое улучшение краткосрочных перспектив. Так, в очередной раз стало очевидно, что на нынешнем этапе развития совместных интеграционных проектов Россия не готова оказывать давление на Беларусь по приватизационным программам и согласна предоставлять поддержку беларуской экономике, существенно улучшились условия для размещения суверенных облигаций на мировых рынках. Однако с точки зрения среднесрочного развития ситуация явно ухудшается. В условиях стабилизационной политики Правительства экономика Беларуси демонстрирует низкий рост, грозящий в начале 2013 года вообще превратиться в рецессию. Реальной стратегии обеспечения условий для ускорения роста экономики в ближайшие годы власти так и не выработали (озвученная модернизация промышленности может иметь скорее обратный эффект). При этом будущее самого Правительства на фоне провала годового плана прироста ВВП остается туманным. Если его отставка состоится, то новому составу Правительства может быть поручено «исправление ошибок» предшественника и неукоснительное обеспечение роста ВВП в 2013 году на уровне 8,5%, что возможно обеспечить только через эмиссионный разгон внутреннего спроса.

Одновременно экономические власти продолжили заигрывать с МВФ, заявляя о важности и приоритетности сотрудничества с фондом, а также значительно расширяя роль в экономике страны Банка развития как основного источника кредитования госпрограмм, что еще с 2008 года было одной из основных рекомендаций МВФ). Таким образом, очевидно, что власти действительно смирились с невозможностью получить новый кредит от МВФ в краткосрочной перспективе, однако пытаются улучшить отношения с Фондом на случай возникновения экстренных потребностей в среднесрочном периоде.

 

Положение в области национальной безопасности и обороны.

Важнейшие события месяца. Важнейшим (и ожидаемым) событием месяца стал саммит ОДКБ, который состоялся 19.12.2012. Главы государств-членов на сессии Совета коллективной безопасности приняли решения о развитии военной составляющей до 2020 года, о создании системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации, определили меры по противодействию угрозам, исходящим с территории Афганистана, и назначили начальника Объединенного штаба ОДКБ на постоянной основе. Всего было подписано 18 документов, однако обнародовано только совместное заявление крайне размытого содержания.

В целом, никаких неожиданностей саммит не принёс. Как было известно ранее, Москва попыталась сплотить своих крайне ненадежных союзников, поставив под контроль насколько это возможно, их вооруженные силы. Однако перспективы реализации этих планов туманны. Интерес представляет и то, что много внимания во время встречи было уделено ситуации в Афганистане. Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа представил прогноз развития обстановки в этой стране на перспективу до 2015 года. Наиболее глубоким выводом прогноза, как следует из пресс-релиза, было то, что ситуация в Афганистане … слабо прогнозируема. Напомним, что ранее мы посвятили ряд материалов этой теме и перспективам её развития.

Уже сейчас можно уверенно прогнозировать резкое ухудшение обстановки после вывода войск ISAF. Анализ ситуации демонстрирует, что основными угрозами, исходящими с территории Афганистана являются экспорт религиозного экстремизма, наркотрафик и распространение опасных заразных заболеваний (например, полиомиелита).

Динамика развития положения за месяц. 01.12.2012 с вооружения национальных ВВС были сняты тяжелые истребители Су-27. Самолеты выработали свой календарный ресурс, попытка заменить их более новыми Су-30, ранее состоявшими на вооружении индийских ВВС, провалилась. В настоящее время единственной машиной истребительного парка является МиГ-29. С учетом скудного оборонного бюджета поставщиками новой авиатехники для Беларуси могут быть только Россия (МиГ-35) и Китай (истребители FC-1 и Chengdu J-10).

Продолжая авиационную тему, 18.12.2012 рамках реализации Договора между Россией и Беларусью о развитии военно-технического сотрудничества от 10.12.2009 в Минске был подписан контракт между ОАО «Корпорация «Иркут»» и Министерством обороны Беларуси на поставку в 2015 году 4 учебно-боевых самолетов Як-130. Совокупная стоимость партии, исходя из каталожных цен, не превысит USD 70 млн. Самолет, предназначен для основной и повышенной подготовки летчиков фронтовой авиации. При минимальных доработках в состоянии выполнять функции маловысотного истребителя-бомбардировщика, самолета радиоэлектронной борьбы и штурмовика. В целом можно приветствовать данное событие, однако минимальный размер партии позволяет предположить, что самолеты были получены из России в рамках военно-технической помощи. Достаточно отметить, что в настоявшее время в беларуских ВВС имеется 10 учебных самолетов L-39 «Альбатрос». Очевидно, что всего лишь 4 самолета не в состоянии закрыть всю потребность в машинах этого класса. Естественно, если к 2015 году беларуские ВВС сохранят хотя бы сегодняшнюю численность.

В декабре в СМИ появилась информация о том, что в Беларуси может быть размещена  авиабаза российских ВВС. Причиной якобы является некая активизация НАТО в странах Балтии. Пока нет никаких оснований рассматривать эту информацию всерьёз по ряду причин. Во-первых, слухи о создании российской авиабазы в нашей стране периодически возникают на протяжении последних 15 лет. Во-вторых, нет никакой стратегической необходимости для российской стороны в наличии военной базы в Беларуси в мирное время; в военное время российские ВВС смогут воспользоваться беларуской инфраструктурой на основании уже действующих межгосударственных соглашений. В-третьих, передислокация российской авиатехники в Беларусь может вызвать обострение обстановки в регионе, что не в интересах России. В-четвертых, нет никаких оснований полагать, что российское руководство склонно к конфронтации с Западом. Те заявления и шаги Кремля, которые могут быть истолкованы как антизападные,  направлены исключительно на внутреннее информационное поле и не способны причинить урон интересам США или ЕС. Более того, прозвучавшие в рамках саммита ОДКБ в Москве 19.12.2012 заявления можно трактовать скорее как предложение НАТО со стороны ОДКБ (а фактически России) о сотрудничестве.

Декабрь не внес конкретики в части перспектив реформирования МВД. Министр И. Шуневич ограничивается косметическими мерами. Так, 04.12.2012 объявлено о создании в рамках реформы ведомства Главного управления идеологической работы (далее по тексту ГУИР). Основной задачей нового органа станет индоктринация сотрудников МВД. Сомнительно, чтобы затея увенчалась успехом хотя бы в силу высокой текучести кадров в большинстве подразделений и постоянном снижении профессионального и морального уровня сотрудников, поступающих на службу. Кроме того, в условиях  отсутствия внятной государственной идеологии не совсем понятно, зачем этот орган нужен в принципе. Можно уверенно утверждать, что основной задачей ГУИР станет пресечение инакомыслия в милицейской среде. Стоит обратить внимание, что А. Лукашенко 19.11.2012, представляя коллективу КГБ нового руководителя В. Вакульчика,  значительную часть своего выступления уделил необходимости обеспечить лояльность сотрудников спецслужбы правящему режиму («государству»).

4-7 декабря 2012 в Минске состоялось 3-е заседание беларуско-казахстанской Подкомиссии по военно-техническому сотрудничеству. Беларуская сторона стремится расширить свое присутствие на казахстанском рынке вооружений и оборонных услуг. Особенно, связанных с модернизацией советской военной техники. Казахстан интересует в первую очередь организация совместных производств с передачей технологий по выпуску вооружений и военной техники.

06.12.2012  А. Лукашенко утвердил проект Соглашения между Беларусью и Китаем «О статусе воинских формирований Китайской Народной Республики, временно находящихся на территории Республики Беларусь, и воинских формирований Республики Беларусь, временно находящихся на территории Китайской Народной Республики, для проведения совместных учений (тренировок)». На переговоры и подписание соглашения уполномочен Министр обороны Ю. Жадобин. Само по себе такое соглашение является цивилизованной формой организации двустороннего сотрудничества в области обороны. Оно закрепит юридический статус военнослужащих и имущества, выделяемых для участия в совместных учениях. Например, урегулирует вопрос права собственности на оружие, находящееся при иностранных военнослужащих, так как согласно беларускому законодательству единственным собственником боевого оружия может быть только Республика Беларусь.

17.12.2010 состоялось заседание научно-технического совета по реализации проекта «Солдат-боевые системы». Обсуждался технический проект комплекса, возникшие проблемные вопросы и направления дальнейшей работы. Планируется, что в наступившем году состоятся его полевые испытания в условиях, приближенным к боевым в ходе беларуско-российского учения «Запад-2013» и учения ОДКБ «Взаимодействие-2013», которые пройдут на территории Беларуси.

Следует отметить, что наравне с программой по разработке многофункционального отечественного беспилотного авиационного комплекса, проекту «Солдат-боевые системы» уделяется повышенное внимание. Одним из условий реализации проекта является то, что каждая его составная часть будет законченным изделием и сможет быть использована самостоятельно. С учетом традиционной конкурентоспособности беларуской продукции по стоимости, проект может иметь значительные перспективы на рынках стран Третьего мира. В качестве потенциальных заказчиков могут выступить Венесуэла, Эквадор, Судан, Индия, Бангладеш, Вьетнам, Казахстан, Азербайджан.

19.12.2012 в ходе саммита ОДКБ Александр Лукашенко заявил о необходимости налаживания взаимодействия с международными организациями, в том числе с НАТО. Также он отметил, что возрастет напряженность  и «не последнюю роль играет деградация системы контроля над обычными вооружениями в Европе, что приведет к новой гонке вооружения».

Само по себе заявление выглядит странным. Налаживание диалога подразумевает интерес со стороны всех участников. Судя по всему, НАТО реально оценивает потенциал ОДКБ и его возможности. И ни соперником, ни действенным союзником в интересующих НАТО вопросах ОДКБ не может быть хотя бы в силу разной географии приоритетов. НАТО все более сосредотачивается на регионах Ближнего Востока и Сахеля, в меньшей степени Азиатско-Тихоокеанского региона. Влияние как всего ОДКБ, так и каждого его участника в этих регионах пренебрежительно мало. Более того, ОДКБ игнорируется не только НАТО, но и ближайшим партнером официального Минска Пекином, предпочитающим взаимодействовать по линии Шанхайской организации сотрудничества и на двусторонней основе.

Среди прочих мер по итогам саммита было оглашено намерение ОДКБ создать собственную авиацию. Очевидно, что наиболее вероятной зоной её применения может стать регион Памира и Тянь-Шаня. Исходя из заявленных угроз (противостояние экстремизму и нелегальному обороту наркотиков) наиболее оптимальным представляется укомплектование авиационной компоненты ОДКБ средними и тактическими транспортными самолетами и многоцелевыми вертолетами Ми-8/Ми-17. При этом в первую очередь речь должна вестись именно о вертолетах. Целесообразно для упрощения тылового обеспечения ограничиться одной модификацией машин Ми-8АМТШ.

В конце месяца 120-я зенитная ракетная бригада ВВС и ПВО Беларуси, получила вторую батарею российского зенитного ракетного комплекса (далее по тексту ЗРК) ближнего действия «Тор-М2Э» в составе четырех боевых машин  на колесном шасси МЗКТ-6922. Первая батарея этих систем была поставлена около года назад. При этом открытым остается вопрос о комплектации поставленных ЗРК, в частности о включении в систему новейших российских алгоритмов радиоэлектронной борьбы: литера «Э» означает «экспортный» и подразумевает более низкий уровень возможностей комплекса. Непосредственно для российских нужд планируется поставка ЗРК «Тор-М2У».

Выводы. Исходя из открытой информации о характере договорённостей, достигнутых в ходе саммита ОДКБ 19.12.2012 следует отметить, что любые действия не будут успешными если параллельно не улучшится ситуация с безопасностью в двух «слабых звеньях» Организации – Таджикистане и Кыргызстане. В условиях тотальной коррумпированности и клановости в этих странах, проблематичным представляется пресечение наркотрафика. Очевидно, что для этого необходимо было бы ввести элементы внешнего управления, передав местные антинаркотические службы в ведение ОДКБ (и на её финансовое содержание соответственно). Однако на это не пойдут таджикские и кыргызские  элиты, для части которых наркобизнес – существенный источник дохода. Касательно же распространения экстремизма следует отметить смену тактики исламистов. Опираясь на значительные материальные ресурсы, они просто покупают религиозные должности, получая возможность вести свою работу под видом легальной деятельности.

Возвращаясь к заявлению А. Лукашенко относительно гонки вооружений в Европе не совсем понятно, что он имел в виду. Страны ЕС стремительно деградируют в военном отношении. Исключение составляют лишь Польша, Румыния и Эстония. С 1975 года только одна страна НАТО нарастила численность национальных Вооруженных Сил – Люксембург (с 550 человек до 900). Ливийская кампания продемонстрировала полную неспособность европейских членов НАТО к ведению даже локального конфликта без поддержки США. Удельный вес европейских членов Альянса в совокупных военных расходах сократился с 50% до 30%. Скорее, региональная угроза состоит не в воображаемой гонке вооружений в Европе, а в стремительной деградации военного потенциала ЕС, которого вскоре будет едва хватать для защиты границ. Не говоря уже о военной интервенции за рубежом. Неспособность решить вопрос Азавада на севере Мали тому подтверждение. Европа воевать не хочет, что нормально, и не может. А вот последнее — опасно. Баланс действительно нарушен. В целом же следует отметить, что потенциал обоих военно-политических блоков (НАТО и ОДКБ) и их внутреннее состояние вызывают сомнения в готовности, а главное — способности к взаимному противостоянию и конфронтации.

Пассивность главы МВД генерал-майора И. Шуневича при проведении реформы может объясняться нежеланием брать на себя ответственность за её ход и последствия. А это является свидетельством отсутствия четкой и однозначной позиции по вопросу преобразования ведомства у А. Лукашенко. В этой связи возникает необходимость предпринимать имитационные по сути шаги. Именно так и следует расценивать, по нашему мнению, создание ГУИР МВД. Создание идеологического органа политически правильно: идеологическая работа – личная слабость А. Лукашенко. Последствия создания ГУИР будут безопасны лично для Министра, но на реальную деятельность ведомства никакого влияния не окажут.

Вопреки заявлениям о союзнических отношениях, Россия не склонна содействовать Беларуси в перевооружении. Поставляемые партии вооружений незначительны и как в случае с ЗРК «Тор» представляют собой версии с ограниченным функционалом. Это следствие недостатка доверия между руководством формально союзных государств. В интересах Беларуси нарушить фактическую монополию России в области военно-технического сотрудничества. С учетом враждебных отношений с Западом, Китай является единственной реальной альтернативой. Отметим, что начало поставок КНР вооружений в Беларусь не гарантирует роста оборонного потенциала: размеры отечественного военного бюджета не позволяют закупать крупные партии и широкую номенклатуру вооружений. Даже с учетом льготных условий, которые предоставляет своим партнерам Пекин.

Belarus Security Blog

Как вам новость?